Формы массово-просветительской работы музея




Музей от А до Я

(Массово-просветительская)

Деятельность музея:

- поисково-собирательская (осуществляет комплектование музейного собрания, разрабатывая краеведческие задания, анализируя их выполнение);

- фондовая (обеспечивает учёт и хранение фондов);

- экспозиционно-выставочная (отвечает за разработку и создание экспозици и выставок музея;

- массово-просветительская (проведение экскурсий, бесед, лекций, встреч с гостями музея, музейных праздников, другихмассовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т.п.).

 

Формы массово-просветительской работы музея

 

1. БЕСЕДА. Главной отличительной чертой беседы в музее является использование в ней музейных предметов и опора на экспозиционные комплексы. Беседу можно проводить не только на экспозиции, но и в классе: в ходе классных часов, во время урока или во время проведения внеклассных мероприятий. Тематика бесед основывается на конкретной экспозиции школьного музея или каком-то ее разделе.

 

2. ВАХТА ПАМЯТИ. Обычно проводится в дни памятных дат. Школьный музей может принимать в ней самое непосредственное участие: он готовит материалы для митинга, у памятного или мемориального места организует встречи с ветеранами; проводит тематические беседы, встречи, вечера. В этот день может быть открыта выставка музейных коллекций или новых поступлений. Мероприятия вахты памяти могут проводиться в течении дня или длиться несколько дней в зависимости от конкретных обстоятельств.

 

3. ВЕЧЕРА. Широко применяются в музейной практике, их может готовить непосредственно сам музей, и тогда все содержание вечера основывается на музейных коллекциях или поисковой краеведческой работе. Музей может принимать участие в общешкольном вечере. В этом случае актив музея в своих выступлениях использует музейные предметы, фонозаписи, демонстрирует слайд-фильмы и т.д. в зависимости от тематики вечера, его целей и задач. Вечера могут быть по своему содержанию самого разнообразного характера.

 

4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА – их следует проводить, исходя из тематики и профиля музея. Это могут быть циклы вечеров, посвященные истории края, выдающимся землякам, местным поэтам и композиторам, знатным хлеборобам, новаторам производства, изобретателям и рационализаторам. Вечера могут быть историческими, фольклорными и т.д. На таких вечерах отдельные экспозиционные сюжеты раскрываются более подробно, с различного рода иллюстрациями и инсценировками. По аналогии с тематическими проводятся и ВЕЧЕРА ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ.

 

 

5. Одной из новых форм, появившихся в музейной практике сравнительно недавно, являются и ВЕЧЕРА – ПОРТРЕТЫ. Они посвящаются выдающимся землякам, учителям, выпускникам школы и проводятся в связи с их юбилейными датами, по поводу присвоения им ученых званий, успешного завершения научных исследований и т.д.

 

6. В школьном музее можно проводить и ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА. На них, как правило, представляются творческие работы учащихся разных поколений, конкурсные работы любительских объединений, выставки образцов изделий учеников, учителей, родителей, заводских рационализаторов и изобретателей. На таких вечерах выступает музейный актив, показывая мастерство своей творческой деятельности.

 

7. ВИКТОРИНА КРАЕВЕДЧЕСКАЯ. Это своеобразная игра-состязание, в результате которой определяются знатоки родного края. Обычно викторина проводится во время краеведческих конференций, вечеров, слетов музейного актива и т.д. Она помогает выделить среди учеников, наиболее подготовленных и любознательных для привлечения их к музейной работе, викторина ориентирует ее участников на знание дат, событий, имен, названий улиц, населенных пунктов, предприятий, способов ведения хозяйства и т.д.

 

8. ВСТРЕЧИ. Традиционно они проводятся в актовом зале с приглашением большого числа учащихся из разных классов. Гости обычно выступают с торжественными речами, обращаются к школьникам с различными призывами и наставлениями или долго и утомительно рассказывают свои биографии. Но такие встречи носят заформализованный характер и проходят неинтересно и малоэффективно. Более целесообразны встречи в узком кругу, с одним коллективом (класс, отряд, музейный кружок), где может состояться задушевная беседа и на общественно-политическую тему, и по насущным проблемам текущего дня. На встречу в школьный музей могут быть приглашены ветераны войны и труда, передовики и новаторы производства, представители трудовых династий, руководители предприятий, народные депутаты, учителя, выпускники школы и т.д.

 

9. ДНИ МУЗЕЯ. Они могут проводиться по самому разнообразному плану и самому широкому кругу вопросов. Прежде всего – это дни открытых дверей для посещения музея школьниками, родителями и местными жителями. В эти дни работают все экскурсоводы, музейные кружки и секции, проводятся различные занятия и внешкольные мероприятия. Любой человек может получить в музее самую разнообразную консультацию, сделать выписки из музейных документов, снять копии с интересующего его документа и т.д. Откройте двери музея для всех желающих 18 мая – в Международный день музеев.

 

10.КОНКУРСЫ. Школьный музей может быть их организатором или принимать участие в общешкольных, районных и городских конкурсах прикладного творчества, изобразительного искусства, мастеров поделок из природного материала и т.д., организуя из фондовых коллекций выставки конкурсных работ прошлых лет. Может быть проведен конкурс докладов и сообщений о поисковой работе, лучшие из которых будут экспонироваться на выставках. Можно организовать выставку по результатам конкурсов профессионального мастерства родителей, работ рационализаторов и изобретателей, народных умельцев и т.д.

 


11. ЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ. Эта форма работы рассчитана в основном на старшеклассников. В музейной лекции предусматривается глубокое изложение событий с выявлением их причинно-следственных связей. В основе лекции должен лежать музейный предмет или коллекция. Необходимо также использовать другие источники (в том числе архивные) и научно-популярную литературу. В лекции следует показать степень разработанности темы и возможные аспекты ее более глубокого и разностороннего самостоятельного изучения. В плане школьного музея желательного наметить цикл становится лекторием.


12. МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК. Это одна из новых форм массовой научно-просветительской работы музеев, представляющая собой комплекс (объединенных единой тематикой) элементов экскурсии, тематического вечера, театрализированного представления, встречи на экспозиции и других форм работы.


13. МУЗЕЙНЫЙ УРОК. В школьном музее его можно организовать в различной форме, но единым требованием является использование музейного предмета, его глубокое изучение. Музейный урок может иметь два значения: урок мужества, отваги, патриотизма и нравственности, учебные и обучающие уроки по различным школьным дисциплинам (истории, географии, литературе, природоведению).


14. УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ. Проводятся по традиционной форме с использованием мульти-медиа аппаратуры в сопровождении с слайдофильмами и фонозаписями. Страницы устного журнала могут быть посвящены одной теме, которая раскрывается с помощью различных музейных источников. И, конечно, историю музейного предмета, его легенду нужно раскрывать эмоционально, приближенно к художественной форме.


15. ЭКСКУРСИИ. Словарь музейных терминов определяет экскурсию как коллективный осмотр музея (а также достопримечательных мест и объектов природы) по определенному маршруту с познавательными, воспитательными и научными целями. Она служит для удовлетворения эстетических потребностей населения и организации свободного времени. Экскурсия является одной из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии отличаются четкой тематической определенностью по хронологии и содержанию, они посвяще­ны конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам конкретного раздела экспозиции или даже одного комплекса.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предна­значены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов.


16. Многие музейные клубы накопили достаточно большой опыт проведения КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, ставших благодаря их постоянной деятельности традиционными. На них юные следопыты рассказывают о поисковой работе, новых открытиях, интересных встречах. При подготовке к конференции стремитесь к тому, чтобы доклады и сообщения не были только отсчетами о проделанной работе. Отчеты заслушиваются на специальных заседаниях совета музея, штаба экспедиции и т.д., а доклад на конференции – это рассказ о том, как был организован поиск, что нового и интересного узнали следопыты, каким пред ними раскрылось то или иное событие, какие возникают перспективы развития краеведческой работы и т.д.


17. ПРОЕКТ. В нашу жизнь входят новые технологические процессы, среди которых и социально-педагогическиое проектирование, предлагающее обучение и развитие учащихся на активной основе через целесообразную деятельность, сочетающуюся с личными интересами детей. Метод проектов предусматривает наличие значимой в исследовательском плане проблемы.
Темы проектов выбирают ребята вместе с руководителями школьных музеев. Работа над проектом в соответствии с определенными стадиями исследовательской деятельности: выбор темы проекта, выделение подтем в проекте, формирование творческих групп, подготовка материалов к исследовательской работе, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, оформление результатов презентация работы, рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: