История перчаток насчитывает уже несколько тысячелетий. В древности люди оборачивали руки, чтобы согреться. В Древнем Риме патриции отбрасывали перчатки в мусор после вкушения пищи. На столе всегда присутствовали чашечки с водой, в которых можно было обмывать пальчики после приема жирной пищи или можно их было вытереть о хитон. Перчатки спасали не от холода, а от горячей пищи, ведь римляне были особенно нетерпеливые и голодные.
В средние века придворные лица носили перчатки в знак отличия от простолюдинов. А когда в отдаленные земли отправляли гонца или нарочного с приказом о сборе податей, разрешении на налоги, всегда прилагали перчатку, которая подтверждала приказы высоких персон. В эпоху рыцарства, чтобы вызвать соперника на дуэль, достаточно было бросить к его ногам перчатку, для немедленной сатисфакции. Оружие приходилось держать в толстых кожаных перчатках. Перчатки спасали от мороза и мозолей. А если дама дарила рыцарю свою перчатку, то он носил ее под самым сердцем, в знак любви и верности.
При дворе молодой Елизаветы, в XVI веке, перчатки становятся модным аксессуаром. В покои королевы было запрещено входить без перчаток. И в другие спальни высокопоставленных лиц нельзя было входить с голыми руками. Появляется новый этикет, новый язык без слов, благодаря которому, кавалер мог понять даму. При Елизавете мастера по изготовлению перчаток становились на одну ступень с ювелирами. Перчатки всегда делали два мастера – мужчина обрабатывал кожу, а женщина сшивала перчатки ровным швом. Охота на соколов не могла обойтись без толстых добротных перчаток. Ведь через толстую кожу нельзя почувствовать острые когти птицы. В это же время изобретают и митенки – перчатки без пальцев. Именно митенки более всего полюбились матери Елизаветы Анны Болейн.
|
В XVI—XVII века в приданое богатой невесты обязательно входили дорогие материалы из кожи, льна, кружева и шелка. Ткани украшались бахромой и драгоценными камнями. До XVII века перчатки шили не в обтяжку руки, а после рукодельницы научились шить перчатки по подходящему размеру руки. Дж. Винтер изобретает в 1807 г. машинку, которая шьет перчатки. В середине XIX века Ксавье Жувен производит настоящий переворот в области перчаток. Он изобрел перчатки разного размера, и с тех пор не нужно было заказывать перчатки по точному размеру руки и платить за это деньги. Конечно, технике по изготовлению перчаток было еще далеко до совершенства, каждая вторая пара была или мала или велика, но, главное, что она появилась на свет. Готовую пару перчаток иногда приходилось ждать долгое время: кожу везли из Испании, сшивали перчатки в Париже, а вышивку к ним изготавливали в Лондоне.
Наполеон тоже ввел моду на перчатки: все его приближенные должны были входить к нему в кабинет в модных перчатках. Жозефина тоже следовала такой тенденции, но говорили, что она так скрывает свою дряблую кожу рук.Перчаточный этикет к началу XIX столетия набирает свои позиции. История перчаток показывает, что черные перчатки одевали только на похороны, желтые только на охоту. А на некоторых картинах можно было увидеть юношу, который заправлял белые перчатки в карман брюк. На балу нужно было появляться только в белых перчатках.Если бы вы пришли в оперу, не надев белые перчатки в XIX веке, то вы бы упали в глазах всего общества. Дамы старались утягивать свои руки в самые тесные перчатки. Это не удивительно, ведь согласно истории, поэты того времени провозглашали маленькую, изящную женскую ручку. Поэтому два акта оперы дамы должны были сидеть, немного поджав пальчики. Стиль денди стал напрягать и мужскую половину человечества: в день им приходилось сменять до шести пар.В 20-е гг. 20-го столетия в моду входят перчатки, заимствованные из гардероба мужчин – «автомобилистки». Перчатки длиной до локтя переходят в стадию атавизма. А в 60-е гг. они прекрасно дополняют маленькие платья.Сейчас перчатки делают из комбинированных материалов, например, «пальцы» из кожи, а «ладонь» из замши. Иногда перчатки отходят от классических моделей. Каждый сезон приносит свои модные изыски, ведь моду на перчатки невозможно остановить.
|
Перчатка Ермоловой
В Москву в 1902 году приехал на гастроли великий итальянский трагик ТомазоСальвини.
- Скажите, — спросил он однажды одного из театральных деятелей, — кто сейчас величайшая русская трагическая актриса?
Получив ответ, что это, безусловно, Ермолова, трагик добавил:
- Как бы я желал с ней познакомиться!
Через несколько дней Сальвини играл в Малом театре Отелло. В антракте он сидел в артистической курилке, с кем-то беседуя. Вдруг в дверях комнаты показалась М. Н. Ермолова, смотревшая в этот вечер игру прославленного итальянского трагика. Она была в длинных белых лайковых перчатках. Ее подвели к Сальвини:
- Вот гордость русского театра — великая Ермолова.
Трагик порывисто встал. Застенчивая по природе, Ермолова смутилась от встречи с мировой знаменитостью. Нерешительно протянула она свою правую руку Сальвини, а левую рассеянно положила ему на лоб. В одно мгновение грим мавра отпечатался на белой лайке перчатки. Ермолова покраснела и быстро стянула ее с руки. Подошедший в это время режиссер труппы Кондратьев выхватил перчатку из рук Ермоловой и, потрясая ей в воздухе, торжественно провозгласил:
- Передаю перчатку Ермоловой с отпечатком грима Сальвини в Бахрушинский музей!
Этот экспонат, говорят, до сего времени хранится в Театральном музее имени А. А. Бахрушина.