Министерство образования и науки Республики Алтай
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Дневник
По учебной практике (УП) 01.02
НАБЛЮДЕНИЯ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ)
по специальности 42.02.00 Преподавание в начальных классах
Студента (ки) | отделения | группы | ||
(ФИО студента) |
Методист ГАПК
__________________________________________________________________
Г.Горно-Алтайск, 2017 г.
Цель и задачи учебной практики наблюдений (психолого-педагогической):Практика направлена на углубление первоначальных теоретических знаний студентов в области преподавания по программам начального обучения, развитие общих и профессиональных компетенций, отвечающим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 42.02.00 Преподавание в начальных классах, формирование готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности.
Практика проводится непрерывно (концентрированно) после освоения МДК.01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах.
Практика наблюдений завершается дифференцированным зачетом при условии предоставления полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
Результаты прохождения практики представляются студентом в колледж и учитываются при сдаче экзамена (квалификационного) по Профессиональному модулю (ПМ) 01.
Студенты, осваивающие ППССЗ в период прохождения практики в образовательных организациях, обязаны:
- выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- соблюдать действующие в образовательных организациях правила внутреннего трудового распорядка, распоряжениям директора школы, завуча, руководителя практики.
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.
- затрачивать на все виды деятельности не менее 6 часов в день
Сроки проведения практики: с 23.01.2017 по 28.01.2017 г.
Содержание педагогической практики УП01.02.
Содержание (виды работы) | Задачи | Отчет по видам работы |
изучение и анализ технологических карт урока | знакомство студентов с особенностями составления технологической карты урока с учетом всех ее компонентов (целеполагания, выделения универсальных учебных действий, содержания учебного материала, методов и приемов организации совместной деятельности учителя и обучающихся и др.) | Изучение и анализ технологических карт |
педагогическое наблюдение уроков по разным предметам, основанных на системно-деятельностном подходе | знакомство студентов с сущностью системно-деятельностного подхода, с дидактическими принципами его построения (принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества), показать возможности использования разнообразных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся, особенности применения информационно-коммуникативных технологий | Анализ уроков. Приложение 1,2,6 |
знакомство с самоанализом урока учителем | формирование у будущих педагогов представление о содержательной стороне урока с учетом рефлексивного анализа самого учителя; познакомить со структурой самоанализа | Знакомство с самоанализом урока учителем |
знакомство с календарно-тематическим планированием | знакомство студентов со структурными компонентами календарно-тематического плана, с формой его составления, показать взаимосвязь ктп с программным содержанием изучаемого предмета | Рассмотрение и анализ КТП (структура) |
знакомство с учебно-методическим комплексами | формирование у будущих педагогов представление о учебно-методическом комплексе по предметам начальной школы, раскрыть дидактическое назначение материалов комплекса | Изучение УМК. Приложение 4. |
знакомство с учебными программами НОО | представить один из вариантов программного обеспечения начального общего образования, с обоснованием его концептуальных основ, специфики содержательной линии | Изучение и анализ программ НОО (структура) |
знакомство со школьной документацией: электронный журнал, дневник, личные дела обучающихся | знакомство с вариантами учета результатов обучения, правилами заполнения, оформления личных дел обучающихся | Изучение и анализ школьной документации. Приложение 5. |
знакомство с портфолио обучающегося | показать особенности оформления портфолио обучающихся, его структуру и содержание | Изучение и анализ портфолио учащегося начальной школы Приложение 3. |
педагогическое наблюдение внеурочной деятельности | раскрыть роль внеурочной деятельности в формировании личности обучающихся начальных классов, показать возможности организации и проведения различных форм внеурочной деятельности | Анализ внеурочного занятия |
Итоги практики
Вот и закончилась моя педагогическая практика. Я для себя понял(а) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практика помогла мне ________________________________________________________
_______________________________________________________________________
При выполнении задач практики самым трудным оказалось ____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенно удалось ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На психолого-педагогической практике я наблюдал(а) уроки следующих типов (перечислить с указанием класса, школы, учителя, темы): ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура технологической карты включает в себя следующие компоненты (перечислить): _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я имею общее представление об учебно-методических комплексах (перечислить): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Портфолио учащегося предназначено для _______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Портфоло учащегося может включать следующие разделы: ___________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внеурочная деятельность в начальной школе очень важна, так как… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическая практика для меня… _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне кажется, при подготовке студентов к практике Наблюдений необходимо ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________, студент(ка) 2.. группы 29.01.2017
Общая оценка учебной практики: ____________ Методист____________/______
Приложение 1.
Анализ урока в начальной школе
Педагог_________________________ОУ_________________________________ Предмет___________________ Класс ____УМК _______________
Тема урока_______________________________________________________
Параметры для наблюдения и анализа | «+» имеет место | Приведите пример |
1. Тема урока доведена до учащихся | ||
2. Обучающие цели доведены до учащихся | ||
3. Произведена актуализация прежних знаний (подготовка к восприятию нового) | ||
4. Установлены межпредметные и внутрипредметные связи | ||
5. Наблюдается связь учебного материала с профессией, жизнью | ||
6. Новый материал фактически корректен и соответствует программе | ||
7. Материал излагается в логической последовательности | ||
8. Наблюдается научность и доступность материала | ||
9. Время урока расходуется рационально | ||
10. Педагог руководит деятельностью учащихся | ||
11. Учащимися делаются записи в тетрадях | ||
12. Организована эффективная обратная связь | ||
13. Произведена оценка работы учащихся | ||
14. Разъяснено выполнение домашнего задания | ||
15. В течение урока происходит постановка проблемы и поиск её решения | ||
16. Применяются игровые методы обучения | ||
17. Вводится элемент соревновательности | ||
18. Применяется метод эвристической беседы | ||
19. Наблюдается заинтересованность большей части обучающихся и их активное участие в ходе урока | ||
20. Применяются индивидуальные, разноуровневые задания | ||
21. Организуется работа в малых группах | ||
22. Грамотно и своевременно используется система поощрений | ||
23. Организована самостоятельная работа учащихся | ||
24. Применяются методы самоконтроля учащихся | ||
25. Применяются методы взаимоконтроля учащихся | ||
26. Учитываются валеологические требования (моменты релаксации учащихся, физкультминутки, соблюдение санитарно-гигиенических правил и т.д.) | ||
27. Речь учителя образна и эмоциональна | ||
28. Применяются диалоговые и полилоговые формы общения | ||
29. Учитываются возрастные и психологические особенности учащихся для достижения поставленных целей | ||
30. Прослеживается оптимальное чередование разнообразных видов деятельности учащихся | ||
31. Педагогом соблюдены единые требования к учащимся | ||
32. Задействованы подготовленные средства обучения (какие?) | ||
33. Подведены итоги урока (обобщение, закрепление, систематизация) |
Приложение 2.
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДПКритерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
1.Целеполагание | ||
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) | 1-2 | низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока | 3-4 | средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам | 5-6 | Выше ср. |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) | 7-8 | Хороший |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) | 9-10 | Высокий |
2.Мотивация | ||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. | 1-2 | Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся | 3-4 | Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием | 5-6 | Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества | 7-8 | Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | 9-10 | Высокий |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) | ||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока | 1-2 | Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией | 3-4 | Средний |
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение)представлена обучающимся наглядно | 5-6 | Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО | 7-8 | Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение)не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата | 9-10 | Высокий |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся | ||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока | 1-2 | Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | 3-4 | Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | 5-6 | Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | 7-8 | Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | 9-10 | Высокий |
5.Методы обучения | ||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | 1-2 | Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график, диаграмму) | 3-4 | Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | 5-6 | Выше ср. |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | 7-8 | Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | 9-10 | Высокий |
6.Рефлексия | ||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся | 1-3 | Низкий |
Приложение 3.