Целый ряд значков, жетонов и медалей, которые можно увидеть на груди спортсменов, являются наградными и выдаются на основании определенных прав на их ношение. К ним относятся медали всесоюзных соревнований и спартакиад народов СССР, значки «Заслуженный тренер СССР», «Отличник физической культуры и спорта» и многие другие.
Наградные медали, жетоны и значки всесоюзного значения вводятся постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Все союзные республики, добровольные спортивные общества и ведомства имеют свои наградные медали, жетоны или значки. Они вручаются победителям соревнований республиканского значения, чемпионатов спортивных обществ и т.д. Во многих обществах введены значки почетного члена или ветерана ДСО.
В целях поощрения роста спортивных достижений в нашей стране установлено награждение победителей различных соревнований (начиная с соревнований коллективов физической культуры и кончая первенствами СССР по отдельным видам спорта) медалями и жетонами.
Жетоны — почетные значки, которые получают победители городских, областных, республиканских и всесоюзных соревнований по видам спорта за первое-третье места.
Медали учреждены в 1947 г. Советским правительством для поощрения роста спортивно-технических достижений спортсменов. Для награждения спортсменов, установивших всесоюзные и мировые рекорды или завоевавших звание чемпиона страны, а также занявших второе и третье места в соревнованиях на первенство страны, существуют следующие медали: золотая, серебряная и бронзовая.
На протяжении 30 лет внешний вид наградных знаков менялся несколько раз. Действующие ныне единые медали и жетоны установлены постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в октябре 1970 г.
|
Раньше других звание чемпиона страны стали оспаривать конькобежцы (1918 г.), лыжники (1919 г.), легкоатлеты (1920 г.), пловцы (1921 г.) и тяжелоатлеты (1922 г.).
Представители остальных олимпийских видов спорта начали проводить первенства СССР в разные годы. В 1923 г. прошли чемпионаты по баскетболу среди женщин, велоспорту, прыжкам в воду; в 1924 г. — по баскетболу среди мужчин, классической борьбе, фигурному катанию на коньках, футболу; в 1925 г. — по водному поло; в 1926 г. — по боксу; а 1928 г. — по гимнастике, гребле академической, гребле на байдарках и каноэ, парусному спорту, фехтованию; в 1933 г. — по волейболу; в 1934 г. — по стендовой стрельбе; в 1938 г. — по конному спорту; в 1945 г. — по вольной борьбе; в 1947 г. — по стрелковому спорту, хоккею; в 1953 г. — по современному пятиборью; в 1963 г. — по стрельбе из лука: в 1970 г. — по хоккею на траве.
Традиции в спорте
На парадах, проводимых на всенародных, молодежных и физкультурных праздниках, часто используются автомобили и мотоциклы с соответствующим декоративным оформлением.
Порядок движения колонн, их оформление и выполняемые действия (упражнения) должны быть заранее определены и тщательно разработаны. Нужно стремиться к тому, чтобы интерес зрителей все время нарастал. Это достигается правильным оформлением колонн, разнообразием движений, выполняемых на ходу, контрастными очертаниями построений, показом разных видов спорта, умелым сочетанием продвижений вперед с внезапными остановками и т. п. Чем больше физкультурников участвует в параде (и следовательно, чем продолжительнее марш), тем более разнообразным должно быть зрелище. Однако требование разнообразия не должно приводить к «лоскутности» оформления или излишней пестроте упражнений.
|
На параде не должно быть громоздких конструкций, требующих больших расходов, затрат труда и, главное, мешающих физкультурникам показать свою выправку, ловкость, красоту телосложения.
Оформлять колонны надо просто, но ярко. В первую очередь следует использовать знамена, флаги, вымпелы, стяги, портреты, легкие транспаранты, лозунги, зелень, цветы, ленты, спортивный инвентарь и предметы, используемые при показе массовых гимнастических упражнений.
Следует отказаться от театральности и предпочесть простые, но спортивно выразительные формы прохождения. Давно забыты «живые картины» с физкультурниками, поддерживающими всевозможные бутафорские изображения и деревянные макеты, но надолго врезались в память стройные фигуры спортсменов, показывавших на ходу красивые и сложные перестроения и гимнастические упражнения; лыжники, стремительно пробежавшие в мае 1965 г. по Красной площади на лыжах-роликах; колонны велосипедистов и т. п.
Режиссер не должен заранее определять все детали оформления колонн. Во время подготовки к параду очень важно поддержать выдумку, инициативу, изобретательность физкультурных работников, спортивного актива, художников, тренеров и использовать их находки в оформлении.
Музыкальное сопровождение марш-парада имеет первостепенное значение: оно организует движение, подчиняет его единому темпу и ритму, создает необходимое настроение у участников и зрителей, помогает раскрыть идею. Однако это не значит, что у каждой колонны может быть своя музыка для марша, перестроений и упражнений. Нельзя забывать, что движется много колонн. И если оркестр, завидев приближающуюся новую колонну, будет менять музыку или ее темп, то он неизбежно собьет с ритма физкультурников других колонн. Кроме того, музыкальное сопровождение будет чрезмерно пестрым.
|
После того как определятся порядок прохождения колонн и тематика их оформления, рекомендуется разработать план музыкального сопровождения. Музыкальный репертуар должен состоять из популярных спортивных песен и маршей, а также народных и молодежных песен. Для марша участников парада наиболее подходят музыкальные произведения на две или четыре четверти. Более сложный ритм может лишить марш строевой четкости, разрушить его единство и затруднить исполнение движений на ходу.
Список литературы
1. Сегал М.Д. «Физкультурные праздники и зрелища». М. 1977 г.
2. Кудряшов В. «Спортивная атрибутика». 1989 г.
3. Штейнбах В.Л. «Олимпийские эмблемы». М. 1978 г.