Как педагогу оценить свою коммуникативную компетентность: три методики диагностики
Инна Жабина
педагог-психолог ГБПОУ КО «Кировский индустриально-педагогический колледж имени А.П. Чурилина», город Киров
Важное в статье
1. Профессиональная деятельность педагога строится на общении. Оценить уровень общительности поможет тест.
2. Успешность взаимодействия педагога с учащимися зависит от стиля педагогического общения. Определите свой стиль.
3. В общении с учениками педагог придерживается определенной модели поведения. Узнайте свою модель поведения.
Проведите самоанализ профессиональной деятельности. Определите общий уровень своей общительности, стиль педагогического общения и модель поведения. Используйте методики: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, «Стиль педагогического общения», «Модель педагогического поведения» И.М. Юсупова.
Методика 1. «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский)
Важно
Педагогическая деятельность – постоянное, длительное общение. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что осложняет их работу в школе
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на то, чтобы создать благоприятный психологический климат. Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Ее формирование – важная задача профессионального саморазвития.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность, или коммуникабельность, – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. Наличие у педагога общительности – показатель высокого коммуникативного потенциала.
|
Чтобы определить, в какой мере общительность сформирована у Вас как профессионально-личностное качество, пройдите тест.
Приложение 1
•
Методика 2. «Стиль педагогического общения»
Стиль педагогического общения – способы и средства деятельности педагога и учащихся, их субъект-субъектного взаимодействия. Он отражает общую и педагогическую культуру педагога, его профессионализм, особенности коммуникативных возможностей, характер взаимоотношений, которые сложились между ним и учениками, его творческую индивидуальность.
Выделяют авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили педагогического общения.
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет направление деятельности класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность в устах такого педагога звучит как команда, а не как поощрение: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого».
Обнаружив ошибку, он высмеивает виновного и чаще всего не объясняет, как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и прекращается совсем. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов – успеваемость, дисциплина на уроке – чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.
Демократический стиль. Педагог опирается на мнение группы. Он старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы. Видит свою задачу не только в том, чтобы контролировать и координировать, но и воспитывать. Каждого учащегося он поощряет, тем самым развивает в нем уверенность в себе. Демократически ориентированный педагог оптимально распределяет нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность и инициативу, стимулирует самоуправление. Основные способы общения у такого педагога – просьба, совет, информирование.
|
Либеральный (попустительский) стиль. Педагог старается не вмешиваться в жизнь класса, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога в данном случае речь не идет.
Чтобы определить, какой стиль преобладает в Вашем педагогическом общении, пройдите тест.
Приложение 2
•