Ма́рке́тинг – (от англ. marketing — в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Основные задачи маркетинга:
Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
Формирование ассортиментной политики фирмы.
Разработка ценовой политики фирмы.
Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
Сбыт продукции и услуг фирмы.
Коммуникации маркетинга.
Сервисное обслуживание.
В маркетинге выделяются 4 блока комплексных функций:
1. аналитическая функция,
2. производственная функция,
3. сбытовая функция,
4. функция управления и контроля
Некоторые специалисты, кроме этих 4-х функций, добавляют ещё одну: формирующую (убеждать и стимулировать).
Функционирование здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования требует от руководителей и специалистов здравоохранения высокого профессионализма и глубоких знаний в области маркетинга.
На рынке медицинской деятельности действуют группы субъектов:
— производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);
— покупатель — пациент (здоровый и больной), работодатель различных форм собственности, дилерские компании, фонды ОМС, CMO (страховые медицинские организации).
Для маркетинга в сфере здравоохранения характерны:
— асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги;
— почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг;
— медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной;
— высокая приоритетность медицинских услуг;
— отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;
— приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.
Основными видами маркетинга в здравоохранении являются:
— маркетинг медицинских услуг, включая процесс разработки, продвижения и реализации медицинских услуг с учетом потребностей населения;
— маркетинг организаций (создание, поддержание отношений населения с медицинским учреждением);
— маркетинг отдельных лиц (создание, поддержание отношений с конкретным специалистом);
— маркетинг мест (создание, поддержание отношений населения к конкретной местности, где находится медицинское учреждение);
— маркетинг идей (разработка и реализация форм и методов общественного характера: формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, планирование семьи и т. д.).
Маркетинг — явление сложное и многоаспектное. В классическом понимании — это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю (Ральф Александер, 1960).
Известный американский специалист по маркетингу, профессор Филипп Котлер считает, что маркетинг — «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена».
В здравоохранении маркетинг, по определению В.З. Кучеренко и В.И. Филатова (1991), — система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителем.
В настоящее время, независимо от форм собственности лечебно-профилактических организаций, видов медицинской деятельности, все медицинские работники должны будут научиться работать на принципах маркетинга.
Для восприятия сути маркетинга необходимо рассмотреть следующие основные понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга» рассматривает эти понятия в следующей последовательности.
Первой исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Это могут быть физиологические, социальные и личные нужды. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Производители товара пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Например, больной человек испытывает потребность в определенном лекарственном средстве.
Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Ресурсы для удовлетворения потребностей ограничены, поэтому человек будет выбирать те услуги или товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Например, женщина, страдающая заболеванием вен нижних конечностей, купит прежде всего специальные чулки, рекомендованные врачом.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.
Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Это могут быть, помимо изделий и услуг, личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Термин «товар» можно заменить на другие термины — «удовлетворитель потребностей», «средство возмещения», «предложение». В медицине — это медицинские услуги, изделия фармацевтической промышленности, медицинская техника.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен — акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти пять условий создают лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.
Сделка предполагает наличие нескольких условий.
1. По меньшей мере двух ценностно зависимых объектов.
2. Согласованных условий ее существования.
3. Согласованного времени совершения.
4. Согласованного места проведения.
Понятие «сделка» непосредственно подводит нас к понятию «рынок».
Рынок может быть разделен на сегменты. Так как разные медицинские услуги не могут быть необходимы одновременно всем пациентам (или другим потребителям услуг здравоохранения), медицинские учреждения и отдельные специалисты сосредоточиваются на обслуживании отдельных частей (или сегментов) рынка.
Каждый продавец медицинских услуг выявляет наиболее привлекательные сегменты рынка, которые он в состоянии эффективно обслужить. Чаще всего используют географические, демографические, психографические переменные. В практике работы ЛПУ важное место занимает определение профиля сегмента рынка. Так, сегментирование по географическому принципу каждого из представленных выше рынков предлагает разбивку рынка на разные географические единицы: республики, края, области, города, районы, поселки.
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи и др. Демографические характеристики легче большинства других типов поддаются замерам.
Сегментирование по психографическому принципу осуществляется среди потребителей медицинских услуг, которые могут подразделяться на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни или личностным характеристикам.
Сегментирование по поведенческому принципу проводится на основе поведенческих особенностей потребителей медицинских услуг. Потребители делятся на группы, в зависимости от их знаний, отношений, характера реакции на услугу.
Одной из основных составляющих рынка общественного здоровья является рынок медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг — совокупность медицинских технологий, изделий, медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики.
В маркетинговой деятельности медицинского учреждения (врача) немаловажное значение имеет проведение маркетинговых исследований, которые должны опережать реальное начало любой медицинской деятельности.
Маркетинговые исследования — систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед организацией маркетинговой ситуацией, их отбор, анализ и отчет о результатах.
Исследователи маркетинга обычно решают следующие задачи: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциал, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Эти исследования проводятся двумя методами. Первый метод — метод экспертных оценок, когда требуемая информация получается путем подбора и опроса экспертов по предполагаемым вопросам. Второй — метод социологических исследований. Допустим, поликлиника хочет знать, положительно ли настроены к ней люди, живущие на обслуживаемой ею территории. Необходимо получить информацию, которая позволила бы в результате проведенного исследования принять правильное решение. Технология проведения маркетингового исследования выглядит следующим образом: первый этап — выявление проблем и формулирование целей исследования; второй — отбор источников информации; третий — сбор информации', четвертый — анализ собранной информации; пятый — представление полученных результатов.
На первом этапе исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели исследования. «Хорошо определенная проблема — это уже полпути к ее решению», — гласит старинное присловье. Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть описательными, т.е. предусмотреть описание определенных явлений, например, выяснить численность и состав по различным характеристикам (пол, возраст, социальное положение и т.д.) пациентов, пользующихся услугами конкретного медицинского учреждения.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь должен собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.
Вторичные данные — информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они более доступны, но должны быть точными, надежными и полными. К ним, например, могут быть отнесены данные, получаемые с помощью существующих государственных форм отчетности.
Для сбора первичных данных необходимо разработать специальный план, требующий предварительных решений относительно методов и орудий исследования, плана составления выборки, способов связи с аудиторией. Схематично этот план выглядит следующим образом.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Аппарат исследования: анкеты, технические устройства. План составления выборки: единица, объем, процедура. Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт. При проведении третьего этапа — сбора информации, очень важно наладить успешное общение между людьми.
Следующий этап маркетингового исследования — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов.
Как составить план маркетинга лечебно-профилактического учреждения? Для этого необходимо ответить на три основных вопроса:
1. Какова существующая на сегодня ситуация?
2. К чему мы стремимся?
3. Как этого добиться?
Этапы составления плана маркетинга:
— анализ текущей ситуации на рынке;
— постановка задач и учет ограничений;
— формирование рыночной стратегии и конкретных программ (сроки, ответственные лица, средства и т.д.);
— оценка реальных возможностей намеченных программ для достижения целей (да, нет);
— составление плана маркетинга (включая механизм контроля за выполнением программы);
— представление плана на утверждение (утвержден, не утвержден);
— выполнение плана.
План маркетинга любого лечебно-профилактического учреждения должен строиться на фактах, поэтому главному врачу понадобится подробная информация о рынке. Источником такой информации могут служить собственные отчетные документы, а также клиенты, конкуренты, профессиональные ассоциации и отчеты государственных предприятий.
Маркетинг — явление сложное и многоаспектное. Для восприятия сути маркетинга необходимо учитывать такие понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Особенно важно знать составляющие элементы рынка общественного здоровья и принципы его сегментирования. Из всех видов рынка — рынок медицинских услуг (с четырьмя характеристиками: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость) является одним из основных.
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Рынок — это форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
С развитием элементов рыночных отношений в здравоохранении появилось понятие медицинский субъект как производитель медицинских услуг. Правовую основу этот термин получил с принятием закона «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г.).
Под медицинским субъектом понимается любое медицинское учреждение (предприятие, организация или коллектив), производящее услуги в области здравоохранения, независимо от форм собственности.
Партнеры медицинского субъекта могут быть самые различные.
Это могут быть другие медицинские учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Например, при оказании плановой медицинской помощи по поводу урологического заболевания партнерами поликлиники могут выступать: стационар, консультативно-диагностический центр, кафедра урологии медицинского института и др. Кроме того, к этой группе относят предприятия, являющиеся поставщиками оборудования, инструментария, лекарственных препаратов и других материальных ресурсов медицинского труда.
Следующую группу составляют финансово-кредитные, прежде всего банковские, предприятия и организации. В условиях рыночных отношений роль банковского кредита, являющегося одним из источников финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений, возрастает. Кроме того, возрастает роль таких банковских услуг, как лизинг и факторинг.
Третий крупный узел рыночных отношений образует государство.
Государство заинтересовано в привлечении медицинских учреждений, предприятий к выполнению разработанных соответствующими правительственными органами программ в области охраны здоровья населения в целом и его отдельных социальных групп в частности. Государство должно заинтересовать лечебно- профилактические учреждения в выполнении программ, предоставляя им налоговые льготы, финансовую поддержку и т.д.
Четвертая группа контрагентов рыночных отношений — граждане. Эта группа весьма неоднородна по своему составу, по функциям, осуществляемым в процессе реализации хозяйственных связей в условиях рынка.
Рынок функционирует, базируясь на трех основных принципах: эквивалентность, возмездность, взаимовыгодность. В чем смысл этих принципов? Дело заключается в том, что каждому участнику рыночных отношений должно быть интересно, выгодно устанавливать хозяйственные контакты с партнерами. Выполненные работы, оказанные услуги должны быть оплачены.
Обратимся к выяснению структуры рынка услуг здравоохранения. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных, взаимосвязанных рынков, элементов «большого рынка».
Говоря об управлении процессами на рынке услуг здравоохранения, следует еще раз отметить, что здравоохранение — это отрасль профессиональной деятельности и одновременно отрасль общественного хозяйства, изначально подверженная регулированию. Как это происходит? Через активную деятельность различных общественных организаций, деятельность государства.
![]() |
Для осуществления этой функции государство имеет в своем распоряжении разнообразный набор экономических и административно-правовых форм и методов воздействия на хозяйственные процессы в здравоохранении.
К первой группе методов относится регулирование здравоохранения через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для покрытия нужд всей системы охраны и укрепления здоровья, включая затраты, связанные с подготовкой медицинских кадров. К организационно-экономическим методам регулирования относится и создание государственных ведомственных служб здравоохранения. Речь идет о военной, транспортной, судебной, медицинской службах, других специальных видах медицинского обеспечения, находящихся исключительно под государственным контролем и лишь в этих рамках способных выполнять возложенные на них своеобразные задачи.
К правовым методам регулирования относятся: разработка, принятие и реализация законов, других нормативных документов, устанавливающих порядок и регламентирующих экономическую деятельность в здравоохранении.
Кроме структуры в рыночной системе выделяют такое понятие, как инфраструктура рынка. Это совокупность экономических форм, опосредующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в единое целое. Элементами инфраструктуры в рыночной экономике являются:
— кредитные учреждения и коммерческие банки;
— эмиссионная система и эмиссионные банки;
— аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничества;
— специальные рекламные и информационные агентства.
Рассмотрев проблемы, связанные со структурой и инфраструктурой рынка, перейдем к изучению основ действия механизма рыночных отношений в здравоохранении. Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех основных параметров: спросу, предложению и цене.
Определим экономическое содержание названных категорий.
Спрос — это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене. Более кратко можно определить спрос как платежеспособную потребность в медицинских услугах. Бесполезно определять величину спроса без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Данная зависимость находит свое выражение в действии закона спроса: при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены на услуги пациент желает приобрести больше услуг (эффект дохода); во-вторых, услуга при снижении цены на нее дешевеет относительно других услуг, и приобретать ее становится относительно выгоднее (эффект замещения).
На спрос действует не только цена, но и ряд других факторов. Детерминанты спроса (факторы, смещающие кривую спроса):
1. Уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше возможностей получать медицинские услуги).
2. Изменения в структуре населения. Например, старение населения: рост числа пенсионеров увеличивает спрос па лекарства, медицинское обслуживание.
3. Численность пациентов в стране.
4. Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них).
5. «Форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи иногда своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).
Спрос изображается в виде графика. Кривая спроса показывает объем спроса на медицинские услуги при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса.
Предложение — это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период времени населению.
Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цен. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают пациентам большее количество услуг, а по мере их падения — меньшее.
На предложение действует не только цена, но и ряд других факторов.
Детерминанты предложения (факторы, вызывающие изменения кривой предложения):
1. Количество врачей: чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг.
2. Стоимость медицинского оборудования: повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования в конце концов сокращает предложение медицинских услуг.
3. Совершенствование медицинского оборудования: если вводится более совершенное медицинское оборудование, то снижаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество медицинских услуг.
4. Налоги: повышение налога снижает предложение.
5. Выход на рынок медицинских услуг новых конкурентов вне зависимости от цен увеличит предложение.
Предложение изображается в виде графика. Кривая графика показывает количество предлагаемых медицинских услуг при каждом значении цен, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются неизменными.
Цена как денежное выражение стоимости услуги формируется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения, т. е. пациента и производителя услуг (врача). Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. Результатом этой рыночной операции является получение прибыли.
Предположим, что на рынке медицинских услуг существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на рынке множество потребителей услуг. Экономический интерес потребителя (пациента) заключается в том, чтобы получить медицинскую услугу и удовлетворить свою потребность. Причем у потребителей имеется определенный объем совокупного денежного дохода, предназначенного для получения медицинских услуг. Поэтому желающие получить медицинские услуги предлагают за них цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую пациенты согласны получать услуги. Выше нее рыночная цена подняться не может — у пациентов больше нет денег для оплаты услуги.
Действия производителей медицинских услуг несколько иные. Они собираются оказывать услуги по более высоким ценам, понимая, что у потребителей услуг совсем иные устремления. В результате образуются цены предложения. Имеются в виду такие предельные минимальные цены, по которым производители еще готовы оказывать услуги пациентам. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной. Цена предложения на медицинские услуги должна окупать затраты на проведение операций и приносить прибыль, когда интересы производителей медицинских услуг и потребителей пересекаются. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка (Т) называется точкой равновесия, а цена — равновесной. Только в этой точке цена одновременно устраивает и производителя медицинских услуг и потребителя. При этом действуют следующие законы ценообразования:
1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение — цена снизится. Взаимодействие цены спроса и цены предложения иллюстрирует рисунок:
![]() |
Достигается наилучший объем производства медицинских услуг, равный оптимальной величине их потребления. Условиям равновесия рынка отвечает соотношение: S= d= Pxq, где S — величина предложения, d — размеры спроса.
Однако потребности в медицинских услугах характеризуются не устойчивостью, а изменчивостью. Предположим, что на рынке медицинских услуг увеличился спрос (по разным причинам). На графике кривая цены спроса будет теперь выглядеть по-иному — она изображена пунктирной линией. Это означает, что точка рыночного равновесия перемещается.
Экономический смысл этого перемещения выражается в том, что у пациентов возросла необходимость в получении данной услуги и они согласны больше уплатить за нее. Увеличение спроса может происходить по многим причинам. Например, увеличение заработной платы, желание получить услугу в данный момент вследствие повышения цен в будущем и т.д.
Как реагирует на это изменение рынок? Первая реакция рыночного механизма — это рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги данного типа. Вторая реакция рынка — это стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело. Поскольку дополнительный совокупный спрос увеличивает емкость рынка услуг, обостряется конкуренция между производителями, сумевшими оказать добавочное количество услуг. Преуспевает лишь тот, кто быстрее увеличит объем оказываемых медицинских услуг при одновременном снижении затрат и цен предложения. Это, естественно, происходит путем освоения прогрессивных технологий.
Положение на рынке вновь изменится. Предложение подтягивается к спросу. Повышенную цену невозможно удержать. Она начинает снижаться в направлении новой отметки равновесия. Условия равновесия становятся иными.
В другой последовательности рынок реагировать на увеличение спроса не может, так как для организации дополнительного производства медицинских услуг требуется определенное время, а финансовой стороной такого увеличения как раз и послужат дополнительные доходы, полученные в результате роста цен.
Таким образом, рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамичного равновесия между спросом и предложением. Рынок в данном случае действует как саморегулирующаяся система. Рассмотренный нами график, отражающий эту особенность и способность рынка, носит название «эффект Пигу» (по имени Артура Пигу — известного английского экономиста первой половины XX в.). Экономисты в области здравоохранения многих стран пытались определить влияние недавнего увеличения численности врачей на равновесную цену их услуг и пришли к следующим выводам.
Базисная модель спроса и предложения предсказывает, что увеличение предложений любой услуги снизит равновесную цену и повысит равновесное количество этой услуги. За последние два десятилетия число врачей увеличивалось намного быстрее, чем численность населения. При прочих равных условиях рост предложения услуг должен сократить их денежные доходы и увеличить количество медицинских услуг.
Однако «прочие условия» не остались неизменными. Несколько детерминант спроса на услуги врачей усложнили картину, претерпев изменения. Уровень чистых доходов людей неуклонно повышался, продолжительность жизни увеличивалась, возросло число людей, получающих медицинское обслуживание на основе различного рода медицинских программ. Каждый из этих факторов вел к повышению спроса на медицинские услуги. На стороне спроса может действовать еще один фактор. Есть «гипотеза изменения спроса» в отношении медицинских услуг, которая предполагает, что врачи своими диагнозами и рекомендациями способны повысить спрос на их услуги. Утверждается, что увеличение численности врачей ведет к повышению спроса на медицинские услуги. Недавняя эмпирическая проверка этой гипотезы в отношении хирургов ее подтвердила: там, где число хирургов больше, спрос на операции возрастает. При прочих равных условиях 10%-ное повышение числа хирургов в численности населения приводит к увеличению на 3% количества операций и повышению гонорара за них. Как следствие можно отметить, что факторы, повышающие спрос на услуги врачей, включая приписываемое им формирование спроса на услуги, не позволяют компенсировать отрицательный эффект увеличения предложения их услуг в результате роста числа врачей.
ФУНКЦИИ РЫНКА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на развитие здравоохранения, выполняя при этом ряд существенных функций:
![]() |
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве услуг, которые поставляются на рынок.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками производства.
Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество затрат. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, соответствующие условиям предоставления основной массы услуг данного вида, только если их согласен оплатить потребитель.
Функция регулирующая. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу оказываемых услуг, поощряет технические нововведения, повышает качество оказываемых услуг.
Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.
ЦЕНА МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ
Цена — это денежное выражение стоимости, рыночный параметр, характеризующий экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Цена выполняет следующие основные функции: информационную, стимулирующую, регулирующую, распределительную.
Система цен — это совокупность видов цен, взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики.
Существует несколько групп цен на медицинские услуги населению:
— так называемые «бюджетные оценки». Это расчетная стоимость медицинских услуг в новых условиях хозяйствования. Они используются для осуществления взаимных расчетов между учреждениями одной территории или подразделениями внутри одного учреждения. Величина «бюджетных оценок» не зависела от величины реальных издержек медицинских учреждений, а методы их расчета характеризовались принципом «от общего к частному», т.е. общий объем ограниченных финансовых средств распределялся между лечебными учреждениями по принципу: не сколько нужно, а сколько можно им дать для осуществления их хозяйственной деятельности. «Бюджетные оценки (или расценки)» не распадаются на себестоимость и прибыль и частично подходят для финансирования целевых бюджетных программ медицинской помощи;
— государственные цены на платные медицинские услуги населению (прейскурантные цены). Государственные цены на платные медицинские услуги использовались исключительно для расчетов с населением при оказании медицинской помощи на так называемой хозрасчетной основе (термин «хозрасчет» постепенно уходит из практики и заменяется словами «коммерческая, предпринимательская деятельность»). Они действуют как территориальные прейскурантные цены и отличаются от «бюджетных оценок» тем, что включают типичные фактические затраты, рассчитанные на основе утвержденных трудовых и материальных норм, а также прибыль (15-30% от себестоимости). Хотя в государственные цены на платные медицинские услуги включается элемент прибыли, тем не менее нет ни одного документа Министерства финансов РФ, регулирующего норму рентабельности;
— договорные цены на медицинские и сопутствующие им услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены утверждаются прямыми договорами между медицинским учреждением и организацией —- заказчиком работ. Проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике;
— тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Эти тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов, причем себестоимость и прибыль в структуре затрат так же не выделяются, как и в «бюджетных оценках». Они регулируются приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан». Итак, тарифы — это денежные суммы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы ОМС.
Выделим особенности тарифов.
1. В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в РФ» тарифы утверждаются комиссиями по согласованию тарифов, которые созданы уже на 60% территории РФ; решения подписываются руководителями управлений здравоохранения.
2. Тарифы устанавливаются только на те виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные программы ОМС.
3. Тарифы рассчитываются на каждый из используемых объемных показателей, к которым относятся: годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, операция, диагностическая лечебная манипуляция.
4. Состав тарифа характеризуется следующей классификацией расходов: текущие затраты + средства на развитие медицинского учреждения = расходы.
90% территорий РФ, охва<