В сфере государственного управления




государственная, в том числе исполнительная, власть вы- ражается в определенных действиях, которые, в свою оче- редь, выражаются в соответствующих актах государственно- го управления. Правовыми актами управления регулируются различные виды общественных отношений, права и обязан- ности их участников.

Правовые акты управления придают ту самую необходи- мую стабильность государственному управлению. Следует отметить тот факт, что любой акт в сфере государственного управления есть правовой акт, содержащий волеизъявление одной стороны – его издавшего полномочного субъекта ис- полнительной власти. Неисполнение правового акта влечет за собой различные меры ответственности. говоря о юри- дической природе актов управления, следует отметить, что издание таких актов влечет за собой и такие правовые по- следствия, как: установление или отмена правовых норм, из- менение или прекращение правовых отношений. Следует так- же отметить, что правовые акты государственного управления издаются на основании закона или в его исполнение и носят подзаконный характер.

Как правило, правовой акт управления – это письменный юридический документ, изданный с соблюдением определен- ных, официально установленных процедур, таких как подго- товка проекта правового акта, обсуждение проекта, эксперти- за, утверждение и т.д. В большинстве случаев правовой акт управления имеет словесный характер, выражающийся либо в письменном издании акта, либо в устном высказывании уполномоченного на то субъекта. господствующее положение, безусловно, имеет письменная форма издания акта управле-


ния. Устная форма имеет место быть при необходимости бо- лее оперативного вмешательства. Как правило, он применя- ется в армейских условиях. Однако, также как и письменный акт, устный должен иметь определенное указание либо требо- вание. В качестве примера можно привести приказ, отданный командиром своим подчиненным, или поручение Президента рф во время встречи.

Юридической науке известен такой вид государственно- го акта управления, как конклюдентный акт. Данный вид акта управления нельзя отнести ни к письменным, ни к уст- ным. Конклюдентный акт – это действие субъекта, выража- ющее его волю, носит больше информационный характер. К примеру, жесты регулировщика, обеспечивающего безопас- ность дорожного движения.

По юридическим свойствам правовые акты управления можно разделить на нормативные акты управления и ин- дивидуальные акты управления.

Нормативные акты управления издаются с расчетом на длительное применение и, как правило, не содержат конкрет- ного адресата. Они служат правовой основой для возникно- вения, прекращения и изменения административно-правовых отношений, при этом, однако, сами не создают, прекращают и изменяют их.

В отличие от нормативных, индивидуальные акты управления имеют четко выраженный правоприменительный характер, а также конкретного адресата. их можно сравнить с юридическим фактом, их издание является одним из важ- нейших средств быстрого решения текущих вопросов управ- ления. издаются они, как правило, в виде распоряжения или приказа. Примером такого оперативного решения может слу- жить приказ о назначении на должность, постановление долж- ностного лица о назначении административного наказания.


Подводя итог, можно прийти к выводу о том, что акт управ- ления – это волевое, властное действие исполнительных ор- ганов или должностных лиц, направленное на регулирование общественных отношений, порождающее юридические по- следствия, имеющее подзаконный характер.

Под действием правовых актов управления принято по- нимать правовой режим их практического применения или, другими словами, – юридическую силу. Одним из важнейших признаков вступления правового акта в юридическую силу является его подписание уполномоченным лицом и опубли- кование в соответствии с требованиями закона. Безусловно, огромное значение имеет соответствие его содержания дей- ствующему законодательству.

В соответствии с действующим законодательством любой правовой акт приобретает законную силу с момента его из- дания либо опубликования и действует до его официально- го изменения или отмены. В различных случаях в правовом акте возможна специальная оговорка об определенном сро- ке его вступления в законную силу. К примеру, нормативные акты Президента рф вступают в законную силу по истече- нии семи дней с момента из официального опубликования. такое же правило применяется и к постановлениям Прави- тельства рф. Датой официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официаль- ных печатных изданий рф (Парламентская газета, Собрание законодательства российской федерации, российская газета). Следует особо обратить внимание на то, что организация публикации принимаемых правовых актов является обязан- ностью принявшего органа. таким образом, неопубликован- ные акты, за исключением содержащих сведения, составляю- щих государственную тайну, не влекут за собой никаких пра- вовых последствий, так как они считаются не вступившими


в законную силу. Вышеуказанный вывод подтверждается п. 3 ст. 15 Конституции рф.

Следует отметить, что признание акта недействительным возможно не только в случае его дефектности. В юридиче- ской науке имеются два способа официальной оценки юриди- ческой силы правового акта – обжалование и опротестование. Обжалование акта возможно либо в административном, либо в судебном порядке. Что касается опротестовывания, так это функция прокурорского надзора.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с указанием срока действия) и бессрочные.

По кругу лиц нормы бывают общие и специальные. Под общими административно-правовыми нормами принято понимать те нормы, которые не имеют конкретного адреса- та, их сила распространяется на все общество в целом. Спе- циальные нормы распространяются на конкретные слои общества (сотрудников полиции, военнослужащих, лиц, имеющих инвалидность).

По пределу действия (в пространстве) административно- правовые нормы принято делить на федеральные (действую- щие на территории всей российской федерации); нормы, дей- ствующие в пределах субъекта федерации; территориальные (локальные), действующие в пределах определенных админи- стративных образований.

 

§ 11. Законность и дисциплина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: