Санитарно-противоэпидемический режим в детской больнице




Медицинская деонтология

Деонтология, если перевести дословно, это учение о должном. Медицинская деонтология – это учение о принципах поведения медицинского персонала. Наряду с асептикой и антисептикой это один из основополагающих законов, регламентирующих работу любого медицинского учреждения.

Применительно к хирургии деонтология рассматривает основные правила поведения врача-хирурга, медицинской сестры, младшего медперсонала, общие принципы их действий по отношению к больным, которые чрезвычайно важны для всего дела лечения. Как уже было сказано, эти принципы должны распространяться на всех участников лечебной работы, то есть на весь медицинский персонал. Неукоснительное соблюдение и выполнение деонтологических правил благоприятно сказывается на настрое пациента и способствует благоприятному исходу заболевания.

С медицинской деонтологией неразрывно связана врачебная этика.

Одно из определений этики – учение о сущности, происхождении и развитии морали. Этика занимается ни много, ни мало, проблемами добра и зла, формирует нравственные нормы поведения людей и их взаимоотношения. Любой вид деятельности, любая профессия подразумевает особые взаимоотношения, возникающие в момент выполнения человеком своих должностных обязанностей. В связи с этим существует профессиональная этика. В частности врачебная этика, которая определяется, как учение о нравственной ценности поступков врача в сфере его профессиональной деятельности. Это учение о морали врача, его взаимоотношении с пациентом, его родственниками, коллегами, другими медицинскими работниками и обществом в целом.

Понятие – профессионал, в общем смысле, подразумевает глубокое, всеобъемлющее знание и квалификацию. Но для врача, в это понятие входит ещё и способность к состраданию, сочувствию. Человеческие качества врача, не менее важны, чем его качества как специалиста. Так, один из величайших советских хирургов Вишневский в своих мемуарах пишет: «Если бы мне предстояла операция, то оперироваться я предпочел бы у хорошего человека, пусть и среднего специалиста, но не у хорошего специалиста, но среднего человека. Гуманное отношение к больному, любовь к своей профессии должны быть главными чертами медицинского работника». Другой, по истине «метр» отечественной хирургии Юдин так сказал однажды: «…совсем безнадежное дело, если нет живого и возрастающего, искреннего интереса к делу».

Общаясь с пациентом весь персонал должен придерживаться общей корпоративной солидарности. Манера разговора, жесты должны настраивать пациента и его родственников на спокойный и размеренный лад. Беспредметным спорам, неуживчивости, взаимным обидам нет места у постели больного. Врачи должны давать пример интеллигентного обращения с людьми – коллегами, больными и их родственниками. Грубая речь, вульгаризм, неуместный смех, иногда циничность некоторых врачей являются свидетельством их недостаточного воспитания.

Часто, особенно в современных условиях пациент, а в педиатрической практике родители ребенка, могут вести себя вызывающе, агрессивно, возможно вследствие беспокойства за здоровье ребенка, возможно из-за недостатка личной культуры. Однако и в этой ситуации врач просто обязан найти в себе силы оставаться спокойным и рассудительным.

Очень часто медицинские манипуляции, особенно в хирургии, связаны с болью или иными неприятными ощущениями. В этом случае врач должен постараться всецело уменьшить эту боль, особенно у ребенка.

Применительно к различным методам исследования и лечения больного врач должен придерживаться следующих принципов, пришедших к нам из самых давних времен:

- Прежде всего – не навреди;

- Нельзя лечить тело, не леча душу;

- Опасность метода не должна превышать опасность заболевания;

- Смелость хирурга не должна превышать его умелость;

- Диагностические процедуры и обезболивание не должны быть сложнее операции;

- Исцелять иногда, облегчать всегда;

- Делай или советуй только такую операцию, на которую согласился бы ты;

- Не тот хирург, кто сделал блестящую операцию, а тот, кто воздержался от ненужной.

В своей работе каждый врач, особенно хирург, должен шире пользоваться советами коллег или прислушиваться к их мнению. Сложные диагностические и лечебные вопросы должны решаться коллегиально, поскольку коллегиальность в работе врача ни сколько не унижает его авторитет. Наоборот поднимает его как человека стремящегося к поиску истины и нового знания, благоприятно сказывается на лечении больного.

Какие же особенности имеет деонтология в детской хирургии?

Все положения деонтологии и медицинской этики, о которых говорилось до этого, имеют большое значение в организации детского хирургического стационара, однако есть и своя специфика. Прежде всего, она заключается в том, что когда заболевает ребенок, страдает вся его семья. Взволнованы родители, родственники. От врача ждут, на него надеются. Проводя лечение, детский хирург обязан задумываться о том, как ребенок будет жить, расти и развиваться в последующем, какими будут долгосрочные последствия перенесенного заболевания и лечения.

Итак, ребенку предстоит операция!

В подготовке к операции нужно учитывать возраст ребенка. Дети раннего возраста (до 2 лет) ещё не могут адекватно оценить окружающую ситуацию и не понимают, что им предстоит оперативное вмешательство. Однако нужно готовить родителей. Необходимо терпеливо и уверенно объяснить, разъяснить и доказать необходимость операции. Рассказать о том, какой будет нужен уход за ребенком после операции. Родители не без основания считают всякую операцию у своего ребенка тяжелой. Врач всегда должен быть настроен оптимистично в отношении исходов лечения, однако нельзя давать гарантии, что всё пройдет гладко. Детский хирург должен объяснить, что операция необходима, без неё ребенок может остаться тяжелым инвалидом или погибнуть, но будет сделано всё, что от него зависит, что бы ребенок поправился и для этого есть всё необходимое, однако при каждом заболевании могут возникнуть осложнения, чаще всего лежащие в основе самого заболевания.

Имеется особая группа родителей, требующая повышенного внимания – это родители, потерявшие ранее ребенка и глубоко травмированные перенесенным несчастьем; немолодые родители, имеющие единственного ребенка; родители, лишенные возможности, вследствие болезни, иметь следующего ребенка. Внимание к этой категории должно быть особым. Врач должен с пониманием относиться к их беспокойству.

К сожалению, часто случается так, что врач поликлиники, направляя ребенка на операцию и совершенно не разбираясь в данном вопросе, уверяет родителей, что предстоящая их ребенку операция очень проста и всегда заканчивается благоприятно. На деле же ситуация может оказаться гораздо сложней, в послеоперационном периоде могут развиться различные осложнения. Естественно в этой ситуации родители предъявляют необоснованные претензии хирургу. По этому, врач поликлиники должен все вопросы со стороны родителей переадресовать лечащему врачу стационара.

При подготовке к операции детей от 3 до 7 лет нужно учитывать, что ребенок в этом возрасте уже понимает, что попал в больницу. Если ребенок, слыша в разговоре взрослых слово «операция» и не понимает, что это такое, но тревога в голосе родителей уже может его напугать. Врач в присутствии ребенка должен избегать этого слова. В больнице ребенка окружает большое количество незнакомых людей, к которым он испытывает вполне естественный страх. Кроме того, большинство детей уже имеют неприятные ассоциации с белыми халатами медицинского персонала. Не имеет смысла в этом возрасте пытаться подробно объяснить ребенку суть предстоящего вмешательства, однако врач должен по возможности настроить ребенка на то, что боли не будет и всё быстро завершиться.

В старшем возрасте врач не должен обманывать ребенка и по возможности объяснить ему, что операция будет и она необходима. Однако не следует забывать, что если пациент, и развит физически, но во многом остается ребенком психически, со вполне естественными страхами и переживаниями. По этому не следует излишне пугать его возможными осложнениями и тяжестью самого вмешательства. В операционной или перевязочной ребенок не должен долго находиться на операционном столе, ожидая, когда его перевяжут, так же он не должен видеть сам медицинский инструментарий.

Особое значение деонтологические принципы приобретают на этапе послеоперационного выхаживания больных детей. Здесь особенно возрастает роль среднего медицинского персонала. Врач по прежнему осуществляет диагностический и лечебный процесс, однако обязанности по уходу и обслуживанию пациента в период, когда он сам порой, не может, в полной мере, заботиться о себе, ложатся на плечи медицинской сестры и санитарки. Большинство манипуляций (инъекции, процедуры, термометрия и т.д.) выполняются по предписанию врача медицинской сестрой. По этому от умения, навыков и личностных качеств среднего и младшего персонала в значительной степени зависит успешный исход заболевания. Неумение и формальный подход может, по сути, свести на нет все старания врача. Часто, лежачий пациент вынужден отправлять физиологические потребности (мочеиспускание и дефекация) в кровати, в присутствии других пациентов, пользуясь судном. Для некоторых это трудно психологически, а порой и физически, вследствие боли в послеоперационной ране. Такие пациенты могут сознательно задерживать мочу или стул, что ведет к развитию осложнений. Медицинская сестра должна с пониманием относиться к этому, своевременно предлагать пациенту судно и постараться минимизировать отрицательные моменты данной ситуации.

В современных условиях случается, что ребенок не имеет родителей или же они не могут или не хотят осуществлять должный уход за ним в послеоперационном периоде. Однако медицинский персонал обязан и в этом случае в достаточном объеме обеспечить уход и за таким пациентом: следить за его гигиеническим состоянием, соблюдением предписанной диеты и выполнением назначенного лечения.

Общаясь с пациентом после операции персонал должен быть ровным, стараться вселить в пациента положительные эмоции, однако и чрезмерное потакание капризам так же недопустимо. При разговоре с ребенком необходимо соблюдать серьезный, ровный и спокойный тон.

Порой родители пытаются получить информацию о состоянии ребенка не только от лечащего врача, но и от младшего мед персонала, других врачей, знакомых, работающих в стационаре. Информация эта чаще всего бывает необъективной и противоречивой, что вызывает ещё большую тревогу и недоверие. Возникает это нередко из-за того, что врач не находит времени что бы побеседовать с родителями или общаясь не учитывает их уровня общего развития и осведомленности о заболевании ребенка. Что бы избежать этого все медицинские работники должны придерживаться единой корпоративной этики, подразумевающей соблюдение как юридических, так и особенно моральных аспектов работы в коллективе. В частности информацию по больному должен давать только лечащий врач, как бы родственники не настаивали на этом. Информация эта должна быть достаточной и адекватной пониманию родителей, их интеллектуальным способностям.

В то же время если другой медицинский работник (врач или мед.сестра) видит ошибки в ведении больного или сомневается в правильной трактовке состояния пациента, видит признаки нераспознанных лечащим врачом осложнений, то прежде всего он должен рассказать об этом именно ему и дать возможные советы. Недопустимо осуждать и унижать врача за глаза в присутствии пациентов. Порой случается так, что врач, работающий в крупной клинике или ином медицинском центре и имеющий высокую квалификацию или большой опыт в какой то узкой специальности, видит недочеты или ошибки в тактике лечения пациента на более низком звене, например в районной больнице или на участке. И в этой ситуации специалист не должен, открыто, при пациентах осуждать врача. Нужно с пониманием отнестись к данной ситуации, постараться сообщить о недочетах лично и главное помнить, что вполне вероятно долечиванием данного пациента будет заниматься именно этот врач, а значит и исход лечения, будет зависеть в определенной мере от него. Часто случается и так, что опытный и немолодой врач «прокурорским» тоном оценивает и осуждает тактику, более молодых, коллег. Вместе с тем, следует помнить, что давать оценку тех или иных поступков человека возможно только спокойно взвесив все обстоятельства и факты. А в целом нужно помнить, что ошибок нет только у двух типов врачей: либо у того, кто не занимается медицинской практикой, либо у лгуна.

К сожалению, случается так, что заболевание или травма ребенка не позволяют рассчитывать на благоприятный исход для здоровья, а порой и для жизни. В таком случае общение с родственниками берет на себя руководитель отделения или клиники. Информация не должна скрываться от родителей, однако нужно помнить, что у детского организма чрезвычайно большие компенсаторные возможности, а по тому практически всегда есть шанс на благоприятный исход.

Особо хочу отметить необходимость соблюдения, как персоналом, так и обучающимися на базе медицинских учреждений студентами принципа «врачебной тайны». Поскольку вся информация, как о состоянии здоровья пациента, так и о самом факте обращения за помощью, даже полученная в условиях обучения (например, студентами), является охраняемой законом и может передаваться только ближайшим родственникам, а именно родителям ребенка. А за разглашение её предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

И в заключении, подводя итог, хочется сказать, что врач – это прежде всего человек, с многочисленными недостатками, однако от поступков его часто зависит судьба пациента. И порой, находясь под влиянием груза своих домашних проблем и неурядиц, можно нанести вред пациенту сопоставимый с самим заболеванием. В современных условиях это ко всему прочему ещё и чревато серьёзной материальной ответственностью. Об этом нужно помнить, а по тому повторюсь, что соблюдение норм и принципов медицинской деонтологии – одно из важнейших слагаемых успешной работы любого медицинского учреждения целом и каждого врача в частности.

 

Санитарно-противоэпидемический режим в детской больнице

 

Санитарно-противоэпидемический режим предусматривает организацию и проведение:

• санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий;

• противоэпидемических мероприятий;

• дезинфекционных мероприятий.

 

Санитарно-гигиенические мероприятия направлены на нейтрализацию возможных источников инфекции, а главным образом, на прерывание путей распространения

Санитарно-гигиенические мероприятия включают:

• соблюдение принципа изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т.д.);

• осуществление инженерно-технического и санитарного благоустройства медицинского учреждения и принадлежащих ему участков земли;

• выполнение современных требований к зданиям, сооружениям и помещениям лечебного учреждения;

• соблюдение гигиенических требований к внутренней отделке помещений, водоснабжению, отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений, искусственному и естественному освещению, инвентарю и техническому оборудованию;

• создание оптимального воздушно-теплового потока в помещениях;

• обеспечение санитарно-гигиенического режима в отделениях, палатах, пищеблоке, столовой, буфетах - раздаточных;

• использование имеющихся помещений по назначению;

• соблюдение правил приема на работу персонала и обеспечение своевременного прохождения обязательных медицинских осмотров;

• соблюдение правил личной гигиены персоналом, детьми и матерями, обеспечивающими уход за детьми;

• приобретение средств для проведения дезинфекционных мероприятий;

• наличие достаточного количества спецодежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

Противоэпидемические мероприятия направлены на своевременное выявление источника инфекции (больных инфекционными заболеваниями и контактных с ними), а также на прерывание путей передачи инфекции.

Санитарно-противоэпидемический режим приемного отделения предусматривает следующие мероприятия:

• обеспечение комплекса всех необходимых мер при обнаружении у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления и педикулеза;

• обязательная санитарно-гигиеническая обработка больных;

• регулярная тщательная влажная уборка помещений и поверхностей предметов;

• применение различных способов дезинфекции (кипячение, использование дезинфицирующих растворов и ультрафиолетового излучении).

Каждый ребенок, поступающий на стационарное обследование и лечение, должен иметь справку о контактах с инфекционными больными

• дома

• в детском образовательном учреждении.

При отсутствии этих документов медицинская сестра приемного отделения получает необходимую информацию по телефону и делает отметку в истории болезни (например, «сведения о контактах с инфекционными больными в школе передала директор школы И.И.Иванова, приняла – медицинская сестра В.В.Петрова»).

Для исключения возможного инфекционного заболевания врач и медицинская сестра осматривают у всех детей:

• кожные покровы; волосистую часть головы;

• видимые слизистые оболочки; зев;

• проводят термометрию.

 

Для большинства детских инфекций характерно:

• повышение температуры тела;

• появление сыпи;

• ангина;

Для кишечных инфекций характерно:

• повышение температуры;

• диспепсические расстройства: тошнота, рвота;

• изменение характера стула: жидкий стул, патологические примеси (слизь, кровь и др.).

 

При выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, необходимо:

• немедленного изолировать больного в бокс либо направить его в инфекционную больницу;

• подать сигнал в ФЦЭН (форма № 058/у);

после осмотра больного с инфекционным заболеванием или подозрением на него руки обеззараживают в течение 2 минут 0,2%-ным раствором хлорамина или 0,1%-ным раствором «Дезоксона-1».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: