Методика 3. «Модель педагогического поведения» (И.М. Юсупов)




Модель поведения – это совокупность субъективно удобных средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие учителя со средой, цель которого – удовлетворить потребности в познании, общении, деятельности, отношениях. Модель поведения проявляется в реальных поступках. Они зависят от характера среды, типа личности и индивидуальности. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с учащимися.

Дикторская («Монблан»). Педагог как бы отстранен от учеников, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Учащиеся – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели поведения: отсутствует психологический контакт, отсюда – безынициативность и пассивность учащихся.

Неконтактная («Китайская стена»). Между педагогом и учениками существует слабая обратная связь из-за произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера выступают отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия: непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с учащимися, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.

Модель дифференцированного внимания («Локатор»). Основана на избирательных отношениях с учениками. Педагог ориентируется не на весь класс, а лишь на часть, например на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Следствие: нарушается целостность взаимодействия в системе «педагог – коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Гипорефлексивная («Тетерев»). Педагог в общении замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. При разговоре он слышит только себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге с ним бесполезно пытаться вставить реплику, он ее просто не воспримет. В совместной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между педагогом и учащимися. Стороны процесса общения изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Гиперрефлексивная («Гамлет»). Педагог озабочен не содержательной стороной взаимодействия, а тем, как его воспринимают окружающие. Межличностные отношения приобретают доминирующее значение. Он сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога приводит его к неадекватным реакциям на реплики и действия учащихся. В такой модели поведения часто учащиеся управляют, а педагог занимает ведомую позицию.

Модель негибкого реагирования («Робот»). Взаимоотношения педагога с учениками строятся по жесткой программе. Он четко выдерживает цели и задачи занятия. Логично излагает и аргументирует факты. Он отшлифовал свои мимику и жесты, но не обладает чувством понимания меняющихся ситуаций общения. Не учитывает педагогическую действенность, психическое состояние учеников, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий коэффициент педагогического взаимодействия.

Авторитарная («Я сам»). Образовательный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет личную инициативу со стороны учеников, которые осознают себя лишь исполнителями, ждут инструкций к действию. Из-за этого снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: при такой модели теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности, педагог воспитывает безынициативных учащихся.

Модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с учениками, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Чтобы определить, какой модели поведения вы придерживаетесь в общении с учащимися, пройдите тест.

Приложение 3

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: