Обязаны ли священнослужители, клиницисты и миряне сообщать о нарушении




ПОМОЩЬ КРИЗИСНЫМ СЕМЬЯМ

Насилие: некоторые размышления пастыря и
клинициста

Священник Георгий Морелли

(перевод с английского)


В

рачи и юристы могут удивиться, но в случаях насилия оба — и обидчик, и пострадавший — являются жертвами — каждый по-своему. Однако вне учения Иисуса Христа и антропологии, разработанной на его основе Отцами Церкви, это может быть непонятно.

Объяснение таково: наш Господь сказал нам, что центральным в человеке является его сердце, это то, что истинно в человеке. Но светское общество не рассматривает сердце. Христос сказал нам: «Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 18-19).

С одной стороны, очевидно, что тот, кто является жертвой жестокого обращения, имеет иное сердце или ум, чем обидчик. Ум является центром сердца, самой внимательной и сосредоточенной его частью. Епископ Иерофей Влахос (1994), говорит: «…термин «ум» имеет много значений в творениях святых отцов Церкви. Он то отождествляется с душою, то обозначает некую энергию души, ее глаз… сущность души... Мы будем рассматривать ум как глаз души, подразумевая под этим термином преимущественно одну из ее способностей, а также чистейшую ее часть».

Таким образом, при изучении вопроса о насилии сердце нужно рассматривать тоже. Исходный посыл, основывающийся на общих принципах, заключается в том, что преступник и жертва будут иметь совершенно разные сердца. Даже не рассматривая сердце конкретного человека, можно по внешнему виду отличить активного обидчика от пассивного пострадавшего. Бог, однако, читает сердца и видит и все знает (хотя Он и дал этот дар частично некоторым духовно просвещенным людям). При рассмотрении каждого конкретного случая нужно рассматривать сердце или ум всякого отдельного насильника и жертвы.

Как насилие влияет на человека

Необходимо учитывать, что бывают различные виды насилия:

· Физическое (толкание, побои и т.д.);

· Сексуальное (принуждение к половому акту, неприемлемые прикосновения, подглядывание, вербальные выражения и т.д.);

· Психологическое (обзывания унизительными словами: «Ты идиот, неудачник» (это на самом деле мягкие выражения, часто используются намного более грубые));

· Пренебрежение (в правовом отношении — пренебрежение, ограничение в питании, жилье, образовании и необходимом уходе).

С точки зрения греха, каждая из этих категорий отличается от других в том, как она «не попадает в цель» или указывает на «болезнь души» — два основных способа, которыми грех определяется у Отцов Восточной Церкви (помня, что Святые Отцы учат нас, что каждый грех в своей основе — это отход от Бога и поэтому гнусность). Тем не менее, степень тяжести и вид насилия, в том числе то, как насилие осуществляется, открывают что-то о сердце насильников. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк. 6:45).

Реакция пострадавшего на насилие также является частью сложного взаимодействия. Рассуждая абстрактно, жертва пассивна и невинна. В реальной жизни реакция пострадавших может в значительной степени различаться. И снова критически важно состояние сердца жертвы. Существует множество возможных состояний сердца: ненависть, обида, прощение, или даже любовь и молитва за обидчика. А пострадавший от насилия может быть по-своему соучастником греха.

Однако скорбь о поврежденности человека и молитва о прощении всех грехов вольных и невольных, совершенных ведением и неведением, словом или делом, исходят от боговдохновенной мудрости, дарованной нашим Отцам Церкви. Понятия вольных и невольных грехов, и содеянных ведением и неведением — это общие и абстрактные термины, которые требуют, чтобы каждый человек вложил в них конкретную мысль, слово и дело, чтобы завершить молитву. Если ему повезло, у него может быть духовный отец или мать, чтобы помочь ему точно определить мысль, слово или поступок.

Насилие может также сделать грех заразным. Это может произойти в обидчике через нагнетание и распространение насилия, скандал, лицемерие или продолжение бездействия (пренебрежения). Это также может случиться с жертвами и наблюдателями насилия через умножение ненависти, мести, потерю веры, надежды и любви, отсутствие прощения, нанесение ответного удара, и многое другое.

Уврачевание насилия

Я имел дело с жертвами всех видов насилия как пастырь и клиницист. Выражение «ненавидеть грех, но любить грешника» — это общий лейтмотив моих действия. Страдания жертвы необходимо признать и понять ее боль. Любое насилие следует назвать таковым, оно должно всеми быть признано неправильным. Чтобы помочь исцелить разум жертвы, необходимо психологическое вмешательство. Это особенно актуально для крайних случаев физического и/или сексуального насилия.

Часто в таких случаях появляются дополнительные психологические проблемы: посттравматическое стрессовое расстройство. Вмешательство будет включать в себя когнитивную реструктуризацию, чтобы противодействовать самобичеванию и эмоциональным расстройствам, таким как депрессия, тревога и гнев (Морелли, 2004). Гнев является духовным (и психологическим) недугом, с которым особенно трудно разбираться. Исцеление не может произойти, пока в глубине своего сердца жертвы смогут искренне сказать: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят» (Лк. 23:34).

Легко ли это? Нет! Но ненависть убивает (духовно и психологически) все вокруг нас. Никто и никогда не приступил к духовному и психологическому исцелению, пока не начал «работать» над прощением — в то же время признавая ужас какого бы то ни было насилия, совершенного по отношению к ним.

Основываясь на своем пастырском и клиническом опыте, я хочу подчеркнуть, что этого невозможно сделать без Христа. Работая с жертвами, я стараюсь, чтобы жертва ориентировалась на всю жизнь Христа — все, что случилось с Ним, как тому учат отцы Церкви, которые, по благодати Божией, имели глубокое понимание и опыт исцеления.

Скептики могут возразить, что такой подход не является реалистичным, и он не от мира сего. Но разве это как раз не то, что Господь говорит нам? Священное Писание гласит: «Будь в мире, но не от него». Христос сказал: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17: 14-18).

Этот процесс исцеления нельзя понять в категориях светского мира, но как только это становится частью сердца, то становится понятным (даже с нашими ограниченными возможностями), открывается некая красота, которую невозможно выразить словами. Порой таким жертвам даруется такое понимание и опыт Божьей любви, которые остаются скрытыми от людей, никогда не страдавших от насилия.

Исцеление обидчика требует психологического и духовного признания ответственности за насилие и осознание его последствий. В большинстве случаев тяжелого насилия исцеление не означает реинтеграцию в обычную схему жизни, в которой обидчик жил раньше. Таким образом, принятие последствий будет, в частности, означать, что должны произойти радикальные изменения образа жизни. В большинстве случаев люди, которые подвергали других физическому или сексуальному насилию, должны быть навсегда удалены из своей социальной среды.

Психологическое лечение, ориентируясь на когнитивно-поведенческие изменения, должно рассматриваться не как билет обратно в общество, а как вспомогательное средство в исцелении всего человека. Духовное исцеление должно сосредоточиться также на сердце. «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23).

В некотором смысле требуется «повторное крещение». Отцы Церкви называли истинное покаяние, особенно покаяние с «даром слез», вторым крещением. Св. Евагрий Отшельник говорит: «Прежде всего молись о даре слез, дабы через сокрушение смягчить существующую в душе твоей грубость и, исповедовав свои беззакония Господу, получить от Него прощение». Св.Петр Дамаскин писал: «… возблагодарите Его [Бога], особенно те, кто получил от Него силу обновить свое святое крещение через покаяние, потому что без покаяния никто не может спастись».

Очищаясь, сердце все яснее зрит Бога. Сам Иисус сказал нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8). Жизнь обидчиков должна и будет меняться, но они могут также ответить на новое призвание Бога. Они могут использовать свой опыт насилия, чтобы свидетельствовать о покаянии и даже быть Божиим инструментом на пути к святости других людей, они могут даже не знать, что способны на это. Как уже упоминалось выше, в случаях серьезного насилия это не будет происходить в прежней обстановке, где ранее совершалось насилие, но Божья воля может быть достигнута в любом месте. Это потребует доверия и полной приверженности Богу со стороны обидчика.

Обязаны ли священнослужители, клиницисты и миряне сообщать о нарушении

Какова роль врачей, духовенства, мирян при выявлении насилия? Лицензированные практикующие врачи (медсестры, брачные и семейные консультанты, врачи, психологи и т.д.) по закону обязаны сообщать о случаях насилия. Как правило, это означает не только информировать соответствующие органы, такие как полиция, но также оповещать и/или вступаться за потерпевшего (или потенциальную жертву).

В некоторых юрисдикциях священник обязан сообщать в органы. Исповедь составляет исключение. Консультирование или общение со священником в пастырской ситуации ставит священника (или других священнослужителей) в очень неоднозначное и серьезное положение. Священник должен действовать из любви, чистоты и ясности своего сердца, как по отношению к жертве (в том числе потенциальной), так и к обидчику. Если обидчик приходит к священнику, он должен попытаться убедить его принять тот факт, что у него серьезная проблема и нужно искать необходимой помощи. Это может включать в себя экстренную госпитализацию или, возможно, тюремное заключение. В этом случае сотрудники больницы будут обязаны сообщить в органы. Если священник обязан сообщать в органы, об этом должны быть проинформированы все стороны, и местные законы должны быть соблюдены.

Духовенство также должно сделать все возможное, чтобы вмешаться и защитить потенциальных жертв. Это может включать в себя направление за получением соответствующей экстренной психологической помощи. В наиболее серьезных случаях, таких как явная угроза смерти, будет оправданным немедленный вызов полиции и/или аварийно-спасательных служб.

Если священник — не профессиональный практикующий психотерапевт и не обязан сообщать в органы правопорядка, а ситуация насилия (физического, сексуального, психологического, или пренебрежение нуждами) была выявлена, я бы предложил сказать обидчику, что вы будете следить за развитием событий как «гончая небес». С нравственной точки зрения, священник не может допустить продолжения насилия. Может потребоваться, чтобы священник или кто-то еще физически присутствовал, чтобы охранять жертву насилия. Нужно сделать все, что необходимо, чтобы защитить и обезопасить жертву (или потенциальную жертву).

Если человек пришел за «пастырской» поддержкой к нелицензированному священнику и рассказал об активном насилии, я рекомендовал бы в крайнем случае сказать обидчику, что об этом нужно сообщить в соответствующие органы, чтобы защитить жертву. Опять-таки это нужно сказать, подчеркивая, что это делается из любви и милосердия. Священник должен сделать все возможное, чтобы обидчик «подписался» на это и «соучаствовал» в этом процессе. Люди более склонны соглашаться на позиции, которые они разделяют, а не которые им навязаны внешним авторитетом или иными факторами.

Это может быть сделано с опорой на психологические и духовные сильные стороны обидчика. Обращаясь к заботе и любви, которые обидчик, возможно, в свое время испытал или способен испытывать, нужно просить его принять личное решение, основанное на этих ценностях. Сообщить ему, что священник и Бог будут помогать ему в ходе этого процесса, также полезно. Надеюсь, представители духовенства располагают списком общественных ресурсов, которые работают с такими ситуациями, и могут дать человеку соответствующее направление. Важно относиться к обидчику с милосердием, мягкостью и любовью, но и направлять его твердой рукой. Чем чище сердце священника, тем более ясно он будет сознавать, что должен действовать, руководствуясь любовью Христовой. Иисус сказал своим апостолам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).

Интересный дополнительный вопрос для православных (и католических) священников — тайна исповеди. Предположим, что обидчик или жертва подходит к священнику для Святого Таинства исповеди. Иногда можно предположить, что именно человек собирается сказать. Часто другие прихожане могут знать что-то и намекнуть священнику, что в семье серьезные неприятности. Часто священник может «интуитивно» почувствовать проблему, благодаря духовному дару проницательности.

В таком случае я бы информировал «предполагаемого» обидчика, что вы не можете сейчас принять его исповедь — ваше обсуждение не будет исповедью (то есть тайной), предусматривающей неразглашение данной информации.

Хотя никогда не было такого, чтобы кто-то проскользнул мимо моей «интуиции» и рассказал о насилии на исповеди, если бы такое случилось, я бы не отпустил такому человеку грехи и отлучил от Причастия до тех пор, пока он не сообщит властям. В качестве последующих шагов, поскольку тайна исповеди священна, я бы попробовал связаться с потенциальной или фактической жертвой и, не нарушая тайны исповеди, сделать все, что я могу, чтобы обеспечить ее безопасность.

Если злоупотребление ожидаемо, это на самом деле проще для священника — практикующего психотерапевта, так как условия конфиденциальности можно оговорить заранее. Но я хочу заявить совершенно ясно, что когда исповедь — как наше Святое Таинство — уже началась, ни один закон в стране не может нарушить ее тайну — даже под угрозой тюремного заключения или смерти священника.

Нельзя не сказать и о мирянах. Сколько людей не в священном сане или профессиональных психотерапевтов сталкивается с потенциальным или фактическим насилием? Они тоже в подобной ситуации должны быть движимы в своих сердцах любовью Христовой и к насильнику, и к пострадавшему, а также ко всем причастным к насилию. Есть бесчисленное множество историй в СМИ по поводу родственников, друзей или посторонних лиц, которые знали что-то об инцидентах или последствиях насилия и ничего не предпринимали. Иногда это бездействие приводило к тяжелым последствиям для жертв.

С мирянами и другими «непрофессионалами» есть проблемы нерешительности, конфликта интересов, а также порицания или неодобрения со стороны семьи или друга. Часто эти вопросы выливаются в конфликт и порождают стресс у человека, который знает или подозревает о насилии. В таком случае было бы полезно поговорить с компетентным священником, психотерапевтом или общественной организацией, специализирующейся на проблемах насилия, и следовать их советам в принятии правильного решения во благо всех вовлеченных. Следует помнить, что мы грешим не только делом, но и бездействием.

Церковь, которую епископ Иерофей называет «лечебницей», должна исцелять душу и просвещать ум в сердцах всех людей — священноначалия, пресвитеров, диаконов, а также всех верных, облеченных царственным священством. Предание, Писание, учение наших отцов Церкви, Святые Таинства, святые иконы, сама архитектура церковных зданий, отражающая Царство Божие, молитва и пост: вся жизнь и ум Церкви — это путь «света Христова, просвещающего всех».

«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — преподобный Серафим Саровский.

Использованная литература

Morelli, G. (2004). Christian Asceticism and Psychology. In S. Muse (Ed) Raising Lazarus: Integral Healing in Orthodox Christianity. Brookline, MA: Holy Cross Press.

Palmer, G.E.H., Sherrard, P., & Ware, K. (Eds.). (1986). The Philokalia: The Complete Text Compiled by St. Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth: Vol.2. Winchester, MA: Faber and Faber.

Vlachos, H. (1994). Orthodox Psychotherapy: The Science of the Fathers. Lavadia, Greece: Birth of the Theotokos Monastery.

https://www.orthodoxytoday.org/OT/view/abuse-some-pastoral-and-clinical-considerations


 

 

 

 

 

НОВОСТИ

Круглый стол «Социальное служение религиозных
общин — межконфессиональный обмен опытом»


27 января 2016 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся круглый стол «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом».

Круглый стол был организован в рамках ХХIV Международных Рождественских образовательных чтений. В нем приняли участие около 40 священнослужителей и мирян из разных епархий Русской Православной Церкви, представители католических и протестантских религиозных общин и церковно-общественных организаций из России, Армении, Молдовы и Беларуси.

Круглый стол проходил под председательством иеромонаха Стефана (Игумнова), руководителя Секретариата по межхристианским связям ОВЦС.

Нелюбова Маргарита Борисовна, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, рассказала о подготовке религиозных общин к участию в проведении V международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии (ЕЕСААС), которая пройдет 23-25 марта 2016 года в Москве. Планируется участие в мероприятии межрелигиозной делегации из стран СНГ. Представители религиозных общин проведут в рамках конференции круглый стол по вопросу о реабилитации наркозависимых, а также два семинара, на которых будут освещены темы профилактики ВИЧ/СПИДа, работы с различными видами химических зависимостей и с созависимостью, паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным.

Митрофанова Ирина Юрьевна, представитель медиахолдинга «Протестант», осветила вопрос о деятельности религиозных СМИ в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа в ходе подготовки к V ЕЕСААС. Она является координатором работы религиозных СМИ в преддверии конференции и представила «дорожную карту», которая поможет интенсивно освещать проблематику борьбы с ВИЧ/СПИДом в каждой религиозной организации.

Калимуллин Олег Рашитович, консультант ОВЦС, представил участникам встречи обзор деятельности Отдела внешних церковных связей в области экологии. По его словам, важной вехой развития экологической деятельности в Русской Православной Церкви стало принятие в 2013 году Архиерейским Собором общецерковного концептуального документа «О позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».

ОВЦС осуществил комплексное исследование «Оценка экологической проблематики в России для подготовки деятельности Русской Православной Церкви в области экологии». В частности, были изучены российские и зарубежные взгляды и подходы, собраны и изучены материалы и опыт иных Церквей, христианских и межцерковных организаций. Экологические темы все активнее поднимаются в ходе межправославного, межхристианского и межрелигиозного диалогов, а также международного сотрудничества. C 2011 года в ОВЦС регулярно проводятся встречи экспертной рабочей группы по экологической проблематике и экологической церковной деятельности. В ее задачи входит изучение различных тем, связанных с богословским и научным пониманием современных экологических вызовов в России и мире, обмен практическим опытом, подготовка рекомендаций по дальнейшему развитию экологической работы Церкви. Выступающий отметил, что современная практическая церковная экологическая работа развивается в нескольких направлениях, в числе которых:

· образование и экологическое просвещение, в том числе детей и юношества;

· охрана окружающей среды;

· внедрение современных эко-ориентированных технологий в церковных учреждениях;

· эко-ориентированное хозяйствование, в том числе в сфере сельскохозяйственной деятельности монастырей и приходов.

Архимандрит Зосима (Шевчук), Владимирская епархия, поделился опытом осмысления недавно составленного общецерковного «Чина краткого молебного пения о сохранении творения Божия», который с 2015 года совершается в первое воскресенье сентября. Он считает, что это молитвословие должно звучать в каждом храме Русской Православной Церкви и подобных чинов должно быть больше.

Отец Зосима представил богословское сообщение о соотношении антропологии и экологии. По его словам, ни антропоцентризм, ни биоцентризм не могут предложить выхода из экологического кризиса. А вот христианская антропология, разработанная еще святыми отцами Церкви, которая предлагает путь покаяния, отказ от гедонизма, говорит об ответственности человека за природу как врученный Богом дар, дает надежду на спасение от гибели природы и человека. Примером реализации этих принципов он считает Афон, где «дух аскетизма соседствует с разумным использованием даров природы».

Самойлов Владимир Владимирович, руководитель Экспертного совета Консультативного совета глав протестантских церквей России, выступил с докладом «К самоопределению общин евангельских христиан в экологической реальности». Он отметил, что представители евангельских христианских церквей участвовали в разработке экологической проблематики в рамках своего участия в работе международных конференций Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей в 1961 г. («Христианская мирная конференция», Нью-Дели), в 1966 г. (Всемирная конференция «Церковь и общество»), 1968 г. (Международная конференция по проблемам цивилизационного развития и мира, Упсала), 1972 г. (Конференция ВСЦ о проблемах окружающей среды, Стокгольм).

Вопросы экологии нашли свое отражение и во многих позиционных документах протестантских церквей, например, в «Позиции протестантских церквей России» (во втором издании 2009 г. содержится расширенный раздел об экологии). Этот вопрос активно обсуждался на Втором конгрессе Всесоюзного Содружества Евангельских христиан в 2011 году. (Москва). Протестантские церкви рассматривают экопроблематику с позиций экотеологии — новой области богословия, которая исходит из взаимозависимости всех частей экосистемы и из Божьего повеления человеку «возделывать сад», т.е. не только сохранять, но и улучшать природу, изучая ее. Сейчас к экотеологии добавилась технотеология, которая ставит свои вопросы.

Карине Богдасарян, сотрудник Армянского межцерковного круглого стола (АМКС), поделилась опытом работы своей организации в области окружающей среды. В 2004 году в рамках проекта «Зеленое богословие» в семинарии Вазгенян было издано учебное пособие по вопросам экологии. В настоящее время пособие перерабатывается, оно будет отражать подходы не только Армянской Апостольской Церкви, но и других церквей. АМКС осуществляет проект «Влияние Церкви и НПО на процессы принятия решений в области окружающей среды». Его цель — посредством диалога между гражданским обществом, включая Церковь, и властными структурами разработать пакет законодательных инициатив для внедрения финансового механизма на общинном уровне с целью осуществления проектов, связанных с изменением климата. Этот проект осуществляется в соответствии с Рамочной конвенцией ООН по изменению климата (UNFCCC) и с решением правительства Армении о создании инновационного финансового механизма для финансирования экологических (связанных с изменением климата) программ в виде гражданских инвестиционных оборотных фондов из международных и национальных (субвенции) источников.

Служба коммуникации ОВЦС


 

 

 

 

 

Адрес Круглого стола по религиозному образованию и диаконии:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: