Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Курский государственный университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра менеджмента
ПРОГРАММА
Учебно-ознакомительной практики
Специальность: 080507 – Менеджмент организации
Квалификация: менеджер
Курск -2004
“Утверждаю”
Проректор по учебной работе
_________________ Худин А.Н.
Курс | Наименование практики | Сроки | |
семестр | Количество недель | ||
Учебно-ознакомительная | |||
Составитель: асс. кафедры экономики Заикин Е.Н.
Программа рассмотрена и утверждена на
Заседании Совета факультета
“ __”___________________ 2004 г
Протокол №_______________
Назначение практики, ее место в системе подготовки специалистов.
Учебно-ознакомительная практика является связующим звеном между теоретическим обучением студентов и будущей самостоятельной работой на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм. Практика готовит студентов к деятельности в качестве менеджера в производственной сфере и сфере услуг, вооружает необходимым комплексом умений и навыков, учит их творчески осуществлять все виды деятельности по управлению организацией.
Учебно-ознакомительная практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку, служит стимулом и средством для закрепления и углубления полученных знаний.
Наблюдение и анализ функционирования организации адаптирует студентов к сфере их профессиональной деятельности, позволяет лучше понять требования, предъявляемые современной экономикой к специалисту в области управления организацией.
Требования к знаниям и умениям студентов - практикантов.
|
Студенты-практиканты должны знать:
· -содержание основных нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов в РФ;
· -организационно – правовые формы предприятий в РФ;
· -порядок составления положения о миссии для организации;
· - основные типы и виды организационных структур управления: бюрократический (линейная, функциональная и др.) и органический (матричная, проектная) и др.;
· - горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации;
· - условное разделение менеджеров в организации на три группы;
· - группы методов управления: организационные, экономические, социально – психологические;
· - основные методы управления, их «+» и «-»
· - основные типы работников;
· - основные типы характеров.
· - подходы к классификации управленческих решений;
· - методы принятия управленческих решений;
· - уровни принятия решений.
· - основные теории мотивации
· - процесс делегирование полномочий и ответственности
· - источники и причины конфликтов
· - виды конфликтов
· - - последствия конфликтов
· - основные варианты решения конфликтов
· - стресс и его последствия
· - виды информации в менеджменте
· - коммуникации в организации (вертикальные и горизонтальные)
· - уровни коммуникации
· - основные барьеры в процессе коммуникации
· - межличностные коммуникации
Студенты-практиканты должны уметь:
§ дать общую характеристику организации, юридический адрес; местоположение; организационно - правовая форма, ассортимент выпускаемой продукции; отрасль экономики;
|
§ -описать основных поставщиков и покупателей; собственников организации;
§ -дать краткий обзор основных целей, задач, факторов внешней и внутренней среды и основных структурных подразделений;
§ -составить описание корпоративной культуры и стиля руководства в организации (отделе);
§. -составлять заданную структуру управления;
§ - определять плюсы и минусы каждого типа организационной структуры;
§ - определять основные виды потребностей работников в трудовом коллективе;
§ - анализировать информацию в структурных подразделениях;
-
Структура практики.
Перед практикой в университете проводится установочная конференция, в которой даются рекомендации к выполнению заданий в ходе практики, также указываются сроки практики и выдаются бланки отчетной документации.
Учебно-ознакомительная практика проходит в течение двух недель. За принимающими организациями закрепляется группа студентов в количестве 4 -10 человек.
В ходе прохождения практики студенты с помощью руководителей практики от принимающих организаций или руководителей ведущих служб и подразделений более углубленно изучают такие вопросы, как
- цели деятельности организации;
- особенности внешней и внутренней среды организации;
- нормативно-правовую основу деятельности организации;
- принципы построения внутренней структуры организации;
- функции и особенности деятельности структурных подразделений организации;
- корпоративную культуру, стиль руководства и особенности межличностных отношений в организации;
- коммуникации внутри организации между структурными подразделениями;
|
- наиболее актуальные проблемы, которые в настоящее время требуют разработки и/или успешно прорабатываются.
Порядок и содержание этапов прохождения практики.
№ | Наименование этапа | Содержание деятельности | Время реализации |
1. | Подготовительный | Постановка целей и задач практики, разработка индивидуального плана прохождения практики, подготовка дневника практики. | Ко времени установочной конференции |
2. | Адаптационный | Приход в организацию. Знакомство с руководителем практики от организации, руководством и сотрудниками организации, коммуникация с целью изложения своих целей, задач. Согласование индивидуального плана практики с куратором, руководством и сотрудниками организации. | 1 день |
3. | Основной | Анализ нормативно-правовой базы функционирования организации, устава (положения о деятельности) организации | 2-4 день[1] |
Определение целей организации, изучение внутренней структуры и функций подразделений | 5-8 день | ||
Изучение форм и способов взаимодействия сотрудников организации с потребителями и поставщиками ресурсов. | 9-10 день | ||
Изучение системы методов управления применяемых в организации, порядка принятия управленческих решений, форм и способов мотивации персонала. | 11 день | ||
Изучение системы методов управления применяемых в организации, порядка принятия управленческих решений, форм и способов мотивации персонала. | 12 день | ||
4. | Завершающий | Оформление в организации документов, необходимых для завершения практики. | 13 день |
5. | Итогово-аналитический | Подготовка и оформление отчета о прохождении практики, дневника практики и иных необходимых документов | В течение двух недель после окончания практики |
По окончанию практики в учебных заведениях проходят мини-конференции по защите практики. Итоговая оценка зависит от качества и своевременной сдачи отчетной документации.
Отчетная документация:
1. Отчет о прохождении практики
2. Приложения к отчету
3. Дневник практики.
4. Заключение о работе и рекомендуемую руководителем практики в организации оценку практиканта.
Методические рекомендации по прохождению учебно-ознакомительной практики студентов и выполнению выданных заданий.
Подготовка студента к практике начинается с разработки индивидуального плана практиканта. В соответствии с общими целями и задачами практики студент должен разработать понятную ему стратегию решения поставленных задач и выразить ее в виде календарного плана. В качестве ориентира может служить предлагаемый выше примерный календарный план прохождения практики. Однако индивидуальный план практиканта должен быть дополнен предполагаемыми способами решения поставленных задач. По итогам разработки индивидуального плана, выходящий на практику студент должен уметь четко ответить на вопрос: «Какую задачу, когда и как он намерен решать?» и обосновать оптимальность избранной им последовательности решения задач и сроков решения каждой задачи.
На подготовительном этапе в задачи студента входит также знакомство с перечнем основных организаций, специализирующихся на данном виде деятельности, их организационно-правовыми формами и базовыми экономическими характеристиками. К моменту выхода в организацию для прохождения практики студент должен иметь общие представления о организационно-правовой форме данной организации, ее месте в системе реализации данного вида профессиональной деятельности в Курской области, отношениях с другими организациями, входящими в данную систему.
Выход в организацию для прохождения практики начинается с адаптации к новой организационной среде. В первый день практики студент при помощи руководителей практики от кафедры и организации должен познакомиться с руководством организации и того подразделения, в котором он будет проходить практику, коллегами по работе, руководителями других основных подразделений предприятия, с которыми ему, возможно, придется взаимодействовать для решения задач практики. В процессе знакомства студент должен изложить цели и задачи практики, познакомить руководителя практики от организации и согласовать с ним и (если это необходимо) с руководством организации свой индивидуальный план, корректируя его по мере необходимости.
На основном этапе достигаются цели и решаются задачи учебно-ознакомительной практики.
Анализ нормативно-правовой базы работы организации включает в себя знакомство с уставом организации (либо положением о ее деятельности), общими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность организации (налоговый кодекс, кодекс законов о труде и т.п.), и специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности. По итогам знакомства с нормативно-правовой базой работы организации студент должен иметь (и кратко изложить в дневнике и отчете) представления о:
- формально обозначенных целях деятельности организации;
- структуре и порядке формирования руководящих органов организации;
- порядке принятия решений внутри организации;
- организационно-правовой форме организации и последствиях, которые вытекают из данного правового статуса для организации (в вопросах налогообложения, специфического законодательного регулирования и т.д.)
- особенностях налогообложения данной организации (какие налоги и обязательные платежи платит организация, имеет ли налоговые льготы и на каком основании и т.п.)
- особенностях режима труда в данной организации, вытекающих из проанализированной нормативно-правовой базы.
Для более полного понимания перечисленных выше вопросов рекомендуется дополнить самостоятельное изучение нормативно-правовой базы беседой с юристом организации.
Анализ целей организации и функций ее подразделений начинается с знакомства с уставом организации и иными внутренними документами, регламентирующими данные вопросы. Анализ документов в этой части обязательно должен быть дополнен беседами с куратором, руководителями и сотрудниками всех основных подразделений организации и при необходимости руководством организации. Основные моменты содержания бесед фиксируются в дневнике практики. По итогам решения данной задачи студентом составляется графическая модель структуры организации, прилагаемая к отчету. В графической модели помимо названий подразделений должны быть зафиксированы основные функции и численность сотрудников каждого подразделения.
Анализ взаимодействия организации с потребителями целесообразно осуществлять в режиме включенного наблюдения за работой сотрудников, непосредственно осуществляющих данное взаимодействие. Наблюдение должно быть дополнено беседой с указанными сотрудниками, в ходе которой студент должен выяснить для себя:
- перечень и особенности форм работы, которые использует данная организация;
- преимущества и недостатки форм работы с точки зрения организации;
- основной алгоритм взаимодействия с потребителем;
- механизмы обратной связи между организацией и потребителем.
В рамках решения этой задачи также целесообразно провести беседу с сотрудниками отдела маркетинга (если такой имеется) или иного подразделения, ответственного за продвижение на рынок услуг и продуктов организации. В этой беседы могут быть затронуты темы структуры рынка услуг (товаров), производимых данной организацией, маркетинговой стратегии организации, особенностей ее потребителя, основных методов анализа рынка и продвижения услуг (товаров), производимых организацией. В процессе анализа важно отметить является ли функция (функции) взаимодействия с потребителем структурно-специализированными, кто в организации отвечает за реализацию этой функции (функций), имеются ли и каким образом функционируют механизмы обратной связи между потребителем и организацией.
Для изучения форм и способов взаимодействия организации с населением, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации целесообразно провести беседу со специалистами по связям с общественностью, рекламе и (или) пресс-секретарем организации (если таковые имеются). В процессе анализа важно отметить, является ли функция взаимодействия со СМИ и органами государственной власти и местного самоуправления специализированной, кто в организации отвечает за ее осуществление, какие используются формы взаимодействия со СМИ, органами государственной власти и местного самоуправления, партнерами, населением, в чем заключается рекламная стратегия организации, какие у организации есть стратегические партнеры среди СМИ, деятельность каких органов государственной власти и местного самоуправления имеет для организации наибольшее значение.
Анализ стиля руководства и системы межличностных отношений в организации осуществляется студентом на основе включенного наблюдения. В результате делается вывод о стиле руководства (либеральный, демократический, авторитарный), наблюдаемых позитивных и негативных эффектах этого стиля руководства, степени социально-психологической интеграции коллектива организации, социально-психологической атмосфере в коллективе. При анализе корпоративной культуры необходимо дополнить личные наблюдения данными интервью с рядовыми сотрудниками организации. При описании корпоративной культуры необходимо сделать акцент на следующих ее характеристиках: превалировании формальных или неформальных норм и отношений внутри организации, превалирующем стиле межличностного общения (деловой, неформальный и т.д.), социально-психологической идентификации сотрудников с организацией (наличии гордости за работу в данной организации), открытости информации в организации, межпоколенческих отношениях внутри организации, механизмах горизонтальной и вертикальной мобильности внутри организации и других явных особенностях поведения сотрудников данной организации. На основании личных наблюдений и беседы с сотрудниками отдела кадров необходимо составить перечень требований, предъявляемых в данной организации к сотруднику (формально и неформально). По итогам анализа подготовить резюме для приема на работу в организацию данного профиля, прилагаемое к отчету.
Матрица SWOT-анализа заполняется по итогам прохождения практики. В ней обобщается вся информация, собранная и проанализированная студентом в течение практики. Выводы SWOT-анализа фиксируются в отчете.
5. Перечень и содержание заданий.
Задание 1. Оформить дневник практики (приложение 4), включающий в себя
- индивидуальный план прохождения практики;
- цели и задачи практики;
- ежедневные описания собственной деятельности в процессе прохождения практики;
- описания результатов собственной деятельности;
- описание проблем, возникших в процессе прохождения практики;
- анализ результатов практики с точки зрения формирования самого себя как специалиста.
Задание 2. Дать систематическое описание принимающей организации, включающее в себя:
o общую характеристику организации, юридический адрес; местоположение; организационно - правовая форма, ассортимент выпускаемой продукции, отрасль экономики;
o -описать основных поставщиков и покупателей; собственников организации;
o краткий обзор целей, задач, факторов внешней, внутренней среды и особенностей работы организации и ее основных структурных подразделений;
o описание корпоративной культуры и стиля руководства в организации;
o анализ выявленных проблем организации и возможных путей их решения.
Систематическое описание организации изложить в отчете по практике (приложение 5).
Задание 3. Провести SWOT-анализ организации. Матрицу (приложение 6) и выводы SWOT-анализа приложить к отчету по практике.
Задание 4. Сделать графическую модель структуры организации. Приложить ее к отчету по практике.
Задание 5. Построить дерево целей организации. Приложить ее к отчету по практике.
Задание 6. Подготовить резюме для поступления на работу в организацию данного профиля, приложить его к отчету.
Литература
1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.—329 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»., М. 2002.
3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 2000
4. Мескон М., Альберт М., Хедуори М. Основы менеджмента.-- М.: Дело, 2002.—704 с.
5. Организация и ее деловая среда. 17-модульная программа для менеджеров. М., 1999.
6. Семь нот менеджмента: Настольная книга для руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. М.: Инфра-М, 1998.—237 с.
7. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева и др. М.: Право, 2001.—263 с.
Приложение 1.