Методика 2. «Стиль педагогического общения»




Как педагогу оценить свою коммуникативную компетентность: три методики диагностики

Инна Жабина
педагог-психолог ГБПОУ КО «Кировский индустриально-педагогический колледж имени А.П. Чурилина», город Киров

Важное в статье

1. Профессиональная деятельность педагога строится на общении. Оценить уровень общительности поможет тест.

2. Успешность взаимодействия педагога с учащимися зависит от стиля педагогического общения. Определите свой стиль.

3. В общении с учениками педагог придерживается определенной модели поведения. Узнайте свою модель поведения.

 


Проведите самоанализ профессиональной деятельности. Определите общий уровень своей общительности, стиль педагогического общения и модель поведения. Используйте методики: «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского, «Стиль педагогического общения», «Модель педагогического поведения» И.М. Юсупова.

Методика 1. «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский)

Важно

Педагогическая деятельность – постоянное, длительное общение. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что осложняет их работу в школе

 

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на то, чтобы создать благоприятный психологический климат. Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры учителя. Ее формирование – важная задача профессионального саморазвития.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность, или коммуникабельность, – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. Наличие у педагога общительности – показатель высокого коммуникативного потенциала.

Чтобы определить, в какой мере общительность сформирована у Вас как профессионально-личностное качество, пройдите тест.

Приложение 1

Методика 2. «Стиль педагогического общения»

Стиль педагогического общения – способы и средства деятельности педагога и учащихся, их субъект-субъектного взаимодействия. Он отражает общую и педагогическую культуру педагога, его профессионализм, особенности коммуникативных возможностей, характер взаимоотношений, которые сложились между ним и учениками, его творческую индивидуальность.

Выделяют авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили педагогического общения.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет направление деятельности класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность в устах такого педагога звучит как команда, а не как поощрение: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого».

Обнаружив ошибку, он высмеивает виновного и чаще всего не объясняет, как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и прекращается совсем. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов – успеваемость, дисциплина на уроке – чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Демократический стиль. Педагог опирается на мнение группы. Он старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы. Видит свою задачу не только в том, чтобы контролировать и координировать, но и воспитывать. Каждого учащегося он поощряет, тем самым развивает в нем уверенность в себе. Демократически ориентированный педагог оптимально распределяет нагрузки, учитывает индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность и инициативу, стимулирует самоуправление. Основные способы общения у такого педагога – просьба, совет, информирование.

Либеральный (попустительский) стиль. Педагог старается не вмешиваться в жизнь класса, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога в данном случае речь не идет.

Чтобы определить, какой стиль преобладает в Вашем педагогическом общении, пройдите тест.

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: