К основным рискам реализации Программы относятся:
нормативные правовые риски:
непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, перечисленных в приложении N 2 к Программе, обеспечивающих доступность Программы для ее адресатов и партнеров;
финансово-экономические риски:
недофинансирование мероприятий Программы;
организационные и управленческие риски:
невыполнение темпов развертывания ключевых инфраструктурных элементов Программы на территории муниципальных образований, на предприятиях и в компаниях, действующих в Республике Татарстан;
недостаточность управленческой и профессиональной квалификации представителей потенциальных субъектов и участников Программы;
несформированность республиканской команды профессионалов, обладающих квалификациями, присущими управляющим сложными проектами в бизнес-организациях, и системы соответствующего материального вознаграждения специалистов таких команд по ценам, сложившимся на рынке труда.
Варианты преодоления рисков.
Устранение (минимизация) нормативных правовых рисков будет обеспечено согласованным планированием "дорожных карт" по реализации Программы и подготовки необходимых нормативных актов в диалоге со всеми ее участниками, постоянством мониторинга и оперативным внесением необходимых изменений в нормативно-правовые акты, принятие которых находится в сфере полномочий органов государственной власти Республики Татарстан.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели Программы.
В целях минимизации этих рисков в Программе спроектирован поступательный, пошаговый алгоритм вовлечения субъектов социально-политической жизни Республики Татарстан, в том числе муниципальных образований и предприятий, в реализацию Программы. За один шаг в Программе принят один год.
|
Одновременно возможности образовательно-коммуникационной платформы Университета талантов позволят максимально сократить многие из традиционных расходов, переведя значительную часть мероприятий в формат онлайн.
Деятельность автономной некоммерческой организации "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Университет талантов) во многом минимизирует риски, связанные с невозможностью привлечения к реализации Программы высококвалифицированных профессионалов и экспертов на постоянную и временные работы, действующих за пределами Республики Татарстан, благодаря более экономному, во многом онлайн-формату взаимодействия адресатов и организаторов Программы.
Организационные и управленческие риски будут минимизированы постепенностью и последовательностью развертывания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" всей системы образовательно-коммуникационной платформы "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Портал "Университет талантов"); конкурсным, состязательным характером вовлечения участников в реализацию Программы; постоянством экспертного мониторинга хода Программы в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Одновременно запланированы меры и действия по развитию квалификации участников Программы в сфере управления талантами.
|
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 9 ноября 2016 г. N 829 в раздел II настоящей Программы внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
II. Основные цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы. Характеристика основных мероприятий Программы. Индикаторы оценки результатов Программы. Сроки реализации Программы
Цель Программы: обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития Республики Татарстан.
Для ее достижения в Программе поставлены следующие задачи:
1. Популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи в Республике Татарстан, эффективные коммуникации с молодежной и родительской аудиториями.
Площадкой популяризации возможностей развития в Республике Татарстан, коммуникаций и взаимодействия всех участников, адресатов и субъектов Программы выступит Университет талантов.
Развертывание в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Портала "Университет талантов" обеспечит доступность Программы практически для каждой семьи с детьми в Республике Татарстан и открытый доступ к Программе для вовлечения детей и молодежи из-за пределов Татарстана, в том числе тех, кто ранее получил образование на территории республики и на сегодняшний день продолжает обучение или трудоустроен и профессионально развивается в других странах (Портал "Университет талантов" - одна из наиболее перспективных в мире моделей мобильного и качественного обучения молодежи прорывным компетенциям при добровольческом наставничестве со стороны лучших педагогов и экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
|
Таким образом. Портал "Университет талантов" выступит базовой площадкой для открытых коммуникаций команды Программы с детьми, молодежью, родительским сообществом и наставниками. Именно здесь доступно будут представлены:
исчерпывающая информация о событиях Программы, ее партнерах, наставниках и экспертах;
правила участия в событиях и конкурсах;
личные кабинеты уникальных участников Программы, истории их успехов и достижений, которые, по сути, будут электронным портфолио - единой персонифицированной системой учета результатов достижений;
накопительная система поддержки достижений одаренных детей и молодежи, обеспечивающая учет достижений одаренных детей и молодежи и предоставление им возможностей личностного, творческого и профессионального развития при помощи ресурсов Программы;
индивидуализированные программы обучающей и продюсерской поддержки для детей, молодежи, наставников, обладающих особыми достижениями, в формате их годичных очно-заочных стажировок в Университете талантов, включая ресурсы первого трудового/предпринимательского контракта для успешных выпускников программ Университета талантов.
2. Формирование объединенных ресурсных площадок и развитие межведомственного сотрудничества в управлении талантами.
С участием всех ключевых субъектов социально-экономической политики и грантодателей Республики Татарстан будут созданы открытые ресурсные площадки: Университет талантов, выставочная площадка "Мой Город. Мой Талант", специализированный форум и Летняя молодежная школа "Discovery Of Talents/ Открытие талантов/ Сэлэтлелэр ачылышы", ежегодный конкурс "Республиканская премия в области развития талантов "National Award Discovery Of Talents/ Открытие талантов/ Сэлэтлелэр ачылышы".
Запуск этих площадок обеспечит всеобщий доступ детей, молодежи, наставников, родительского и профессиональных сообществ республики к событиям и возможностям Программы.
Все площадки с учетом профильности будут решать комплекс задач, при помощи которых в Республике Татарстан будет сформирован ежегодный календарь программ и событий, вовлекающих детей, молодежь, наставников к решению задач собственного творческого развития, а также система возможностей для поддержки наиболее одаренных и результативных детей, молодых людей, наставников.
При помощи объединенных ресурсных площадок будут осуществляться:
адресное информирование целевых аудиторий;
предоставление прямого доступа к возможностям и ресурсам, которыми располагают ключевые субъекты социально-экономической жизни Республики Татарстан, для творческого, конкурсного пользования/ применения всеми детьми, молодежью и наставниками;
поддержка инициатив и проектов детей, молодежи, наставников сообразно приоритетам Концепции "Перспектива";
выявление, поддержка и вовлечение в круг событий Программы детей, молодежи, наставников, в том числе проживающих и за пределами Республики Татарстан, обладающих выраженными достижениями, талантами, готовностью к работе над ними в качестве уникальных участников Программы;
взаимодействие с потенциальными заказчиками и продвижение результатов деятельности одаренных детей, молодежи, наставников в среде заказчиков: работодателей (компаний, организаций), грантодателей;
продюсирование перспективных проектов, а также детей, молодежи, наставников, подтвердивших готовность к развитию своего потенциала результативностью достижений;
иные ресурсы и сервисы, которые будут востребованы участниками Программы.
Объединенные ресурсные площадки будут функционировать согласно этапам развития детей, молодежи и родителей, а события, проходящие на них, будут вписаны в уже имеющиеся планы. Благодаря полисезонности и профильности площадок практически вся детско-молодежная аудитория республики сможет принять участие в их работе в качестве зрителей, экспертов, проектантов, экспонентов и стипендиатов. Одновременно практически все грантодатели, работодатели, институты развития смогут выстроить прямой диалог с группами одаренных детей, молодежи, наставниками по профилям их интересов в целях эффективного применения кадрового и творческого ресурсов молодежи для развития республики.
Создание такого рода площадок решит задачу повышения эффективности применения ресурсов, в том числе бюджетного финансирования, выделяемых на поддержку одаренных детей и молодежи по различным программам в Республике Татарстан, за счет интеграции усилий всех участников Программы. Для этого предусмотрено:
ежегодно формировать/ обновлять сбалансированные технические задания, задачи для групп молодежи, наставников, организаций, претендующих на грантовую, конкурсную поддержку с учетом приоритетов развития Республики Татарстан;
синхронизировать сроки и этапы проведения конкурсов поддержки, предложив молодежи и наставникам согласованный, сбалансированный ежегодный календарь конкурсов и мероприятий поддержки;
организовать устойчивые диалог и взаимодействие грантодателей, организаторов конкурсов поддержки молодежи, наставников с компаниями, организациями, предприятиями - потенциальными потребителями кадрового ресурса, инвесторами, продюсерами молодежи.
3. Развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества и сети проектно-изыскательских площадок.
Постановка этой задачи в Программе обоснована двумя группами факторов. С одной стороны - высоким качеством и объемом научно-познавательной активности детей и молодежи, эффективным ресурсом наставничества, накопленным в республике. С другой - вызовами глобальной экономики знаний к России, к Республике Татарстан, к молодежи ближайших десятилетий и к ее способностям быть эффективными, продуцирующими субъектами в системе законов рыночной экономики.
Решение указанной задачи Программы напрямую связано с достижением следующих значимых результатов:
популяризация научной деятельности в качестве сферы профессионального становления молодежи в интересах качественного опережающего развития в глобальной экономике знаний и выявление детей, молодежи, склонных к этой деятельности;
развертывание территориальной сети научно-внедренческих площадок: лабораторий, научных школ, кружков и иных возможностей для доступного вовлечения детей, молодежи в научно-изыскательскую, проектную деятельность по исследованиям, решению реальных задач науки и практики;
конкурентный отбор и "взращивание" многочисленных команд юных, молодых исследователей, проектировщиков, внедренцев, способных решать мировые задачи науки и практики в интересах Республики Татарстан.
При помощи группы спроектированных для решения этой задачи специализированных, масштабных конкурсов, мероприятий будет создан годичный/ воспроизводимый цикл привлекательных событий научной жизни для молодежи как платформа для постоянного, сравнительного повышения качества/ эффективности исследований и адресной интеграции успешных участников этого цикла в решение задач следующего уровня.
Уже с 2015 года в Программе запланированы мероприятия, где научному сообществу будут делегированы задачи организации изысканий по приоритетным направлениям развития Республики Татарстан, в том числе по проблемам стратегического управления талантами, методического обеспечения развития одаренных детей и молодежи, мониторинга и оценки эффективности в работе с одаренными детьми. Таким образом, научные сообщества республики, научные школы и кружки будут уже на первом этапе реализации Программы вовлечены в создание новейших научных программных продуктов для развития и воспитания нового конкурентоспособного поколения молодежи.
В результате научное сетевое сообщество ученых и молодых исследователей будет мотивировано к прорывному развитию в Республике Татарстан. Кроме того, к работе сообщества будут привлечены молодые люди, выехавшие за пределы Республики Татарстан и занимающиеся научными изысканиями в других странах, использующие международные практики и мировые базы для своих исследований.
Одновременно мероприятия Программы обеспечат устойчивое взаимодействие между молодежью и научными деятелями республики, способными быть эффективными наставниками. Также сформируются события для выявления и взращивания на местах молодых людей и молодежных внедренческих команд, эффективных в научно-исследовательской деятельности по актуальным направлениям социально-экономического развития Татарстана.
4. Внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, внедрение стандартов "Ворлдскиллс" в образовательную практику, формирование ценностных ориентаций (неформальное/дуальное/проектное/тренерское обучение, наставничество и др.).
В Программе обращение к задаче развития прорывных компетенций и ценностей молодежи обосновано мировым трендом и требованиями к качеству человеческого капитала стран, ориентированных на инновационное развитие.
Повышение качества человеческого капитала, зафиксированное одним из ожидаемых результатов Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы", напрямую связано с уровнем развития особой группы компетенций и ценностей молодежи. В глобальной открытой экономике их принято характеризовать как прорывные, то есть влияющие на качественное повышение конкурентоспособности. Отечественная система общего образования приступает с 2015 года к реализации программ развития прорывных компетенций, иначе описываемых, как надпредметные. Первые выпускники этих программ окончат школу в 2024 году. Одновременно традиционные системы образования во всем мире объективно запаздывают с внедрением программ развития перспективных умений и компетенций. Для масштабированного развития прорывных компетенций и ценностей необходимы альтернативные площадки деятельностного, неформального образования. Неформальное образование в методологии ЮНЕСКО - обучение с учетом актуальных потребностей, во взаимосвязи с практикой, на основе гибких программ, расписания, выбора места проведения. Это формат обучения и образования не в стенах образовательной организации, а непосредственно в различных жизненных практиках с участием квалифицированного наставника-тренера. Цель неформального образования - формирование компетенций и ценностей молодого человека, необходимых для конкурентоспособности в глобальном мире и для развития страны. На федеральном уровне развитие неформального образования молодежи в России заявлено одним из приоритетов проекта Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года.
В рамках настоящей задачи в республике будет последовательно разворачиваться сеть вариативных моделей, программ неформального образования, тренингов, профессиональных проб, доступная для детей и молодежи, находящихся в стадии перехода по ступеням образования (от неполного общего; от общего; от среднего профессионального; от высшего) или подготовки к выходу на рынок труда.
При помощи профессионального сообщества наставников и тренеров, прошедших обучение и сертификацию, будет развернута платформа неформального образования детей и молодежи в муниципальных образованиях республики для достижения двух результатов: для формирования базового уровня прорывных компетенций и ценностей молодых татарстанцев, а также для выявления и продвижения детей и молодежи, обладающих невыраженными талантами, способностями, преимуществами. Профессиональное сообщество наставников, в том числе в сфере государственной молодежной политики, сформированное в основном к 2016 г., будет способно циклично выполнять функцию неформального обучения детей и молодежи по лучшим программам развития компетенций и ценностей, содействовать интеграции одаренных и успешных молодых людей в эффективную жизнь.
Условием эффективного развития прорывных компетенций является их применение в практике, в том числе в эффективной практике предпрофессиональной и профессиональной деятельности. В рамках подготовки к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году реализуется план основных мероприятий по подготовке и проведению указанного мирового чемпионата. Ключевой задачей является включение в национальную сборную максимального количества представителей республики, которые смогут претендовать на победу в мировых чемпионатах.
В Программе спроектирован подход, при котором неформальное образование будет развиваться при содействии наставников синхронно с профессиональными пробами молодежи на площадках предприятий, организаций, частных предпринимателей и мастеров своего дела в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. В результате творческая и личностная активность детей и молодежи приобретет потенциального заказчика, заинтересованного в его развитии, и доступные площадки для применения своего потенциала. Реализация Программы призвана обеспечить полную вовлеченность детей и молодежи выпускного возраста в осуществление профессиональных проб и программы неформального образования во взаимосвязи с задачами развития территорий республики. Программой предусмотрен комплекс мероприятий, которые обеспечат формирование репутации Республики Татарстан в качестве территории с эффективным сообществом педагогов-наставников, способных заботиться о детях.
5. Внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования выпускников Программы.
Пятая задача Программы ориентирована на преодоление трех наиболее значимых дефицитов в работе с талантливой молодежью: дефицита кадровых, продюсерских программ и проектов, адресованных одаренным детям, молодежи, наставникам; дефицита площадок, доступных для профессиональной и творческой самореализации креативной молодежи после завершения обучения; дефицита профессионалов-провайдеров творческого развития детей и молодежи, педагогов и наставников, способных вместе с молодыми людьми выстроить их эффективные карьерные траектории в Республике Татарстан.
В Программе разработан механизм последовательного развертывания элементов эффективного кадрового менеджмента и управления талантами в отношении детей и молодежи. Первый этап этой работы описан ранее и предусматривает широкомасштабное вовлечение детей и подростков в эффективные профессиональные пробы, в творческое игровое взаимодействие с ведущими субъектами социально-политической жизни в целях построения устойчивого, положительного отношения молодежи к возможностям своего развития в Республике Татарстан. Эффективная интеграция талантливой молодежи в жизнь республики требует того, чтобы в отношении одаренных детей и молодежи, обладающих достижениями, осуществлялся индивидуальный кадровый менеджмент. В Программе предусмотрены меры для построения индивидуализированных программ обучающей и продюсерской поддержки талантливой молодежи.
Ключевым субъектом - координатором в разработке и реализации индивидуализированных программ кадровой, обучающей, продюсерской поддержки одаренных детей и молодежи, обладающих достижениями, выступит Университет талантов.
На Портале "Университет талантов" молодым людям в соответствии с регламентом обеспечения накопительной системы стимулирования достижений детей и молодежи в Республике Татарстан будут предложены стажировки, программы обучающей и продюсерской поддержки с участием ведущих профильных экспертов, продюсеров и потенциальных заказчиков. Для совершеннолетних выпускников программ будет сформирован регламент обеспечения продюсерской поддержки и первого профессионального контракта молодых людей с ведущими заказчиками кадрового резерва в Республике Татарстан либо предложена самозанятость в целях взаимовыгодного для талантливой молодежи и заказчиков применения ее творческих ресурсов в экономической, общественной жизни Республики Татарстан.
Задачи Программы спроектированы с учетом масштабов инновационного развития Республики Татарстан и необходимости кратного повышения производительности труда и конкурентоспособности молодежи. Они учитывают возможности, открываемые современными технологиями для развития конкурентоспособности человека и экономики. Одновременно мероприятия по каждой из задач являются функциональным компонентом интегральной системы управления талантами в Республике Татарстан, совокупно обеспечивающим повышение отдачи от инвестиций в молодежь - основной человеческий капитал региона в ближайшие десятилетия.
Принципиальным в проектировании Программы и отборе мер для ее реализации является понимание адресатов, ключевых партнеров и движущих сил, способных обеспечить ее реализацию с максимальной результативностью.
Целевой аудиторией Программы являются дети и молодежь Республики Татарстан от 12 до 30 лет.
В качестве ключевых партнеров Программы рассматриваются все субъекты социально-экономической жизни, заинтересованные и влияющие на повышение качества человеческого капитала в Республике Татарстан.
Главными агентами продвижения и развертывания Программы выступят молодые люди, наставники (профессионалы и парапрофессионалы), которым будут делегированы право и ответственность за достижение результатов, а также профессиональная команда экспертов и социальных технологов, квалифицированно владеющих знаниями и практикой успешного управления сложными социальными проектами.
Индикаторы Программы
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения | 2014 г. (базовый) | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Удельный вес муниципальных образований Республики Татарстан, внедривших эффективные практики неформального образования, карьерной навигации, тренингов, профессиональных проб, доступные для детей и молодежи выпускных возрастов, % | |||||||
Количество предприятий и компаний, системно участвующих в развитии кадровых проектов профориентации, дуального обучения, профессиональных полигонов, стажировочных площадок для детей и молодежи, единиц | |||||||
Количество молодых людей, вовлеченных в совместные с компаниями республики проекты профильной подготовки и кадрового притока выпускников, человек | |||||||
Количество педагогов, специалистов, тренеров, обученных и сертифицированных в качестве наставников Программы, действующих на территории республики, человек | |||||||
Детско-молодежная аудитория выпускного возраста, вовлеченная в систему образовательной, карьерной навигации, профессиональных проб в Республике Татарстан, человек | |||||||
Детско-молодежная аудитория, устойчиво вовлеченная в проектную деятельность по развитию потенциала и решению задач развития республики на площадках Программы в качестве уникальных участников Программы, человек | |||||||
Создание инфраструктуры индивидуальной образовательной продюсерской поддержки, доступной для участия до 1600 молодых людей, обладающих наивысшими достижениями, человек | |||||||
Уровень владения уникальных участников Программы прорывными компетенциями по 5-балльной шкале квалификационной оценки | 3,5 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 4,0 | ||
Доля выпускников программ образовательной и продюсерской поддержки Портала "Университет талантов", получивших право на первый контракт либо самозанятость, % | 100% из числа совершеннолетних выпускников | ||||||
Количество ведущих регионов России, вовлеченных в мероприятия Программы | - | ||||||
Коэффициент вовлечения стран - лидеров инновационного развития в мероприятия Программы | - | 1,5 | 2,5 | 2,5 | |||
Уровень положительной узнаваемости Программы в аудиториях адресатов по 5-й шкале мониторинга на 1000 опрошенных | 3,5 | 3,7 | 3,9 | 4,1 | 4,3 | 4,5 | |
Доля проектов, программ в сфере поддержки одаренных детей и молодежи, прошедших публичную экспертизу Межведомственного координационного совета и интегрированных в республиканскую систему поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (% от 100 принятых) | |||||||
Количество людей, владеющих работой в CIS, человек | - | - | |||||
Доля конкурсантов Республики Татарстан в расширенном составе национальной сборной для участия в международных чемпионатах, процентов | - | - | 14,7 | ||||
Количество проведенных тренировок членов республиканской сборной по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в Республике Татарстан, раз | - | - | |||||
Доля сертифицированных экспертов Республики Татарстан по спецификации стандартов "Ворлдскиллс" в общем количестве республиканских экспертов, процентов | - | - | |||||
Доля аккредитованных союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" специализированных центров компетенций Республики Татарстан по уровню "региональный" в общем количестве республиканских специализированных центров компетенций, процентов | - | - | 22,8 | ||||
Доля профессиональных образовательных организаций, реализующих итоговую государственную аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс", в общем количестве профессиональных образовательных организаций, процентов | - | - | 21,7 | 28,1 | 31,2 | ||
Доля основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, модернизированных в соответствии со стандартами "Ворлдскиллс", процентов | - | - |
Общий срок реализации Программы рассчитан на 2015-2020 годы.
Реализация Программы будет иметь последовательный цикличный характер, обеспечивая развертывание всех ее компонентов на территории Республики Татарстан.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 9 ноября 2016 г. N 829 раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции
См. текст раздела в предыдущей редакции