Проблема факторного взаимодействия.




Линейная модель.

Линейная модель, лежащая в основе двухфакторного ДА является простым распространением рассмотренной выше модели однофакторного ДА, Воспользуемся еще раз примером эксперимента по измерению ВР, однако, примем во внимание, что в исследовании будет контролироваться еще один фактор - пол испытуемого, Тогда, если mобщ, - среднее ВР в популяции взрослых людей, tj - дополнительный компонент, соответствующий влиянию возраста испытуемых (т,е, насколько среднее j-го возраста отличается от среднего генеральной совокупности: tj = mj - mобщ,), tg - компонент ВР, соответствующий влиянию пола испытуемого (т,е, насколько среднее ВР мужчин или женщин отличается от среднего генеральной совокупности: tg = mg - mобщ,), asjg - вклад межфакторного взаимодействия (возраст пол), eij - вклад уникальности конкретного (i-го) испытуемого («ошибка» линейной модели):

Xijg = mобщ, + tj +tg + asjg +eijg,


Проблема факторного взаимодействия.

Пример 1, результаты которого представлены на рис, 3 демонстрирует четкую зависимость количества воспроизведенных слов от пола ребенка и заданной в качестве образца сферы жизни, В силу особенностей интересов детей этой возрастной группы словарный запас мальчиков и девочек оказался различным в разных сферах жизни - налицо эффект взаимодействия обоих контролируемых факторов.

Рис. 3. Результаты двухфакторного эксперимента по изучению словарного запаса у младших школьников: имеет место взаимодействие факторов пол сфера жизни.

Пример 2 показывает другой возможный вариант результатов эксперимента, где также было обнаружено взаимодействие факторов (см. рис. 4), Эти результаты показывают, что словарный запас у девочек больше, чем у мальчиков, но это преимущество заметно отличается для различных сфер жизни, Таким образом, здесь также мы можем обнаружить взаимодействие двух факторов.

 

Рис. 4. Результаты двухфакторного эксперимента по изучению словарного запаса у младших школьников: имеет место взаимодействие факторов пол сфера жизни.


И, наконец, пример 3 демонстрирует отсутствие межфакторного взаимодействия (рис, 5), Фактическая параллельность сплошной и пунктирной линий свидетельствует о том, что словарный запас у девочек больше, чем у мальчиков, причем это преимущество одинаково во всех сферах, Это и означает, что в данном примере влияние фактора «пол» на словарный запас не зависит от того в какой сфере жизни он оценивается, Таким образом, взаимодействие факторов пол сфера жизни не обнаруживается,

Рис. 5. Результаты двухфакторного эксперимента по изучению словарного запаса у младших школьников: отсутствует взаимодействие факторов пол сфера жизни.


Формулировка статистических гипотез:

1, Отдельно по фактору А:

· H0: количество запомненных слов не зависит от длины слова, т,е, вариации , и - случайны,

· H1: количество запомненных слов зависит от длины слова, т,е, вариации , и обусловлены влиянием фактора А,

2, Отдельно по фактору В:

· H0: количество запомненных слов не зависит от темпа предъявления слова, т,е, вариации и - случайны,

· H1: количество запомненных слов зависит от темпа предъявления слова, т,е, вариации и обусловлены влиянием фактора В,

3, Для взаимодействия факторов А и В:

· H0: влияние фактора А на количество запомненных слов одинаково при разных темпах предъявления слова, и наоборот,

· H1: влияние фактора А на количество запомненных слов различно при разных темпах предъявления слова, и наоборот,

Оценка величины факторного эффекта:

Сделаем соответствующие расчеты для нашего примера:

1. ,

2. ,

3. ,

Таким образом, сила влияния фактора составляет 12%, фактора В - 3%, а их межфакторного взаимодействия - 13%,




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: