Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, и возможности их преодоления




 

К основным рискам реализации Программы относятся:

нормативные правовые риски:

непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, перечисленных в приложении N 2 к Программе, обеспечивающих доступность Программы для ее адресатов и партнеров;

финансово-экономические риски:

недофинансирование мероприятий Программы;

организационные и управленческие риски:

невыполнение темпов развертывания ключевых инфраструктурных элементов Программы на территории муниципальных образований, на предприятиях и в компаниях, действующих в Республике Татарстан;

недостаточность управленческой и профессиональной квалификации представителей потенциальных субъектов и участников Программы;

несформированность республиканской команды профессионалов, обладающих квалификациями, присущими управляющим сложными проектами в бизнес-организациях, и системы соответствующего материального вознаграждения специалистов таких команд по ценам, сложившимся на рынке труда.

Варианты преодоления рисков.

Устранение (минимизация) нормативных правовых рисков будет обеспечено согласованным планированием "дорожных карт" по реализации Программы и подготовки необходимых нормативных актов в диалоге со всеми ее участниками, постоянством мониторинга и оперативным внесением необходимых изменений в нормативно-правовые акты, принятие которых находится в сфере полномочий органов государственной власти Республики Татарстан.

Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели Программы.

В целях минимизации этих рисков в Программе спроектирован поступательный, пошаговый алгоритм вовлечения субъектов социально-политической жизни Республики Татарстан, в том числе муниципальных образований и предприятий, в реализацию Программы. За один шаг в Программе принят один год.

Одновременно возможности образовательно-коммуникационной платформы Университета талантов позволят максимально сократить многие из традиционных расходов, переведя значительную часть мероприятий в формат онлайн.

Деятельность автономной некоммерческой организации "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Университет талантов) во многом минимизирует риски, связанные с невозможностью привлечения к реализации Программы высококвалифицированных профессионалов и экспертов на постоянную и временные работы, действующих за пределами Республики Татарстан, благодаря более экономному, во многом онлайн-формату взаимодействия адресатов и организаторов Программы.

Организационные и управленческие риски будут минимизированы постепенностью и последовательностью развертывания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" всей системы образовательно-коммуникационной платформы "Казанский открытый университет талантов 2.0" (далее - Портал "Университет талантов"); конкурсным, состязательным характером вовлечения участников в реализацию Программы; постоянством экспертного мониторинга хода Программы в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Одновременно запланированы меры и действия по развитию квалификации участников Программы в сфере управления талантами.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 9 ноября 2016 г. N 829 в раздел II настоящей Программы внесены изменения

См. текст раздела в предыдущей редакции

II. Основные цели, задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы. Характеристика основных мероприятий Программы. Индикаторы оценки результатов Программы. Сроки реализации Программы

 

Цель Программы: обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития Республики Татарстан.

Для ее достижения в Программе поставлены следующие задачи:

1. Популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи в Республике Татарстан, эффективные коммуникации с молодежной и родительской аудиториями.

Площадкой популяризации возможностей развития в Республике Татарстан, коммуникаций и взаимодействия всех участников, адресатов и субъектов Программы выступит Университет талантов.

Развертывание в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Портала "Университет талантов" обеспечит доступность Программы практически для каждой семьи с детьми в Республике Татарстан и открытый доступ к Программе для вовлечения детей и молодежи из-за пределов Татарстана, в том числе тех, кто ранее получил образование на территории республики и на сегодняшний день продолжает обучение или трудоустроен и профессионально развивается в других странах (Портал "Университет талантов" - одна из наиболее перспективных в мире моделей мобильного и качественного обучения молодежи прорывным компетенциям при добровольческом наставничестве со стороны лучших педагогов и экспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Таким образом. Портал "Университет талантов" выступит базовой площадкой для открытых коммуникаций команды Программы с детьми, молодежью, родительским сообществом и наставниками. Именно здесь доступно будут представлены:

исчерпывающая информация о событиях Программы, ее партнерах, наставниках и экспертах;

правила участия в событиях и конкурсах;

личные кабинеты уникальных участников Программы, истории их успехов и достижений, которые, по сути, будут электронным портфолио - единой персонифицированной системой учета результатов достижений;

накопительная система поддержки достижений одаренных детей и молодежи, обеспечивающая учет достижений одаренных детей и молодежи и предоставление им возможностей личностного, творческого и профессионального развития при помощи ресурсов Программы;

индивидуализированные программы обучающей и продюсерской поддержки для детей, молодежи, наставников, обладающих особыми достижениями, в формате их годичных очно-заочных стажировок в Университете талантов, включая ресурсы первого трудового/предпринимательского контракта для успешных выпускников программ Университета талантов.

2. Формирование объединенных ресурсных площадок и развитие межведомственного сотрудничества в управлении талантами.

С участием всех ключевых субъектов социально-экономической политики и грантодателей Республики Татарстан будут созданы открытые ресурсные площадки: Университет талантов, выставочная площадка "Мой Город. Мой Талант", специализированный форум и Летняя молодежная школа "Discovery Of Talents/ Открытие талантов/ Сэлэтлелэр ачылышы", ежегодный конкурс "Республиканская премия в области развития талантов "National Award Discovery Of Talents/ Открытие талантов/ Сэлэтлелэр ачылышы".

Запуск этих площадок обеспечит всеобщий доступ детей, молодежи, наставников, родительского и профессиональных сообществ республики к событиям и возможностям Программы.

Все площадки с учетом профильности будут решать комплекс задач, при помощи которых в Республике Татарстан будет сформирован ежегодный календарь программ и событий, вовлекающих детей, молодежь, наставников к решению задач собственного творческого развития, а также система возможностей для поддержки наиболее одаренных и результативных детей, молодых людей, наставников.

При помощи объединенных ресурсных площадок будут осуществляться:

адресное информирование целевых аудиторий;

предоставление прямого доступа к возможностям и ресурсам, которыми располагают ключевые субъекты социально-экономической жизни Республики Татарстан, для творческого, конкурсного пользования/ применения всеми детьми, молодежью и наставниками;

поддержка инициатив и проектов детей, молодежи, наставников сообразно приоритетам Концепции "Перспектива";

выявление, поддержка и вовлечение в круг событий Программы детей, молодежи, наставников, в том числе проживающих и за пределами Республики Татарстан, обладающих выраженными достижениями, талантами, готовностью к работе над ними в качестве уникальных участников Программы;

взаимодействие с потенциальными заказчиками и продвижение результатов деятельности одаренных детей, молодежи, наставников в среде заказчиков: работодателей (компаний, организаций), грантодателей;

продюсирование перспективных проектов, а также детей, молодежи, наставников, подтвердивших готовность к развитию своего потенциала результативностью достижений;

иные ресурсы и сервисы, которые будут востребованы участниками Программы.

Объединенные ресурсные площадки будут функционировать согласно этапам развития детей, молодежи и родителей, а события, проходящие на них, будут вписаны в уже имеющиеся планы. Благодаря полисезонности и профильности площадок практически вся детско-молодежная аудитория республики сможет принять участие в их работе в качестве зрителей, экспертов, проектантов, экспонентов и стипендиатов. Одновременно практически все грантодатели, работодатели, институты развития смогут выстроить прямой диалог с группами одаренных детей, молодежи, наставниками по профилям их интересов в целях эффективного применения кадрового и творческого ресурсов молодежи для развития республики.

Создание такого рода площадок решит задачу повышения эффективности применения ресурсов, в том числе бюджетного финансирования, выделяемых на поддержку одаренных детей и молодежи по различным программам в Республике Татарстан, за счет интеграции усилий всех участников Программы. Для этого предусмотрено:

ежегодно формировать/ обновлять сбалансированные технические задания, задачи для групп молодежи, наставников, организаций, претендующих на грантовую, конкурсную поддержку с учетом приоритетов развития Республики Татарстан;

синхронизировать сроки и этапы проведения конкурсов поддержки, предложив молодежи и наставникам согласованный, сбалансированный ежегодный календарь конкурсов и мероприятий поддержки;

организовать устойчивые диалог и взаимодействие грантодателей, организаторов конкурсов поддержки молодежи, наставников с компаниями, организациями, предприятиями - потенциальными потребителями кадрового ресурса, инвесторами, продюсерами молодежи.

3. Развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества и сети проектно-изыскательских площадок.

Постановка этой задачи в Программе обоснована двумя группами факторов. С одной стороны - высоким качеством и объемом научно-познавательной активности детей и молодежи, эффективным ресурсом наставничества, накопленным в республике. С другой - вызовами глобальной экономики знаний к России, к Республике Татарстан, к молодежи ближайших десятилетий и к ее способностям быть эффективными, продуцирующими субъектами в системе законов рыночной экономики.

Решение указанной задачи Программы напрямую связано с достижением следующих значимых результатов:

популяризация научной деятельности в качестве сферы профессионального становления молодежи в интересах качественного опережающего развития в глобальной экономике знаний и выявление детей, молодежи, склонных к этой деятельности;

развертывание территориальной сети научно-внедренческих площадок: лабораторий, научных школ, кружков и иных возможностей для доступного вовлечения детей, молодежи в научно-изыскательскую, проектную деятельность по исследованиям, решению реальных задач науки и практики;

конкурентный отбор и "взращивание" многочисленных команд юных, молодых исследователей, проектировщиков, внедренцев, способных решать мировые задачи науки и практики в интересах Республики Татарстан.

При помощи группы спроектированных для решения этой задачи специализированных, масштабных конкурсов, мероприятий будет создан годичный/ воспроизводимый цикл привлекательных событий научной жизни для молодежи как платформа для постоянного, сравнительного повышения качества/ эффективности исследований и адресной интеграции успешных участников этого цикла в решение задач следующего уровня.

Уже с 2015 года в Программе запланированы мероприятия, где научному сообществу будут делегированы задачи организации изысканий по приоритетным направлениям развития Республики Татарстан, в том числе по проблемам стратегического управления талантами, методического обеспечения развития одаренных детей и молодежи, мониторинга и оценки эффективности в работе с одаренными детьми. Таким образом, научные сообщества республики, научные школы и кружки будут уже на первом этапе реализации Программы вовлечены в создание новейших научных программных продуктов для развития и воспитания нового конкурентоспособного поколения молодежи.

В результате научное сетевое сообщество ученых и молодых исследователей будет мотивировано к прорывному развитию в Республике Татарстан. Кроме того, к работе сообщества будут привлечены молодые люди, выехавшие за пределы Республики Татарстан и занимающиеся научными изысканиями в других странах, использующие международные практики и мировые базы для своих исследований.

Одновременно мероприятия Программы обеспечат устойчивое взаимодействие между молодежью и научными деятелями республики, способными быть эффективными наставниками. Также сформируются события для выявления и взращивания на местах молодых людей и молодежных внедренческих команд, эффективных в научно-исследовательской деятельности по актуальным направлениям социально-экономического развития Татарстана.

4. Внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, внедрение стандартов "Ворлдскиллс" в образовательную практику, формирование ценностных ориентаций (неформальное/дуальное/проектное/тренерское обучение, наставничество и др.).

В Программе обращение к задаче развития прорывных компетенций и ценностей молодежи обосновано мировым трендом и требованиями к качеству человеческого капитала стран, ориентированных на инновационное развитие.

Повышение качества человеческого капитала, зафиксированное одним из ожидаемых результатов Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 г. N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы", напрямую связано с уровнем развития особой группы компетенций и ценностей молодежи. В глобальной открытой экономике их принято характеризовать как прорывные, то есть влияющие на качественное повышение конкурентоспособности. Отечественная система общего образования приступает с 2015 года к реализации программ развития прорывных компетенций, иначе описываемых, как надпредметные. Первые выпускники этих программ окончат школу в 2024 году. Одновременно традиционные системы образования во всем мире объективно запаздывают с внедрением программ развития перспективных умений и компетенций. Для масштабированного развития прорывных компетенций и ценностей необходимы альтернативные площадки деятельностного, неформального образования. Неформальное образование в методологии ЮНЕСКО - обучение с учетом актуальных потребностей, во взаимосвязи с практикой, на основе гибких программ, расписания, выбора места проведения. Это формат обучения и образования не в стенах образовательной организации, а непосредственно в различных жизненных практиках с участием квалифицированного наставника-тренера. Цель неформального образования - формирование компетенций и ценностей молодого человека, необходимых для конкурентоспособности в глобальном мире и для развития страны. На федеральном уровне развитие неформального образования молодежи в России заявлено одним из приоритетов проекта Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года.

В рамках настоящей задачи в республике будет последовательно разворачиваться сеть вариативных моделей, программ неформального образования, тренингов, профессиональных проб, доступная для детей и молодежи, находящихся в стадии перехода по ступеням образования (от неполного общего; от общего; от среднего профессионального; от высшего) или подготовки к выходу на рынок труда.

При помощи профессионального сообщества наставников и тренеров, прошедших обучение и сертификацию, будет развернута платформа неформального образования детей и молодежи в муниципальных образованиях республики для достижения двух результатов: для формирования базового уровня прорывных компетенций и ценностей молодых татарстанцев, а также для выявления и продвижения детей и молодежи, обладающих невыраженными талантами, способностями, преимуществами. Профессиональное сообщество наставников, в том числе в сфере государственной молодежной политики, сформированное в основном к 2016 г., будет способно циклично выполнять функцию неформального обучения детей и молодежи по лучшим программам развития компетенций и ценностей, содействовать интеграции одаренных и успешных молодых людей в эффективную жизнь.

Условием эффективного развития прорывных компетенций является их применение в практике, в том числе в эффективной практике предпрофессиональной и профессиональной деятельности. В рамках подготовки к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Казани в 2019 году реализуется план основных мероприятий по подготовке и проведению указанного мирового чемпионата. Ключевой задачей является включение в национальную сборную максимального количества представителей республики, которые смогут претендовать на победу в мировых чемпионатах.

В Программе спроектирован подход, при котором неформальное образование будет развиваться при содействии наставников синхронно с профессиональными пробами молодежи на площадках предприятий, организаций, частных предпринимателей и мастеров своего дела в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. В результате творческая и личностная активность детей и молодежи приобретет потенциального заказчика, заинтересованного в его развитии, и доступные площадки для применения своего потенциала. Реализация Программы призвана обеспечить полную вовлеченность детей и молодежи выпускного возраста в осуществление профессиональных проб и программы неформального образования во взаимосвязи с задачами развития территорий республики. Программой предусмотрен комплекс мероприятий, которые обеспечат формирование репутации Республики Татарстан в качестве территории с эффективным сообществом педагогов-наставников, способных заботиться о детях.

5. Внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования выпускников Программы.

Пятая задача Программы ориентирована на преодоление трех наиболее значимых дефицитов в работе с талантливой молодежью: дефицита кадровых, продюсерских программ и проектов, адресованных одаренным детям, молодежи, наставникам; дефицита площадок, доступных для профессиональной и творческой самореализации креативной молодежи после завершения обучения; дефицита профессионалов-провайдеров творческого развития детей и молодежи, педагогов и наставников, способных вместе с молодыми людьми выстроить их эффективные карьерные траектории в Республике Татарстан.

В Программе разработан механизм последовательного развертывания элементов эффективного кадрового менеджмента и управления талантами в отношении детей и молодежи. Первый этап этой работы описан ранее и предусматривает широкомасштабное вовлечение детей и подростков в эффективные профессиональные пробы, в творческое игровое взаимодействие с ведущими субъектами социально-политической жизни в целях построения устойчивого, положительного отношения молодежи к возможностям своего развития в Республике Татарстан. Эффективная интеграция талантливой молодежи в жизнь республики требует того, чтобы в отношении одаренных детей и молодежи, обладающих достижениями, осуществлялся индивидуальный кадровый менеджмент. В Программе предусмотрены меры для построения индивидуализированных программ обучающей и продюсерской поддержки талантливой молодежи.

Ключевым субъектом - координатором в разработке и реализации индивидуализированных программ кадровой, обучающей, продюсерской поддержки одаренных детей и молодежи, обладающих достижениями, выступит Университет талантов.

На Портале "Университет талантов" молодым людям в соответствии с регламентом обеспечения накопительной системы стимулирования достижений детей и молодежи в Республике Татарстан будут предложены стажировки, программы обучающей и продюсерской поддержки с участием ведущих профильных экспертов, продюсеров и потенциальных заказчиков. Для совершеннолетних выпускников программ будет сформирован регламент обеспечения продюсерской поддержки и первого профессионального контракта молодых людей с ведущими заказчиками кадрового резерва в Республике Татарстан либо предложена самозанятость в целях взаимовыгодного для талантливой молодежи и заказчиков применения ее творческих ресурсов в экономической, общественной жизни Республики Татарстан.

Задачи Программы спроектированы с учетом масштабов инновационного развития Республики Татарстан и необходимости кратного повышения производительности труда и конкурентоспособности молодежи. Они учитывают возможности, открываемые современными технологиями для развития конкурентоспособности человека и экономики. Одновременно мероприятия по каждой из задач являются функциональным компонентом интегральной системы управления талантами в Республике Татарстан, совокупно обеспечивающим повышение отдачи от инвестиций в молодежь - основной человеческий капитал региона в ближайшие десятилетия.

Принципиальным в проектировании Программы и отборе мер для ее реализации является понимание адресатов, ключевых партнеров и движущих сил, способных обеспечить ее реализацию с максимальной результативностью.

Целевой аудиторией Программы являются дети и молодежь Республики Татарстан от 12 до 30 лет.

В качестве ключевых партнеров Программы рассматриваются все субъекты социально-экономической жизни, заинтересованные и влияющие на повышение качества человеческого капитала в Республике Татарстан.

Главными агентами продвижения и развертывания Программы выступят молодые люди, наставники (профессионалы и парапрофессионалы), которым будут делегированы право и ответственность за достижение результатов, а также профессиональная команда экспертов и социальных технологов, квалифицированно владеющих знаниями и практикой успешного управления сложными социальными проектами.

 

Индикаторы Программы

 

Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения 2014 г. (базовый) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
               
Удельный вес муниципальных образований Республики Татарстан, внедривших эффективные практики неформального образования, карьерной навигации, тренингов, профессиональных проб, доступные для детей и молодежи выпускных возрастов, %              
Количество предприятий и компаний, системно участвующих в развитии кадровых проектов профориентации, дуального обучения, профессиональных полигонов, стажировочных площадок для детей и молодежи, единиц              
Количество молодых людей, вовлеченных в совместные с компаниями республики проекты профильной подготовки и кадрового притока выпускников, человек              
Количество педагогов, специалистов, тренеров, обученных и сертифицированных в качестве наставников Программы, действующих на территории республики, человек              
Детско-молодежная аудитория выпускного возраста, вовлеченная в систему образовательной, карьерной навигации, профессиональных проб в Республике Татарстан, человек              
Детско-молодежная аудитория, устойчиво вовлеченная в проектную деятельность по развитию потенциала и решению задач развития республики на площадках Программы в качестве уникальных участников Программы, человек              
Создание инфраструктуры индивидуальной образовательной продюсерской поддержки, доступной для участия до 1600 молодых людей, обладающих наивысшими достижениями, человек              
Уровень владения уникальных участников Программы прорывными компетенциями по 5-балльной шкале квалификационной оценки     3,5 3,8 3,8 3,8 4,0
Доля выпускников программ образовательной и продюсерской поддержки Портала "Университет талантов", получивших право на первый контракт либо самозанятость, %   100% из числа совершеннолетних выпускников
Количество ведущих регионов России, вовлеченных в мероприятия Программы   -          
Коэффициент вовлечения стран - лидеров инновационного развития в мероприятия Программы   - 1,5   2,5 2,5  
Уровень положительной узнаваемости Программы в аудиториях адресатов по 5-й шкале мониторинга на 1000 опрошенных   3,5 3,7 3,9 4,1 4,3 4,5
Доля проектов, программ в сфере поддержки одаренных детей и молодежи, прошедших публичную экспертизу Межведомственного координационного совета и интегрированных в республиканскую систему поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (% от 100 принятых)              
Количество людей, владеющих работой в CIS, человек - -          
Доля конкурсантов Республики Татарстан в расширенном составе национальной сборной для участия в международных чемпионатах, процентов - -   14,7      
Количество проведенных тренировок членов республиканской сборной по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в Республике Татарстан, раз - -          
Доля сертифицированных экспертов Республики Татарстан по спецификации стандартов "Ворлдскиллс" в общем количестве республиканских экспертов, процентов - -          
Доля аккредитованных союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" специализированных центров компетенций Республики Татарстан по уровню "региональный" в общем количестве республиканских специализированных центров компетенций, процентов - - 22,8        
Доля профессиональных образовательных организаций, реализующих итоговую государственную аттестацию в формате демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс", в общем количестве профессиональных образовательных организаций, процентов - - 21,7   28,1 31,2  
Доля основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, модернизированных в соответствии со стандартами "Ворлдскиллс", процентов - -          

 

Общий срок реализации Программы рассчитан на 2015-2020 годы.

Реализация Программы будет иметь последовательный цикличный характер, обеспечивая развертывание всех ее компонентов на территории Республики Татарстан.

 

Информация об изменениях:

Постановлением КМ РТ от 9 ноября 2016 г. N 829 раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции

См. текст раздела в предыдущей редакции



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: