Православное отношение к светскому образованию




 

 

Опираясь на примеры святых, обратимся к опыту древней Церкви, как наиболее подходящей нам по времени: разделение Церкви и образования. Ведь основой образования в древнем мире было изучение учения античных философов.

Здесь перед нами открыты примеры свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, а уже значительно позже и свт. Луки (Войно-Ясенецкого), которые и в условиях языческого образования смогли стать святыми. Мы знаем, что в своих проповедях свт. Василий Великий говорил «о необходимости и пользе светского образования» [3, С. 154].

Православная Церковь считает, что наука может быть средством познания Бога, согласно слову апостола Павла: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20). Более того, между светским и православным образованием не может быть конфликтом, ввиду того, что они имеют совершенно различный характер.

Отношение Русской Православной Церкви к светскому образованию выражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» - официальном документе, утвержденном на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. В нем сказано, что «христианская традиция неизменно уважает светское образование. Многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека» [5, С. 457]. То есть, в Церкви нет и не может быть негативного отношения к светским наукам. Напротив, она, с опорой на святоотеческий опыт, считает их полезными. Однако, «при этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир» [5, С. 458].

Таким образом, святые отцы «признавали высокое значение общего классического и гуманистического образования, считая его лучшим благом, высшим украшением человека» [7, С. 483]. Но также отметим, что для верующих людей необходимо, чтобы светское образование не нарушало свободу религиозного вероисповедования, являющегося первичным и наиболее важным для православного христианина.


 

Заключение

 

 

Сегодня православные семьи поставлены перед свободным выбором учебного заведения, где их чада будут получать образование и воспитание. Надо признать, что сегодня существует множество вариантов общеобразовательных учреждений, духовных гимназий и училищ. Получение начального и среднего образования важный этап, на котором закладывается основа мировоззрения человека. Поэтому для каждого православного родителя этот вопрос всегда будет актуальным.

Разумеется, что «светское образование» предполагает не религиозность. Однако, как показывает практика наших святых, даже обучаясь в языческих учебных заведениях, они смогли вынести все лучшее из учения античных философов и применить эти знания на пользу Христовой Церкви, а сами стали выдающимися представителями, святыми и учителями Церкви.

Согласно официальной позиции Русской Православной Церкви, православные христиане не гнушаются светского образования, но признают его заслуги, добрые плоды просвещения и готовы сотрудничать с общеобразовательными и иными учреждениями. Единственное, что не приемлет Русская Православная Церковь, так это навязывание антихристианской идеологии, потому что для верующего человека важен принцип свободы религиозного вероисповедания.

Проводя данную работу, мы ставили перед собой цель определить соотношение светского и православного образования для верующего человека. Вот к каким выводам мы пришли в итоге:

Христианская традиция уважает светское образование и признает его заслуги. Ведь многие святые учились в светских школах и достигли величайших вершин образования и святости. При этом, Русская Православная Церковь обеспокоена тенденциями в современной российской системе образования, которые характеризуются сокращением учебных часов для гуманитарных дисциплин и устранение воспитательного процесса в школах. Кроме того, регистрируя имеющиеся проблемы в светской школе, православные люди, признают и имеющиеся недостатки православных гимназий, которые выражены в сложности соответствия светским стандартам и кадровой нехватке специалистов.

Православный взгляд на светское образование заключается в желательности его построения на религиозных начал и нравственных ценностях.

Потому мы можем заключить следующее: вредит человеку не само по себе светское образование, а те негативные последствия, которые встречаются в безрелигиозной среде. К тому же, взгляд на мир, исключающий Божественную благодать, сильно ограничивает сознание и возможности познания мира в совокупности: естественного и духовного.


 

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Изд. 3-е. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 1376 с.

2. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. – М.: Образ, 2008. – 192 с.

3. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2007. – 384 с.

4. Православная педагогика: история и современность: материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции, 20 апреля 2018 г. / КазПДС; науч. ред.: П.П. Терехов, А.П. Соловьев. – Казань: Изд-во КазПДС, 2018. – 163 с.

5. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч. 2: Деятельность Русской Православной Церкви. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 528 с.

6. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М.: Паломникъ, 1999. – 572 с.

7. Шестун Е., прот. Православная педагогика. – М.: Про-Пресс, 2001. – 576 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: