I. Понятие о языке и речи
Язык представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации.
Язык возник в процессе совместной трудовой деятельности людей. Главные составляющие языковой системы – его словарный состав и грамматический строй
Словарный состав или лексика – это весь словарный запас языка, который характеризует уровень развития речи: чем богаче и разнообразнее словарь, тем богаче и разнообразнее язык. Слова, что есть в предложении, необходимо не только понимать, но и соответственно согласовать, чтобы точно передать содержание мысли. Для того, чтобы с помощью слов человек мог обмениваться мыслями, информацией, нужна грамматика, которая определяет правила изменения слов, сочетание их в предложениях.
Речь – это язык в действии, когда мы им пользуемся для общения с другими людьми. Для того, чтобы возникла речь, то есть язык стал средством общения, нужно:
1) чтобы были говорящий и слушающий;
2) чтобы человек испытывал потребность что-то сказать другому;
3) чтобы говорящий и слушающий говорили на одном языке (понимали друг друга).
Речь бывает монологическая (говорит один человек) и диалогическая (говорят два и более человек).
Речь бывает устной и письменной. Устную речь передают с помощью звуков и воспринимают на слух. Письменная речь передается графически, с помощью букв.
II. Понятие о тексте
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны лексически, грамматически и расположены в строгой логической последовательности.
Тема текста – это то, о чем в нем говорится. Тема текста часто отражается в его заголовке.
Основная мысль текста (идея) – это то, что хотел сказать автор, создавая текст. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку герою или события.
III. Типы речи
В русском языке выделяют три типа речи:
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях. Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков.
Разновидности описания:
1) описание предмета – Какой он?
2) описание помещения (интерьер) – Где что находится?
3) описание состояния окружающей среды, природы
4) описание человека
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.
Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство
2) рассуждение- объяснение
3) рассуждение- размышление
Довольно часто мы можем наблюдать сочетание в одном тексте разных типов речи, например, повествования и описания или повествования и рассуждения.
IV. Стили речи
Научный стиль
| Сфера применения (где?)
| Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
| | Функции (зачем?)
| Сообщение, научное объяснение
| | Основные стилевые особенности
| Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
| | Основные языковые средства
| Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
| | Жанры
| Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
| |
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
| Сфера применения (где?)
| Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
| | Функции (зачем?)
| Сообщение, информирование
| | Основные стилевые особенности
| Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности
| | Основные языковые средства
| Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка); канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); значительные по объему сложные и осложненные предложения
| | Жанры
| Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
| |
|
|
| В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
|
|
|
|
|
Публицистический стиль
| Сфера применения (где?)
| Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
| | Функции (зачем?)
| Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
| | Основные стилевые особенности
| Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта
| | Основные языковые средства
| Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
| | Жанры
| Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
| |