Интерпретация результатов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1




 

На основании поведенного исследования можно сделать вывод о развитии игровых навыков у старших дошкольников. Большая часть детей показали умение распределять роли, в основном они это дели с помощью считалок. Содержание игры соответствовало возрасту, т.к. в группе достаточно хорошая предметно-игровая среда, в которой присутствовали атрибуты для разных игр и предметы-заместители. Тем не менее, не все дети умеют их правильно использовать. Самую большую трудность вызвало использование ролевой речи, что говорит о низком уровне развития речи дошкольников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003 - №2. – 25 с.

2. Божович Л.И.Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997

4. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей. М.: Пресс-центр, 1985. – 259 с.

5. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

6. КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр«Академия», 2000

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1976. – 156 с.

8. Мухина В.С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогическихфакультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998

9. Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996

11. ПанфиловаМ.Ф. Игротерапия общения. – Москва: ТОО «ИнтелТех», 1995.

12. Развитие общения у дошкольников / под редакцией Запорожца А.В., Лисиной М.И. М.: Просвещение, 1974. – 203 с.

13. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк.Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

1) Распределение ролей

1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Уровень сформированности игровых навыков

 

 

Группа_________________ Дата наблюдения____

Возраст детей от до

Воспитатель

 

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Распределение ролей Основ. содержание игры Ролевое поведение Игровые действия Испол. атрибутики Испол. рол. речи Выполнение правил
                 
                 
                 
                 
                 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: