Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности.
Иррационализм – идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания, считает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Например, религия всегда иррациональна, так как божество недоступно человеческому пониманию.
Позитивизм – это мировоззрение, широко распространившееся в западных странах в XIX-XX вв. Основателем является Огюст Конт. Главный принцип - признание интеллектуальной эволюции человечества, или закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной, то есть разумной. На первой стадии разум пытается ответить на традиционные мировоззренческие вопросы с помощью религии. Однако религиозные представления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти вопросы. Поэтому на второй стадии разум обратился от религии к науке и попытался понять мир с помощью философии (по терминологии О. Копта - с помощью метафизики). Однако только на третьей стадии человеческий разум выработал действительно научный, рациональный подход к миру. Позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практической деятельности общества. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.
В современном мире люди во многом придерживаются именно такого подхода, считая, что глобальные проблемы не имеют отношения к их повседневной деятельности. На самом деле любые действия и решения человека осознанно или неосознанно опираются на философско-мировоззренческие идеи. Так, можно верить или не верить в Бога, но невозможно никак не относиться к религии. У каждого человека вырабатывается своё отношение к идее Бога, религиозным учениям, к верующим и неверующим людям.
Социальная философия О. Конта рассматривает общество как четыре класса. Подчинение одних классов другим считается вполне естественным, так как закономерно вытекает из разделения труда.
Классы:
1. Представители науки, философского и эстетического видов деятельности.
2. Предприниматели, банкиры и торговцы.
3. Земледельцы.
4. Рабочие.
Позитивизм прошел три стадии:
* классический позитивизм;
* махизм, или эмпириокритицизм;
* неопозитивизм и постпозитивизм.
К классическому позитивизму относятся английские ученые Джон Милль и Герберт Спенсер,
Ко второму направлению (махизму) принадлежат австрийский физик Эрнст Мах и французский математик Жюль Пуанкаре (эмпирио - опыт, критицизм - критика).
В основу подхода Маха был положен принцип «экономии мышления» (в развитой науке всякие объяснения излишни).
Анри Пуанкаре придерживался принципа конвенционализма (от лат. соглашение). Ученые могут по-разному описывать законы природы, по-разному формулировать проявляющиеся в том или ином событии законы. Научное сообщество должно прийти к соглашению о том, как формулировать тот или иной закон. В. И. Ленин, выступая с критикой махистов в работе «Материализм и эмпириокритицизм», говорил, что реальные природные явления никак не зависят от нашего способа их описания.
Неопозитивизм (логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм) и постпозитивизм возникли во второй половине XX века. По мнению представителей данных направлений, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке. Для анализа научного знания помимо конвенционализма они использовали два методологических принципа - верификации и фальсификации.
Верификация – проверка истинности знания на опыте (Мо-риц Шлик и Рудольф Карнап). Этот метод состоит в попытке свести все знания к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название протокольных предложений. («Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое».) Однако индивидуальный чувственный опыт субъективен. К тому же наиболее сложные и абстрактные разделы научного знания оказалось невозможным свести к протокольным предложениям.
Фальсификация как метод проверки истинности знания был введен английским философом Карлом Поппером. Своё учение он называл критическим рационализмом. Он противоположен принципу верификации и означает своеобразную проверку знаний на ложность. Знания, которые до настоящего момента не опровергнуты, по Попперу, следует признавать истинными. Однако всегда следует помнить, что их истинность является недоказанной, гипотетической. В любой момент может появиться фальсифицирующий пример, который побудит признать знание ложным. Например, можно утверждать, что все лебеди белы, лишь до того момента, пока не встретится черный лебедь. Также из-за ограниченности технических возможностей мы не можем фальсифицировать, то есть опровергнуть утверждение о температуре вещества в центре Луны, но в будущем это должно стать технически возможным. Поэтому утверждение «Температура в центре Луны равна 10 градусам Цельсия» принципиально фальсифицируемо и является научно осмысленным.
Постпозитивизм (Томас Кун, работа «Структура научных революций») - еще одно направление современной философии. Центральное место в нем занимает понятие парадигмы. Парадигма (образец) - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих сохранение научной традиции. Самостоятельными парадигмами являются геоцентрическая система Птолемея, механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна. Т. Кун полагал, что прогрессивного развития в науке не происходит, поскольку нельзя определить, какая из парадигм правильная.
Прагматизм (от слов «дело», «действие»). Авторы - американские философы Чарльз Пирс и Уильям Джеймс. Задача прагматизма - создание философской системы, основанной на понимании практического действия (а не теоретических рассуждений) как главной формы жизнедеятельности человека. Прагматизм не исследует, как устроен мир, а старается определить, как человеку наилучшим образом устроиться в нем. По мнению прагматиков, философия должна объяснять человеческие действия и разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях.
Марксизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) - еще одно направление общественной мысли XIX-XX вв. В марксизме выделяют три части: философию, политэкономию и научный коммунизм. По определению В. И. Ленина, «марксистская философия есть материализм». В основе этой философской системы заложены следующие идеи:
- философия – царица наук, объединяющая в целостную систему всё теоретическое знание;
* концепция диалектического материализма (Ф.Энгельс: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»);
* концепция исторического материализма, или материалистического понимания истории. «В историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. На ход исторической борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму её различные моменты надстройки» (Ф. Энгельс);
* учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи;
- материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза.
Иррационализм (Артур Шопенгауэр) - обращает внимание не на устройство мира, а на проблему человека и человеческого познания. «Чувствуя себя центром мира, человек становится крайне эгоистичным. Сбалансировать частные воли, эгоизм отдельных людей пытается государство. Но настоящее преодоление человеческого эгоизма происходит только в сфере искусства и морали». Исходным видом познания Шопенгауэр считал интуицию.
Фридрих Ницше уделил в своих трудах внимание не психологическим чертам человеческой личности, а надиндивидуальным процессам в социальном организме, прежде всего в сфере культуры. По Ницше жизнь - это первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Сущность жизни - это «воля к власти», жизнь - борьба за власть, за господство.
Экзистенционализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Николай Бердяев) - направление, рассматривающее проблему смысла жизни человека. Человек – микрокосм (малая Вселенная). Важнейшие ценности человеческой жизни — свобода и творчество. Бытие человека как он есть – это его экзистенция. Человек переживает своё бытие в мире как набор неких психологических состояний, к которым относятся страх, забота, решимость, совесть, вина, тоска, скука. Человек пытается найти смысл своего существования.