Как дальше развивались представления о производстве и использовании льна в Скандинавии?




Изменение представлений о льноткачестве в Скандинавии эпохи викингов

Материал подготовила Галина "Тови" Власова

*в данной заметке будут затрагиваться тонкие шерстяные ткани и шелковые ткани*

*в квадратных скобках указывается исследование и его порядковый номер в этой заметке, исследования расположены в порядке их публикации*

 

Итак, с чего же начинался путь о познании в тканях растительного происхождения на Скандинавию эпохи викингов?

Безусловно, наиболее фундаментальными работами стали работы Агнес Гейер, Инги Хэгг и Лизе Б. Йоргенсен. Именно их работы создали основу для всех остальных исследований.

В 1930-х шведский исследователь текстиля Агнес Гейер создала прорывную работу с системным анализом текстильных находок [ 6 - Ева Б. Андерссон, 2008 ]. Она ввела термин FH (лен/конопля) для всех растительных волокнистых материалов [ 8 - Г. Скоглунд и др, 2013 ]. Гейер была убеждена, что большая часть шерстяных тканей высокого качества была привозной из-за их единообразия. Она предполагала, что на месте было невозможно изготовить эти типы тканей, особенно из шерсти скандинавских овец [ 6 - Ева Б. Андерссон, 2008; так же см. 1 - Гейер, 1938 ].

Инга Хэгг в 1974 году предположила, что привозными были не только тонкие шерстяные ткани, но и льняные ткани, а так же осуществлялся импорт шелка и тесьмы, которые были найдены в Бирке. В частности, женский костюм в Бирке включал льняную сорочку, которая могла быть гладкой или гофрированной и в обоих случаях льняной материал должен был быть импортирован. В случае же гофрированной сорочки можно сказать, что они все были импортированы из южнославянской области в готовом виде. Туника из тонкой шерсти, вероятно, была сотканна в Сирии. Большие или меньшие части переда туники были украшены аппликациями и вставками из шелковых лент и тесьмы с Востока. Поверх сорочки или поверх сорочки и туники надевалась юбка на лямках (хангерок). Она была либо из шерсти, обычно того же качества, что и туника, либо из льна, вероятно, тоже импортного [ 2- Инга Хэгг, 1974 ].

В 1986 году вышла в свет работа Инги Хэгг "Костюм", в котором, хоть и говорится о том, что льняная ткань была роскошью, которую можно ассоциировать только с высшими слоями общества, тем не менее она не отрицает льноткачество в Скандинавии, а пишет лишь о том, что мы не можем говорить о больших объемах его производства. То есть скандинавы могли производить льняную ткань, которая бы покрывала часть их собственных нужд [ 3 - Инга Хэгг, 1986 ].

В этом же году Лизе Б. Йоргенсен, изучавшая историю скандинавского текстиля, ссылается на материалы археологических раскопок в Дании (Орхус, не путать с Охусом, который в Швеции), где в постройке эпохи викингов были обнаружены льняная пряжа, остатки льняных нитей основы ткани, грузики, фрагменты льняной ткани и другие признаки текстильного производства, что лишь подтверждает льноткачество в Скандинавии [ 12 - С.Е. Зубкова, О.В. Орфинская, 2016 ].

 

Как дальше развивались представления о производстве и использовании льна в Скандинавии?

Тор Эвинг в 2006 году, опираясь на литературные и изобразительные источники, отметил, что хоть скандинавский климат кажется более подходящим для теплых тканей, лен - это износостойкая стирающаяся ткань, которая может быть более экономичной, чем более дешевая шерстяная ткань, а шерстяное белье, предложенное многими авторами как типичное для низших социальных слоев, является современной выдумкой; тонкая шерстяная ткань была бы большей роскошью, чем грубый лен, и гораздо менее практичной. В "Песнь о Риге" (poem Rigspula), которая изо всех сил старается подчеркнуть социальные различия, даже рабы укутывают своего ребенка в лен. Однако, он выделяет людей из Готланда и западной Норвегии, где лен мог быть необычным в эпоху викингов (спойлер! по поводу западной Норвегии он был не совсем прав, см. Лукешова и др, 2017) [ 5 - Тор Эвинг, 2006 ].

Его идеи нашли отклик в работе 2010 года Карин Беллами-Дагно, которая пишет, что льняная ткань составляла основу женских и мужских костюмов, поскольку одежда из этого материала служила как нательной одеждой, так и летней одеждой; все, что остается, - это качество самого плетения, чтобы отметить иерархическое соответствие надлежащей льняной ткани. Так же она отмечает исключительное мастерство и уникальную работу скандинавских женщин при производстве тканей [ 7- Карин Беллами-Дагно, 2010 ].

Ева Андерссон в своей статье 2003 года подвергает сомнению утверждения Агнес Гейер и Инги Хэгг о том, что весь текстиль стабильно высокого качества считался в Бирке ввозным. В качестве доказательства приводятся сведения, что лен выращивался в непосредственном соседстве с Биркой и Хедебю, а найденные инструменты для обработки льна подтверждают производство этих тканей в Хедебю (Дания), Бирке (Швеция) и Охусе (Швеция). Отдельное внимание уделяется моделям различных уровней производства тканей и показывается разница в производстве между различными типами поселений (всем советую к прочтению, статья клевая) [ 4 - Ева Андерссон, 2003 ].

В 2008 году Ева Б. Андерссон пишет о том, что ткани растительного происхождения могли производиться не только из льна, а так же из конопли (которая выращивалась в области Мелар), крапивы, луба липы, ивы и тополя. Инструменты для производства тканей, особенно пряслица, указывают, что изготовление текстиля в Бирке было обширным и разнообразным. Исследование показало, что жители Бирки имели все необходимые инструменты для изготовления целого ряда шерстяных и льняных тканей разного качества, обнаруженных в могилах. Более того, инструменты демонстрируют, что производилось буквально все – от тончайших до самых грубых тканей [ 6 - Ева Б. Андерссон, 2008 ].

В продолжение темы анализа инструментов для производства тканей, в 2014 году Ева Андерссон Странд и Улла Мэннеринг опубликовали работу, в которой оспаривают теорию, что в Бирке не было организовано производство тканей. Это подкрепляется изучением приблизительно 2500 сохранившихся инструментов для производства ткани, прежде всего с территории поселения (также называемой Черная Земля). Анализ таких инструментов, как, например, пряслиц, грузил для ткацкого стана и иголок указывает на то, что производство текстиля в Бирке было интенсивным и разнообразным. Несмотря на обнаружение импортных тканей и сырья, жители Бирки изготавливали множество различных типов текстиля от эксклюзивных образцов до более грубых тканей. Так, становится очевидным, что жители Бирки владели инструментами для изготовления всех типов шерстяных и льняных тканей, найденных в захоронениях [ 9 - Ева Андерссон Странд, Улла Мэннеринг, 2014 ].

В 2013 году выходит в свет работа группы ученых, Г. Скоглунд, М. Нокерт и Б. Холст, в которой они обращают наше внимание на находки пыльцы и семян льна и конопли в разных районах Норвегии и Швеции в эпоху викингов и до нее, на особенности почв для произрастания льна и конопли, недостаточную индентификацию растительных волокон при исследовании тканей, на то, что конопля использовалась для производства тонкого домашнего текстиля (а не только для грубого текстиля), а так же приводят детальный анализ 10 образцов ткани скандинавского производства, датированные 780-1420 гг. Из 10 исследованных тканей 4 имели в своем составе волокна из конопли. Эти измерения являются первым доказательством того, что смешанные растительные волокна использовались в скандинавском текстильном производстве викингов и Раннего средневековья [ 8 - Г. Скоглунд и др, 2013 ].

В 2017 году Хана Лукешова, Адриа Сальвадор Палау и Бодил Холст, вдохновленные идеями исследования Г. Скоглунда, М. Нокерта и Б. Холста (2013), проводят исследование для 10 тканей растительного происхождения с територии западной Норвегии, датируемые периодом Меровингов и эпохи викингов. 9 образцов сделаны из льна, 1 представляет собой лубяное волокно. Это противоречит высказыванию Тора Эвинга о том, что для западной Норвегии лен мог быть необычным в эпоху викингов. Более того, 2 образца льна (1 периода Меровингов, 1 эпохи викингов) имеют не полотняное, а саржевое переплетение типа "елочка". Для производства тканей из крапивы использовались дикие растения; об этом нам свидетельствуют найденные в Скандинавии ямы для размачивания [ 13 - Хана Лукешова и др, 2017 ].

В 2015 году Олоф Хольм отмечает, что в Емтланд (Норрланд, Швеция) был климат и известняковая подпочва, подходящая для выращивания конопли в период викингов, которая могла использоваться для производства как грубых, так и тонких тканей [ 10 - Олоф Хольм, 2015 ].

В сборнике по камерным погребениям Пскова у Старовознесенского монастыря за 2016 год С.Е. Зубкова, О.В. Орфинская описывают льняную ткань из погребения 1 Старовознесенского некрополя (это женское скандинавское захоронение).Фрагменты льняной ткани из погребения 1 Старовознесенского некрополя по плотности схожи с фрагментами льняных тканей, производимых в Орхусе (Дания), описанных Лизе Б. Йоргенсен в 1986 году и на данном этапе исследования нельзя с уверенностью сказать откуда произошли льняные ткани из погребений Старовознесенского некрополя (либо местное производство, либо скандинавка привезла ткань с собой) [ 12 - С.Е. Зубкова, О.В. Орфинская, 2016 ].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: