Вопросы к экзамену «Криминология»
(юриспруденция)
1. Понятие криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии.
4. Криминология и другие науки.
5. Задачи криминологии на современном этапе.
6. Антропологические концепции причин преступности.
7. Социологические концепции преступного поведения.
8. Развитие отечественной криминологии в дореволюционный период.
9. Криминология в первой половине двадцатого столетия.
10. Развитие криминологии во второй половине XX века и ее современное состояние.
11. Понятие преступности. Преступление и преступность.
12. Количественные показатели преступности.
13. Качественные показатели преступности.
14. Латентная преступность, ее виды и методы оценок.
15. Основные тенденции преступности в современной России.
16. Понятие причин преступности.
17. Социально-экономические отношения и преступность.
18. Нравственное состояние общества и преступность.
19. Условия, способствующие совершению преступлений.
20. Классификация детерминантов преступности по различным основаниям.
21. Самодетерминация преступности.
22. Понятие личности преступника (лица, совершившего преступление).
23. Основные научные подходы к изучению личности преступника.
24. Структура личности преступника.
25. Социально-демографическая характеристика личности преступника.
26. Нравственно-психологическая характеристика личности преступника.
27. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника.
28. Типология личности преступника.
29. Индивидуальное преступное поведение и механизм совершения преступления.
30. Мотивация преступления.
31. Роль конкретной ситуации в механизме конкретного преступления.
|
32. Планирование преступления.
33. Совершение преступления.
34. Соотношение социального и биологического в механизме конкретного преступления.
35. Потерпевший и его роль в механизме совершения преступления.
36. Социальные последствия преступности.
37. Виктимологическая профилактика преступлений.
38. Понятие, цели и направления криминологических исследований.
39. Информационное обеспечение криминологических исследований.
40. Этапы криминологического исследования.
41. Статистические методы криминологических исследований.
42. Социологические и иные методы криминологических исследований.
43. Понятие, содержание и цели криминологического прогнозирования.
44. Методы криминологического прогнозирования.
45. Виды криминологических прогнозов.
46. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.
47. Понятие, задачи криминологического планирования.
48. Программы борьбы с преступностью.
49. Понятие, задачи и принципы предупреждения преступности.
50. Виды предупреждения преступности.
51. Система предупреждения преступности.
52. Правоохранительные органы как субъекты предупредительной деятельности.
53. Понятие и основные направления общего предупреждения преступлений.
54. Понятие и основные направления индивидуального предупреждения преступлений.
55. Правовые основы предупреждения преступности.
56. Понятие и структура криминологической характеристики преступности.
57. Криминологическая классификация преступности.
58. Понятие и основные криминологические характеристики насильственной преступности.
|
59. Характеристика лиц, совершивших насильственные преступления.
60. Основные детерминанты насильственных преступлений.
61. Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
62. Криминологическая характеристика корыстной преступности.
63. Основные детерминанты корыстных преступлений.
64. Предупреждение корыстных преступлений.
65. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних.
66. Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников.
67. Основные детерминанты преступности несовершеннолетних.
68. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
69. Понятие, признаки и криминологическая характеристика организованной преступности.
70. Факторы, обусловливающие существование организованной преступности.
71. Особенности предупреждения организованной преступности.
72. Понятие и криминологическая характеристика преступности в сфере семейно-бытовых отношений.
73. Основные криминогенные факторы, способствующие совершению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
74. Особенности предупреждения преступлений в семейно-бытовой сфере.
75. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.
76. Детерминанты женской преступности.
77. Особенности предупреждения преступлений, совершаемых лицами женского пола.
78. Понятие и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности.
79. Особенности личности неосторожных преступников.
80. Обстоятельства, способствующие совершению преступлений по неосторожности.
|
81. Предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности.
82. Рецидивная и профессиональная преступность в истории России.
83. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности в современных условиях.
84. Особенности личности рецидивиста и профессионального преступника.
85. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение.
86. Общая криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы.
87. Основные детерминанты преступности в местах лишения свободы и ее предупреждение.
88. Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
89. Связь пьянства с преступностью и его предупреждение.
90. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: криминологический анализ и противодействие.
91. Криминологическое значение проституции в условиях современного общества.
92. Криминологические аспекты бродяжничества, попрошайничества и иного паразитического образа жизни.
93. Состояние и тенденции преступности в отдельных зарубежных странах.
94. Детерминанты и предупреждение преступности в отдельных зарубежных странах.
95. Международное сотрудничество в области предупреждения преступности.
96. Структура, основные задачи Интерпола и его роль в противодействии преступности.
Контрольная работа по Криминологии.
Контрольная работа, выполняется студентами заочного обучения согласно вариантам, выбор которых определяется но первой букве фамилии студента
Первая буква фамилии | Номер варианта |
А-В | 1 вариант |
Г-Е | 2 вариант |
Ж-И | 3 вариант |
К-М | 4 вариант |
Н-П | 5 вариант |
Р-Т | 6 вариант |
У-Ч | 7 вариант |
Ш-Я | 8 вариант |
Объем работы должен быть примерно 12-15 машинописных страниц формата А-4. Поля страницы:
- верхнее - 2 см;
- нижнее - 2 см;
- левое - 3 см;
- правое - 1,2 см.
Текст печатается на компьютере на одной стороне листа, размер шрифта – 14, межстрочечный интервал – полуторный компьютерный.
Подбор литературы, законодательных и иных источников следует осуществлять в библиотеке Челябинского государственного университета, Челябинской областной библиотеке, а также в районных, городских библиотеках по месту жительства, в библиотеке (при ее наличии) по месту работы.
С официальными статистическими сведениями о зарегистрированных преступлениях, кроме того, можно ознакомиться в органах внутренних дел, прокуратуре.
При выполнении контрольной работы необходимо ссылаться на использованные литературу и иные источники. Сведения о литературных и иных источниках, на которые делает ссылки автор контрольной работы, помещаются в сносках внизу страницы по установленным правилам оформления научного аппарата.
В конце работы на отдельной странице (на отдельных страницах) указывается весь список использованной литературы по следующим разделам:
-законодательные и иные нормативные правовые акты;
-учебники, учебные пособия;
-монографии, сборники научных трудов, отдельные статьи, опубликованные в сборниках научных трудов, материалах конференций, журналах.
На первой странице контрольной работы должны быть указаны:
— наименование вуза;
— наименование кафедры;
— наименование предмета, по которому выполнена работа;
— номер варианта работы;
— номер группы;
— фамилия и инициалы автора (при наличии в группе однофамильца необходимо указать имя и отчество полностью).
Вариант № 1
1. Латентность как свойство преступности.
2. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
3. Практическое задание:
Вычислите индексы преступной активности и интенсивности, если в городе А в 2001 г. проживало 425 тыс. человек, из которых 375 тыс. - лица в возрасте старше 14 лет. В этом же году в городе А зарегистрировано 1022 преступления и выявлено 1711 лиц, совершивших преступления.
Методические рекомендации:
Рассмотрение первого вопроса следует начать с определения латентности (в криминологии некоторыми специалистами именуемой „темной цифрой“ преступности) и рассмотреть многообразие подходов к латентной преступности, существующих в современной криминологии. Далее следует охарактеризовать ее основные виды (естественная, искусственная, пограничная латентность), перечислив их порождающие причины.
Необходимо назвать наиболее серьезные негативные последствия, продуцируемые латентной преступностью. Раскрыть содержание основных методик измерения латентной преступности. Завершить рассмотрение вопроса целесообразно анализом состояния и структуры латентной преступности в России в современный период.
По второму вопросу следует дать понятие и кратко охарактеризовать виды рецидива преступлений. Обратить внимание на характеристику и соотношение уголовно-правового и криминологического рецидивов.
Характеризуя рецидив преступлений, необходимо раскрыть его общественную опасность. Проанализировать современные показатели рецидивной преступности в России. Представить криминологическую характеристику личности рецидивиста, показав ее отличие от преступника, впервые совершившего преступления. Назвать и раскрыть основные группы криминогенных детерминант, обусловливающих существование рецидивной преступности.
В заключение данного вопроса следует перечислить основные меры предупредительного воздействия в отношении рецидивной преступности на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
Названные меры должны быть увязаны с целями и задачами предупреждения преступности в целом, а также соответствовать современным тенденциям рецидивной преступности и реальным возможностям субъектов профилактики.
Решение практического задания предполагает использование основных формул, применяемых для расчета коэффициента преступности (коэффициентов преступной активности и преступной интенсивности).
Вариант № 2
1. Личность преступника как объект криминологического анализа.
2. Общая характеристика профессиональной преступности.
3. Практическое задание:
Д., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в местах лишения свободы, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику соответствующего учреждения. За эти преступления Д. был вновь осужден к лишению свободы.
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
Рецидив
1.Общий 1.Однократный 1.Фактический
2.Специальный 2.Многократный 2. Легальный
3.Пенитенциарный
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо дать характеристику основным подходам к определению личности вообще и личности преступника в частности. Отграничить исходное понятие от смежных, таких как субъект преступления, личность подозреваемого, личность обвиняемого, личность подсудимого, личность осужденного.
Раскрыть содержание элементов структуры личности преступника (социально-демографических, социально-ролевых, нравственно-психологических, уголовно-правовых и иных признаков).
Перечислить основные психические состояния, относящиеся к психическим аномалиям личности. Показать с помощью опубликованных данных криминологических исследований, какие преступления в основном совершаются психоаномальными преступниками и их тенденции. Опираясь на опубликованную российскую статистику и труды отечественных специалистов, продемонстрировать особенности личностной характеристики современных преступников, и, по возможности, ее изменения за последние годы.
Во втором вопросе представляется целесообразным сформулировать определение профессиональной преступности и проанализировать ее основные признаки (специализация, квалификация, криминальная субкультура, преступная деятельность как источник средств существования).
Далее необходимо представить современную характеристику профессиональной преступности. Провести сравнительный анализ рецидивной и профессиональной преступности, оценив их степень общественной опасности. В заключение вопроса следует раскрыть содержание основных проблем, стоящих перед государством и обществом в лице соответствующих субъектов противодействия преступности, по предупреждению криминального профессионализма.
Вариант № 3
1. Виктимологический аспект в механизме индивидуального преступного поведения.
2. Понятие и характеристика преступности в сфере экономической деятельности.
3. Практическое задание:
Определите вид латентной преступности исходя из предлагаемых обстоятельств и аргументируйте ваш ответ:
а) у гражданки С. на улице неизвестный ей молодой человек вырвал из рук сумку и убежал. В сумке находились продукты питания и ряд предметов женского туалета. Гражданка С., посчитав для себя убыток небольшим, с заявлением о происшедшем в правоохранительные органы не обратилась;
б) у гражданина Б. из открытой комнаты в коммунальной квартире похитили цветной кассетный видеоплеер импортного производства. В приеме заявления по данному факту в отделе милиции ему отказали, аргументируя отказ тем, что он сам виноват, так как оставил комнату не запертой;
в) дознаватель О., рассматривая материалы в отношении гражданки Р., необоснованно квалифицировал уголовно наказуемые хулиганские действия как административное правонарушение – мелкое хулиганство.
Методические рекомендации:
Изложение первого вопроса следует начать с анализа основных понятий терминологического аппарата, которым оперирует одно из важнейших научных направлений современной криминологии – криминальная виктимология. Целесообразно проанализировать природу существования виктимности (групповой, индивидуальной) и ее уровни, особенности процесса виктимизации, сформулировать понятие „жертва преступления“.
Особого внимания, в связи с этим, заслуживает рассмотрение виктимогенной ситуации как разновидности криминогенной ситуации, ее видов и практического значения в механизме конкретного преступления.
Далее необходимо исследовать традиционно приводимую классификацию видов виктимного поведения, характерных для многих жертв преступлений.
В заключение данного вопроса требуется сформулировать понятие виктимологической профилактики, назвать основные направления предупредительных мер, имеющих своим объектом виктимологические ситуации и конкретных жертв преступлений (на индивидуальном и групповом уровнях).
Во втором вопросе необходимо дать определение понятиям экономическая преступность и преступность в сфере экономической деятельности.
Оценить криминогенное влияние на экономическую безопасность государства и причиняемый ущерб обществу. Раскрыть особые свойства, которые в современных условиях свойственны экономической преступности (динамичность, высокий уровень латентности, способность к быстрым трансформационным изменениям и адаптации к новым условиям и правилам хозяйствования и т. д.).
Объяснить существующую взаимосвязь преступности в сфере экономической деятельности с организованной и коррупционной преступностью. Назвать и охарактеризовать наиболее опасные направления криминальной экономической деятельности в современной России.
Обосновать взаимосвязь криминогенных факторов, имеющих дестабилизирующие и деструктивные последствия в сфере регулирования экономических отношений. Проанализировать функционирование причин и условий совершения преступлений в сфере экономической деятельности на различных уровнях. Дать криминологическую характеристику должностным и частным лицам, совершающим преступления в рассматриваемой сфере. В заключение следует произвести анализ основных направлений профилактической деятельности, осуществляемой в сфере экономических отношений, соответствующими субъектами.
Решение практического задания предполагает понимание природы и сущности латентной преступности, значение ее основных видов.
Вариант № 4
1. Криминологическое прогнозирование и его значение в борьбе с преступностью.
2.Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Предупреждение имущественной преступности.
3. Практическое задание:
В городе А. в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе Б. за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Методические рекомендации:
При рассмотрении первого вопроса следует дать определение криминологического прогноза и процесса его составления (прогнозирования). Раскрыть их сущность и значение в настоящее время.
Представить характеристику признаков научно-обоснованного прогноза. Назвать виды прогнозов, составляемых при разработке мер борьбы с преступностью. Указать субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Обозначить основные направления криминологического прогнозирования, выделив из их числа наиболее приоритетные.
Далее, представляется целесообразным раскрыть содержание современного криминологического прогнозирования, назвать проблемы его осуществления.
Перечислить перечень требований, предъявляемых к составлению прогноза, назвать необходимые элементы этого процесса. Представить сравнительную характеристику методов прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения.
Во втором вопросе необходимо дать понятие преступлений против собственности и перечислить составы действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, относящиеся к названным преступлениям. Требуется назвать основные признаки, являющиеся объединяющим элементом таких преступлений в одной группе.
Затем целесообразно охарактеризовать основные (количественные и качественные) показатели имущественных преступлений в современных условиях. При характеристике данных преступлений более подробно необходимо остановить внимание на квартирных, карманных кражах, мошеннических посягательствах, грабежах и разбойных нападениях.
Далее следует назвать социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые и иные признаки личности преступников, совершающих преступления против собственности. Представить типологию корыстных преступников, имеющую особое значение при осуществлении соответствующими субъектами индивидуальной предупредительной деятельности. В заключение необходимо рассмотреть основные факторы, продуцирующие преступления против собственности, а также раскрыть содержание общесоциального и специального предупреждения преступлений указанной группы (имеется в виду: субъекты, меры, правовая основа деятельности субъектов).
Вариант № 5
1. Основные показатели преступности.
2. Причины и условия насильственной преступности. Особенности предупреждения насильственных преступлений.
3. Практическое задание:
На основе приведенных в таблице условных данных о динамике преступности в области А. рассчитайте методом экстраполяции динамику преступности на на следующие три года и составьте график.
Зарегистрировано преступлений:
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо рассмотреть количественные и качественные показатели преступности. При этом недостаточно ограничиться их определением, целесообразно наполнить эти понятия конкретным содержанием с помощью привлечения данных уголовной статистики как по России в целом, так и по отдельным ее регионам.
Особое внимание следует уделить анализу уровня преступности, способам расчета коэффициента преступной активности и преступной интенсивности.
Требуется детально остановиться на основных методах вычисления динамических характеристик преступности: абсолютного роста (снижения) преступности, темпах роста (снижения) преступности.
По второму вопросу необходимо раскрыть обстоятельства, порождающие насильственные преступления. Их надлежит распределить по уровням: общесоциальному, региональному, групповому (микросреда), индивидуальному.
Полезным является рассмотрение исторического развития причин и условий насильственной преступности, заключающееся в сравнительной характеристике их состояния в прошлом и настоящем, а также в прогнозе на ближайшее будущее.
Следует изложить свои представления о процессе формирования личности насильственного преступника, происходящего при взаимодействии ряда факторов социального и биологического порядка.
Рассмотрение, вопроса целесообразно завершить анализом проблем криминологического воздействия на криминогенные факторы насильственной преступности, представив систему выявления, нейтрализации и ликвидации названных факторов.
Решение практического задания предполагает общее понимание содержания и значения криминологического прогнозирования, а главное – знание основных методов (экстраполяция, моделирование, экспертная оценка) осуществления данной деятельности и умение применить их на практике.
Вариант № 6
1. Методика криминологических исследований.
2. Понятие и характеристика организованной преступности.
3. Практическое задание:
Рост безработицы на 1% в крупном городе влечет увеличение числа преступлений на 6-8%. Определите состояние преступности в г. А. на 2005 год, если в 2004 году было зарегистрировано 72739 преступлений, а ожидаемый прирост безработицы составит 0,5%.
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо дать определение методики криминологических исследований, раскрыть сущность отдельных методов исследований. Перечислить требования и условия организации криминологических исследований.
Рассмотрение второго вопроса необходимо начать с определения организованной преступности как сложного и наиболее опасного социального явления, анализа признаков организованной группы, позволяющих обнаруживать и выделять ее из общей массы преступных групп по структуре, характеру преступной деятельности, уровню организации.
Назвать их разновидности, существующие в России и за рубежом. Дать оценку различных форм организованной преступности и факторов, влияющих на их проявление.
Целесообразно проанализировать, выделяемые в теории личностные типы участников организованной преступности, уделив повышенное внимание криминологической характеристике лидеров организованных преступных групп и сообществ.
Также необходимо подробно остановиться на анализе такого социально-негативного явления как коррупция, ее роли и месте в механизме функционирования организованной преступности. Завершить рассмотрение вопроса целесообразно анализом современного соотношения организованной преступности с преступностью в целом, с экономикой, политикой, государством.
Вариант № 7
1. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.
2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.
3. Практическое задание:
Укажите, какие из нижеперечисленных свойств и качеств относятся к типологии, а какие - к классификации преступников:
— мужчина, женщина;
— 25-29,14-15, 30-40 лет, старше 50 лет;
— в момент совершения преступления лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения; наркотического возбуждения; в состоянии аффекта;
— социальная направленность преступника в основном выражена позитивным компонентом, негативная направленность минимальна; лицо характеризуется легкомысленным отношением к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе;
— бизнесмен, рабочий, учащийся, пенсионер, безработный;
— образование начальное, неполное среднее, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, неоконченное высшее, высшее;
— преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими асоциальными взглядами лица, его асоциальными установками и ориентациями; ситуация совершения преступления, как правило, создается самим лицом.
Методические рекомендации:
Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики основных периодов развития криминологии.
В ходе характеристики основных криминологических направлений и школ нужно выделить наиболее известные концепции и их представителей, проследить процесс развития соответствующей школы и указать существенные изменения ее важнейших положений с течением времени.
По второму вопросу необходимо сформулировать определение преступности несовершеннолетних, осветить ее состояние, уровень, структуру, динамику.
Далее целесообразно отразить отличительные особенности преступности несовершеннолетних. Проследить ее изменения в различные периоды времени, выделить наиболее и наименее характерные преступления, совершаемые такими лицами.
Рассмотреть социально-демографические, нравственно-психологические, уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. В процессе изложения данного вопроса следует сделать акцент на анализе комплекса криминогенных детерминант, продуцирующих преступное поведение несовершеннолетних в условиях современного российского общества.
Особое внимание следует уделить негативным средовым воздействиям формирующего характера, и, прежде всего, влиянию на подростков таких явлений как семейное неблагополучие, проблемы школьного и профессионального образования, неорганизованность досуговой жизнедеятельности, наркотизация, пьянство и т. п.
Решение практического задания требует от студента понимания содержания основных элементов, образующих структуру личности преступника, а также знания разработанных в криминологической науке классификаций и типологий личности преступника, их содержание и значение.
Вариант № 8
1. Характеристика современного состояния причинного комплекса преступности.
2. Проблемы профилактики преступлений, совершаемых по неосторожности.
3. Практическое задание:
В городе А. за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население составляет 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В городе Б. в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. дети, не достигшие 14-летнего возраста.
Вычислите коэффициент преступной активности для каждом из этих городов и определите, в каком из них он выше.
Методические рекомендации:
По первому вопросу необходимо изложить понятие и содержание комплекса причин преступности, провести системно-структурный анализ его состава, выделив группы элементов в зависимости от степени общности и значимости.
Указать особенности и общие тенденции изменения состояния причинного комплекса преступности в современной России, основываясь на фактическом, в том числе статистическом материале.
Дать понятие и привести наиболее типичные виды условий, способствующих формированию причин преступности.
По второму вопросу необходимо дать характеристику субъектов профилактики рассматриваемого вида преступности, раскрыть основное содержание мер профилактики неосторожных преступлений на различных уровнях и направлениях.
Решение практического задания предполагает знание количественных характеристик преступности, а также основных формул, применяемых при их вычислении, в том числе, формул используемых для расчета коэффициента преступности.