Утверждение метода социалистического реализма




Запрет литературных объединений и создание ССП

В 1932 году постановление Центрального Комитета партии «О перестройке литературно-художественных организаций» запрещает любые литературные объединения, в том числе и пресловутую РАПП. Именно по этой причине многими писателями постановление было воспринято с радостью, к тому же все писатели объединялись в единый Союз советских писателей (ССП), берущий на себя все бремя забот по обеспечению их всем необходимым для творчества.

Первый пленум оргкомитета писательского союза стал важнейшим шагом в сторону унификации всей советской литературы. Объединение творческих сил страны в единый Союз не только упростило контроль над ними — отлучение от него означало отлучение от литературы, от читателя. Лишь члены ССП имели возможность печататься, жить на средства, добываемые писательским трудом, ездить в творческие командировки и в санатории, остальные же были обречены на нищенское существование.

Утверждение метода социалистического реализма

Другой шаг партии по установлению полного идеологического контроля над литературой — утверждение в качестве единого творческого метода всей советской литературы социалистического реализма.

Впервые прозвучавшее на собрании литературных кружков Москвы в речи И. М. Тронского, опубликованной 23 мая 1932 года в «Литературной газете», понятие «соцреализм», по преданию, было выбрано самим Сталиным среди предлагаемых вариантов определения нового метода как реализма «пролетарского», «тенденциозного», «монументального», «героического», «романтического», «социального», «революционного» и др.

Примечательно, что каждое из этих определений раскрывает одну из сторон нового метода. «Пролетарский» — тематическая и идейная подчиненность задаче строительства пролетарского государства.

«Тенденциозный» — идеологическая заданность.

«Монументальный» — стремление к масштабным художественным формам (что в литературе, в частности, проявилось в засилии крупных романных форм).

Определение «героический» отвечает культу героизма в самых разных сферах жизни (идущему от слов М. Горького «в жизни всегда есть место подвигу»).

«Романтический» — ее романтической устремленности к будущему, к воплощению идеала, романтическому противопоставлению мира мечты и мира реальности.

«Социальный» и «классовый» — ее социальному подходу к человеку, взгляду через призму общественных (классовых) отношений.

Наконец, определение «революционный» передает стремление литературы соцреализма к «изображению действительности в ее революционном развитии».

Это отчасти напоминает «фантастический реализм», о котором говорил Е. Замятин, но смысл его в другом: литература должна изображать не то, что есть, а то, что должно быть, то есть обязательно появиться по логике марксистского учения. При этом отметается сама мысль, что жизнь может оказаться намного сложнее любых головных построений теоретиков коммунизма и не захочет стать лишь доказательством истинности коммунистической идеи.

Таким образом, в понятии «социалистический реализм» ключевым словом оказывается не «реализм» (понимаемое как верность действительности), а «социалистический» (то есть верный идеологии построения нового, еще не бывалого общества).

Основные черты героя литературы классической и советской
Классическая литература Советская литература
1.Цель жизни
Поиски истины и любви, вечных и высших ценностей, гармонии в жизни.   Борьба за великие идеалы революции.  
2.Отношение к людям
Умение сочувствовать, сострадать, быть решительным, но не жестоким Мир делится на своих и врагов, к врагам не может быть жалости  
. 3.Отношение к женщине
Обретение в любимом человеке нравственного идеала . Любимый человек - прежде всего товарищ в борьбе.  
4.Основное душевное состояние  
Постоянный самоанализ, стремление понять себя и мир, рефлексия. Убеждённость в правоте той единственной идеи, которая тобой владеет (и идея эта - борьба).  
5.Понимание своего назначения
Быть там, где труднее, найти единственную ценность - нравственную.   Быть там, где труднее, чтобы служить революции.  

 

Основные темы и черты литературы 30-х годов Приоритетными в словесном искусстве 30-х годов стали именно «коллективистские» темы: коллективизация, индустриализация, борьба героя-революционера с классовыми врагами, социалистическое строительство, руководящая роль коммунистической партии в обществе и т.д В литературе 30-х годов одной из важных тем остается тема места интеллигенции в жизни общества. Разнообразная трактовка этого вопроса в различных произведениях сводилась, по сути, к одному вопросу: соглашаться с революцией или нет. А.Толстой в трилогии «Хождение по мукам» (1941) проводит своих героев – интеллигентов через адовы муки гражданской войны. В конце концов, Иван Ильич Телегин, Вадим Петрович Рощин, Катя и Даша Булавины приходят к полному согласию с советской властью. Рощин, часть гражданской войны прошедший в рядах белой гвардии, но окончивший ее красным командиром: Рощину не удастся перестроить мир для добра. Сложность будущих судеб тех, кто воевал на стороне белых, была литературе понятна еще в 20-е годы.  
Литературе 30-х годов присуще активное взаимодействие разных родов литературы К примеру, библейский эпос проявил себя в лирике А.Ахматовой; Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» многими своими чертами перекликается с произведениями драматургическими – прежде всего с трагедией И.В.Гёте «Фауст». Возникают новые виды романа (прежде всего так называемый «производственный роман»). «Производственные» романы чаще всего изображают панораму трудового процесса, связывая развитие сюжета с этапами строительства. Производственный роман в литературе 30-х годов Картины индустриализации представлены в романах В.Катаева «Время, вперед!» (1931), М.Шагинян «Гидроцентраль» (1931), Ф.Гладкова «Энергия» (1938). О коллективизации в деревне повествовала книга Ф.Панферова «Бруски» (1928-1937). Эти произведения нормативны. Персонажи в них четко разделены на положительных и отрицательных в зависимости от политической позиции и взгляда на возникшие в процессе производства технические проблемы   Композиция философского романа (в этой жанровой разновидности выступалВ.Набоков) связана, скорее, не с внешним действием, а с борьбой в душе персонажа.  
Жанр эпопеи в литературе 30-х годов. Психологическая картина революции представлена в эпопее М.Шолохова«Тихий Дон» (1928-1940). Книга богата картинами исторических событий, сценами казачьего быта. Но главное содержание произведения составляет все то, что метафорически выражено в самом его названии – «Тихий Дон» – символ вечности, природы, родины, любви, гармонии, мудрости и строгого суда совести. Недаром на берегу Дона повстречались Григорий и Аксинья; в волнах Дона решила окончить свою неправедную жизнь Дарья Мелехова; в воды тихого Дона выбросил в конце романа свою винтовку отказавшийся от войны Григорий Мелехов. Гремят революции, люди схватываются в братоубийственных войнах, а Дон остается тихим и величественным. Он – главный учитель и судья людей.
 
Сатира в литературе 30-х годов. Наиболее популярными из этого ряда стали романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931). Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен. В романах И.Ильфа и Е.Петрова представлена обширная галерея нравственных монстров: взяточников, конъюнктурщиков, воров, пустословов, накопителей, развратников, тунеядцев и т. д».
Романтическая проза в литературе 30-х годов Замечательной страницей литературы 30-х годов стала романтическая проза. С нею связывают обычно имена А.Грина и А.Платонова. Последний рассказывает о людях сокровенных, понимающих жизнь как душевное преодоление во имя любви.
Исторический роман в литературе 30-х годов Развивается в 30-е годы исторический роман. В.Шишков повествует о крестьянской войне 1773-1775 годов (эпопея «Емельян Пугачев», 1938-1945), О.Форш пишет роман «Радищев» (1939
. Роман воспитания в литературе 30-х годов роман Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Книга А.Макаренко «Педагогическая поэма» (1935.). В них отражена поэтическая, восторженная надежда автора (да и большинства людей тех лет) на гуманистическое преобразование личности под воздействием идей революции.
Тенденции и жанры развития поэзии 30-х годов Отличительной особенностью поэзии 30-х годов являлось бурное развитие песенного жанра, тесно связанного с фольклором. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие. Поэзия 30-х годов активно продолжала героико-романтическую линию предшествующего десятилетия. Ее лирический герой – революционер, бунтарь, мечтатель, опьяненный размахом эпохи, устремленный в завтра, увлеченный идеей и работой. . Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» (1936), отражая поворот многомиллионной крестьянской массы к колхозам, эпически повествует о Никите Моргунке, безуспешно ищущем счастливую страну Муравию и находящем счастье в колхозном труде.. Глубоко искренние лирические стихи писала М.Цветаева, осознавшая невозможность жить и творить на чужбине и вернувшаяся в конце 30-х годов на родину.
Борьба с «формализмом» В середине 30-х годов 20 века развернулась борьба с «формализмом», под которым понимался любой поиск в области художественного слова, любой творческий эксперимент.. Советская литература заболела тяжелой болезнью усредненности — естественного следствия унификации. Несмотря на звездопад государственных премий и наград, все меньше публикуется произведений, которые без натяжки могут быть названы крупными событиями в литературе.  
Отрыв литературы от реальности Само развитие метода социалистического реализма показало невозможность управлять живым процессом творчества, не убивая самого главного — творческого духа. Лучшие произведения тех лет — «Тихий Дон» и «Поднятую целину» М. Шолохова, эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, роман «Петр Первый» А. Толстого и др. Литература переставала отражать реальность, отвечать на действительно насущные вопросы. Как результат — писатели, не приспособившиеся к новым правилам игры, нередко уходили из «большой литературы» в пограничные сферы. Одной из таких сфер стали детские книги. Произведения для детей Б. Житкова, А. Гайдара, М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина, Ю. Олеши, писателей группы ОБЭРИУ (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского и др.) нередко затрагивали проблемы, недоступные для «взрослой» литературы тех лет, детская поэзия оставалась чуть ли не единственным легальным способом работать с экспериментальными художественными формами, обогащая русский стих. Другой областью «внутренней эмиграции» для многих авторов стала переводческая деятельность. Следствием того, что многие крупные художники, среди которых Б. Пастернак, А. Ахматова, С. Маршак, А. Тарковский, в этот период имели возможность заниматься только переводами, стало создание высочайшего уровня русской переводческой школы. "Потаенная" литература Впрочем, у писателей была еще одна альтернатива: подспудно, скрыто от всевидящего ока властей создавалась еще одна литература, получившая название «потаенной». Одни писатели, отчаявшись опубликовать свои самые выстраданные произведения, откладывали их до лучших времен: другие изначально понимали невозможность публикации, но, боясь упустить время, сразу же писали «в стол», для потомков. Среди них такие шедевры, как «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Своего читателя эти книги обрели в 60—80-е годы, образуя собой мощный поток так называемой «возвращенной литературы Литература русского зарубежья Картина русской литературы послереволюционных десятилетий все равно будет также неполной, если не упомянуть еще и литературу русского зарубежья. Страну в то время покинуло множество замечательных писателей и поэтов, среди которых И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев, М. Цветаева и др. Своей миссией они видели сохранение России такой, какой они ее запомнили: даже за много тысяч верст от Родины авторы старшего поколения в своем творчестве обращались к родной земле, ее судьбе, традициям, вере. Многие представители молодого поколения, эмигрировавшие еще совсем юными или же мало кому известными авторами, стремились сопрягать традиции русской классики с новыми веяниями европейской литературы и искусства, присматривались к опытам советских литераторов. Некоторые писатели, как, например, М. Горький или А. Толстой, впоследствии вернулись из изгнания, однако в целом литература русской эмиграции первой волны стала значительнейшим явлением мировой и отечественной культуры, ее неотъемлемой частью. Не случайно первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии в 1933 году стал И. Бунин.

Вывод:

Именно в 30-е годы ХХ века сложилась советская литература, которая достигала художественных высот лучшими своими произведениями, но своей сутью отвергала или переосмысливала нравственные ценности, созданные русской классической литературой.

Размышляя о происходящем в стране и в литературе в 30-е годы, мы можем отметить нарастание трагических черт жизни и творчества.

Двадцатые годы двигались в очень определенном направлении: от отдельных репрессий к систематическому искоренению любых попыток остаться независимым, мыслить по-своему.

Это явно символично и по датам: от расстрела Н.Гумилева (в его лице была убита несогласная с революцией поэзия и был наказан слишком независимый художник) и угасания А.Блока (это гибла сама лирика, осознавшая, что происходит со страной и искусством) в 1921 году через смерть С.Есенина (когда покончила с собой обманутая - или обманувшаяся? - мечта о рае на земле) в 1925 году до смерти В.Маяковского в 1930 году (в его лице наложила на себя руки поэзия, теснее всего связанная с революцией, но исчерпавшая себя и упершаяся в тупик).

Чтобы почувствоватьпроисходящее в стране, послушайте слова Д.С.Лихачева, который за студенческий реферат, показавшийся кому-то подозрительным и идеологически чуждым, отсидел несколько лет в Соловецком лагере: "Когда я вернулся в Ленинград, это был уже другой город и другая страна. Из одной зоны я как бы перешел в другую. Страна уже напоминала лагерь. Наши кружки и общества, наши «русские разговоры» — бесконечные и задушевные, раскрывающие сердце, рождавшие целые философские концепции, — кончились. Уже никто не решался собираться вместе для споров и бесед. За разговоры грозил арест. Лишь бледное подобие интеллектуальной жизни ещё теплилось."

Отложим на будущее разговор о литературе русского зарубежья, составляющей целый пласт русской культуры, и увидим, что в тридцатые годы существуют 3 основных потока:

І. Литература советская (ещё со многими направлениями, ещё яркая, разнообразная и по восприятию мира, и по художественным формам, но уже всё сильнее испытывающая идеологическое давление "главной руководящей и направляющей силы нашего общества" — партии).

2. Литература "задержанная", не дошедшая вовремя до читателя (это произведения М.Цветаевой, А.Платонова, М.Булгакова, А.Ахматовой, О.Мандельштама…)

3І. Литература авангардная, прежде всего ОБЭРИУ (Объединение реального искусства, цель-пародийно-абсурдное изображение действительности).

К середине 30-х годов сложилось то, что мы называем советской литературой, и первый съезд писателей сформулировал понятие о методе социалистического реализма. Нужно ли о нём

30-е годы ХХ века – самый трагический период русской литературы. Физическое уничтожение свободомыслия, цензура, репрессии или вытеснение из творческого поля слишком самостоятельных писателей привели к снижению художественного уровня произведений, или к тому, что целый ряд произведений не мог придти к читателю. Но было и самое страшное – наша литература пришла к отказу от традиционных нравственных ценностей, по сути своей христианских, православных. То, что было предложено взамен, оказалось не только не вечным, но и нравственно разрушительным.

Рассмотрим творчество Платонова Учебник стр 16
Повесть «Сокровенный человек» Краткое содержание повести
“Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки…” Первая фраза повести заставляет задуматься о герое, осмыслить его поступки. Кто же он “сокровенный человек” Платонова? Какую характеристику даёт себе сам герой?   Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”.
Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище. Сегодня на уроке мы с вами приоткроем покровы с тайного в человеке. : Каково значение слова “сокровенный”? Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. Данное определение мы находим в словаре русского языка. В словаре В.И. Даля читаем следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
: Что стоит за понятием сокровенного в человеке?   Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.  
Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке?   : Через портрет героя, отношение к другим людям, поступки, отношение к себе…  
Рисует ли нам автор портрет героя?   В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?   Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”  
В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”. Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе. : Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”. После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”. “Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.  
Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
Но наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь “Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…” “Близ машины он всегда был добродушен…” “Писал рапорты о болезнях машины…” “Переделал двигатель по своему пониманию…”  
: Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность? Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.  
Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей. Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья? Мир природы, пространство, движение. “Пухов всегда удивлялся пространству…” “Чувствовал землю… “Неиспытанное чувство полного удовольствия…”  
Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”? Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…  
Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Странствия Фомы Пухова  
   

В прозе А. Платонова нашли свое продолжение традиции русской классики XIX века, на примере этой повести показана отличительная черта литературы XX века - трагическое мироощущение: распад души, тоска по неведомой красоте, истине, добру и, наоборот, утверждение их в творчестве.

 

Литература запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событий.

В повести "Сокровенный человек" (1927 г.) А. Платонов обращается к тем мучительным вопросам, которые ставила русская проза о революции и гражданской войне. Уже само название повести "Сокровенный человек" выражает новую точку отсчета в художественном мире А. Платонова: тема осталась прежней: "революция", но герой не преобразователь, не "герой эпохи", не в "авангарде революции".

В центре повествования– Фома Пухов.

Фома Егорыч – из простых: рабочий – железнодорожник. Читатель знакомится с ним в момент драматический: у Пухова умерла жена, и остался он один на один с жизнью, без ответа и участия. Революционная же действительность такова, что "средств нету и харчи плохие". Усталость, физическая и духовная, ставят его в оппозицию ко всему миру.

"Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки".

- О чем нам говорят эти строки?

"Гроб" – один из страшных символов времени, исполненного глубокого горя, смерти, голода и боли за человека. Смерть стала скорее привычным состоянием, чувство самосохранения притупилось.

Пухов стремится заявить себя как личность, противостоять обывательской "похожести". Однако отношение у него к революции еще не сформировалось окончательно. В целом он сочувствует ей. Но все то трагическое, что вошло в его жизнь с революцией (смерть жены, товарищей), порождает в нем другие ощущения.

Увидев на бараке объявление, призывающее рабочих "записываться в отряды технических сил у уполномоченных Реввоенсовета – IX" для обслуживания фронтовых нужд Красных Армий, действующих на Северном Кавказе, Кубани и Черноморском побережье", Пухов обращается к своему другу Зворычному: "Едем, Петруш! Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал – тифозных эшелонами прут, а мы сидим – пайки получаем!... Революция – то пройдет, а нам ничего не останется! Ты, скажут, что делал? А ты что скажешь?"

 

Революция для Платонова в "Сокровенном человеке" - тоже дорога (образ паровоза, излюбленный в кругу повторяющихся здесь деталей – символов), объединяющая энергию жизни и душ во имя пересоздания действительности.

Мотив дороги, движения, странничества – центральный в творчестве писателя. Это связано с тем, что и сам Платонов, немало побродивший по Черноморскому краю, в напряженное время "двадцатых" немало повидал народу и немало изъездил дорог своей страны. С другой стороны, его излюбленный герой – странник, идущий по бесконечным дорогам русской равнины не столько в поисках пристанища и средств к собственному существованию, сколько в поисках истины.

Это традиционный образ в русской литературе: некрасовские странники – правдоискатели, герои М. Горького вплоть до Луки "На дне

И хотя время здесь не некрасовское и не горьковское, но конфликт, подмеченный русской классикой, тот же: "Без истины стыдно жить" (Платонов).

 

Платонов соединил в характере Пухова трагическое и смешное, что есть в национальной русской культуре. Пухову не свойственна идеализация "нового человека" и "нового времени", его смех традиционен. Платонов закрепляет за ним титул "природного дурака", встречающийся у Лескова, Салтыкова – Щедрина (сказка "Дурак"). Платонов говорил: «Кто умеет осмеять себя, тот не может быть смешным».

«Как - то приехал Шариков и говорил сразу Пухову, как будто всю дорогу думал об этом:

- Пухов, хочешь коммунистом сделаться?

- А что такое коммунист?

- Сволочь ты! Коммунист – это умный, научный человек, а буржуй – исторический дурак!

- Тогда не хочу.

- Почему не хочешь?

- Я – природный дурак! – объявил Пухов, потому что знал особые ненарочитые способы очаровывать и привлекать к себе людей и всегда производил ответ без всякого размышления.

- Вот гад! – засмеялся Шариков и поехал начальствовать дальше».

Фома Пухов живет вместе со всей страной: вместе со всеми переносит тяготы гражданской войны, которая разъединила людей; трудится, старается вникнуть в сущность мировых законов. Однако вместе со всеми для платоновского героя не значит «как все».

 

Вот как о нем говорят в повести: «Не враг, но какой –то ветер, дующий мимо корпуса революции».

«…ячейка решила, что Пухов – не вредитель, а просто придурковатый мужик, и поставили его на прежнее место».

Платонов наделил своего героя особым талантом – это любовь к своей работе. Он механик – самоучка.

Когда же Платонов завершает скитания своего героя, обозначается финал не только повести, но и переменам в душе Пухова. Оседлость дается вначале ценою утраты самого «сокровенного» в «сокровенности». «Жалел он об одном, что немного постарел», утратил «чего-то нечаянного в душе, что бывало раньше

 

- Почему Платонов назвал своего героя "сокровенный человек"?

"Сокровенный" - это сокрытый, скрытый, утаенный, схороненный от кого – то.

Сокровенность – состояние, свойство.

«Не копи сокровища в скрынях, копите же в сердце своем».

«Сокровенный – милый, дорогой, ненаглядный, желанный», - читаем мы у Даля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: