Особенности развития советской музыки (жанры, имена композиторов)




Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные реформы во всех сферах – политической, социальной, экономической, культурной. Многие видные деятели искусства, науки, философы, богословы были либо сосланы, либо расстреляны, либо эмигрировали. За рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Шаляпин, Метнер, Гречанинов, несколько позже – Глазунов. С начала первой мировой войны за границей оказался Стравинский. Более 15 лет провел в отрыве от родины Прокофьев.

Это, наряду с тяжелейшим военным и экономическим положением государства, могло привести к упадку, кризису искусства. Однако этого не произошло. Несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться.

Характерной чертой отечественной музыкальной культуры стала ее массовость. Перед многотысячными аудиториями выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Музыка в 1920-1930 годы звучала повсюду: на концертах-митингах, на собраниях, съездах, демонстрациях. Она чередовалась с декламацией, громким чтением газет, массовым скандированием лозунгов, дополнялась мощными звукошумовыми средствами. Необычайно популярной стала «шумовая музыка ». Бутылки, кастрюли, тазы, гвозди, производственные инструменты соединялись в общий ансамбль с музыкальными инструментами. Эти «оркестры», а также паровозные, автомобильные, заводские гудки, вой сирен и другие шумы большого города воспринимались как звуковая «симфония» нового индустриально-технического времени. Вообще преклонение перед техникой получило в тот период очень широкое распространение и отразилось в отечественной и зарубежной музыке в направлении под названием «урбанизм ». Таковы сочинения «Пасифик 231» для оркестра французского композитора Онеггера, изображавший бег мощного паровоза, «Каталог сельскохозяйственных машин» Мийо, симфоническая пьеса «Завод. Музыка машин» советского композитора Мосолова. Индустриально-производственная тема определила содержание и стиль музыки балетов «Стальной скок» Прокофьева и «Болт» Шостаковича.

Невиданный прежде размах приобретает музыкальная самодеятельность. В армии, на заводах и фабриках создаются музыкальные и театральные кружки, студии, открываются клубы. Из самодеятельности вышло немало известных впоследствии музыкантов: например, выдающиеся певцы Козловский, Лемешев, Петров, Пирогов. Самодеятельными были вначале и такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Красной Армии Александрова, Русский народный хор Пятницкого. Возникает много новых музыкальных коллективов – симфонические оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, ансамбли.

В 1920-е годы получила большое распространение форма концертов-лекций. Так, в ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил Соллертинский – человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур.

Пропаганде музыкального искусства активно содействовали радиопередачи. Началась новая эпоха в музыкальной культуре – эпоха распространения музыки с помощью технических средств.

В 1930-е годы были созданы творческие союзы, в том числе Союз композиторов и Союз писателей. На Первом съезде советских писателей в 1934 году была сформулирована концепция социалистического реализма, и с его позиций стали оцениваться достоинства художественных произведений во всех видах искусства. Предписывалось воплощать в доступной форме идеализированный образ советской действительности. Музыкальные произведения должны были быть оптимистическими, простыми по музыкальному языку, иметь в своей основе песенные, легко запоминающиеся темы и не иначе (кроме этого: преобладание мажора, развитие жанров, связанных со словом – программная симфония, опера, оратория, кантата и в особенности хоровая массовая песня, прославляющая дружбу народов, трудовые подвиги строителей нового мира). Несмотря на все ограничения, 1930-1940 годы стали временем создания многих классических произведений. Среди них симфонии Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», опера «Война и мир», концерты и балеты Хачатуряна, квартеты Шостаковича и Шебалина.

В эти же годы формируется советская исполнительская школа. Она была представлена такими именами, как Гилельс, Рихтер (пианисты), Ойстрах, Гольдштейн (скрипачи), Кнушевицкий, шафран (виолончелисты), Иванов, Мравинский (дирижеры). Появляются новые музыкальные коллективы: ГСО, Гос. оркестр народных инструментов, Гос.духовой оркестр и др. Их исполнительское искусство стимулировало развитие всех жанров музыкального творчества.

С первых же послереволюционных лет отечественная культура развивалась как культура многонациональная. Выдающимся представителем национальной композиторской школы явился армянский композитор Арам Хачатурян. Его творчество, глубоко самобытное, вышло далеко за пределы страны, стало частью мировой музыкальной культуры. Он писал балеты, симфонические произведения, песни, романсы, хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», Вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

Жанры советской музыки

Песня

Песня имеет много разновидностей, но в послереволюционные годы на первый план выдвинулась массовая песня. В ней слились различные традиции. Элементы крестьянской песни и городского романса, частушки и эстрадной музыки, революционного и солдатского фольклора – все переплавлялось в новый песенный стиль. Песня первых советских лет была преимущественно хоровой, рассчитанной на коллективное исполнение.

Расцвет жанра наступил в 1930-е годы. Выдающимся мастером песни являлся Исаак Дунаевский. В 1934 году на экраны вышел фильм «веселые ребята» с музыкой Дунаевского. Он принес композитору успех и славу. Другие фильмы, для которых писал музыку Дунаевский: «Волга-Волга» (песня «Молодежная»), «Дети капитана Гранта» («Песня о веселом ветре»), «Светлый путь» («Марш энтузиастов»). Яркие мажорные краски, бодрые ритмы, энергичные мелодии – все это создавало атмосферу праздника, было созвучно энтузиазму людей в те годы.

Наряду с песнями-маршами в творчестве композитора широко представлена песенная лирика (песни вальсы: «Школьный вальс», «Вечер вальса», а также «Летите голуби»).

Другие авторы: Книппер («Полюшко-поле»), Блантер («Катюша»), Соловьев-Седой («Подмосковные вечера»).

Исключительно важной была роль песни в военные годы. Она призывала к подвигу, приносила радость в минуты отдыха, напоминала о мирной жизни, о семье. Песней-символом ВОВ стала «Священная война» Александрова. В 1941 году песня была исполнена на Белорусском вокзале, откуда солдаты отправлялись на фронт.

В послевоенные годы было написано много песен о мире, о Родине, о любимом крае. Одна из таких песен – «Родина слышит» Шостаковича. Ее пел во время первого полета в космос Гагарин.

Опера

В советские годы композиторов ориентировали на создание героико-монументальных произведений, обязательно основанных на социальных или классовых конфликтах. Музыка оперы должна была непременно основываться на песенном материале с массовой хоровой песней в финале. Иные типы опер отвергались как формалистические (термин «формализм» превратился в идеологическое клише, использовавшееся в СССР, главным образом, в 1930—1950-е годы для идеологической борьбы с целыми направлениями в искусстве и гонений отдельных художников. В 1930-е годы само слово «формализм» превратилось в ругательство), чуждые психологии советского человека, как это случилось с оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). В 30-е годы было создано несколько десятков «песенных опер». Среди них «Тихий Дон» Дзержинского и «В бурю» Хренникова.

Однако такой путь развития оперы (использование преимущественно песенных форм) обеднял оперу как жанр, лишал ее способности передавать сложные психологические состояния, воплощать значительные идеи и в конечном итоге вел ее к кризису, который наметился в конце 30-х годов. При этом, например, в опере Прокофьева «Семен Котко», которая, как и упомянутые оперы Хренникова, Дзержинского, посвящена событиям Гражданской войны, композитор для раскрытия образов героев использует разнообразные оперные формы, выразительный речитатив. Наряду с этим Прокофьев не отказывается от песенности. Всю оперу пронизывает песня-хор «Рано-раненько».

Новые героические сюжеты появились в операх в годы ВОВ (события военных лет в опере: «Семья Тараса» Кабалевского, «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева). Грандиозную эпопею – оперу «Война и мир» по роману Л.Толстого Прокофьев создавал по время войны.

При этом отечественные композиторы продолжали обращаться и к классической русской и западноевропейской литературе, находя в ней сюжеты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева по К. Гоцци, «Нос» Шостаковича по Гоголю).

Балет

До революции балет императорских театров ориентировался на аристократическую публику. Появление в театрах нового зрителя – рабочих, красноармейцев, студентов – потребовало от авторов балетных спектаклей обратиться к новым темам. Так, сюжетной основой балета Глиэра «Красный мак» стала борьба китайского народа с колонизаторами и дружба советских моряков с трудящимися Китая. Балет «Пламя Парижа» написан Асафьевым на сюжет эпохи Великой французской революции. Одним из лучших балетных спектаклей, воплотивших тему борьбы с угнетателями, стал балет Хачатуряна «Спартак», завершенный в 1954 году.

Подлинными шедеврами балетной классики стали лирические балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке».

Симфония

Один из ведущих жанров 20 века. В ее создание большой вклад внес Мясковский. Он автор 27 симфоний. Шестая симфония Мясковского (1923) – одно из самых значительных созданий композитора и первая в советской музыке симфония, в которой атмосфера революционных лет предстала в трагедийном ракурсе. Прокофьев – 7 симфоний, Шостакович – 15. Тема войны и мира – самая актуальная в первой половине 1940-х годов – была, в частности, воплощена в 7 и 8 симфониях Шостаковича и Пятой симфонии Прокофьева.

Кантата и оратория

В 1920-е годы эти жанры почти не развивались. Первые успехи – во второй половине 30-х годов: «Александр Невский», «К 20-летию Октября» Прокофьева. Конец 40-х – начало 50-х: «Песнь о лесах» Шостаковича, «На страже мира» Прокофьева. Подлинный расцвет жанра – вторая половина 50-х годов – связан с творчеством Свиридова («Поэма памяти Сергея Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора и симфонического оркестра(I956), «Патетическая оратория», сл. В. Маяковского. Для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1959) «Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964))

Музыка для детей

Огромный скачок сделала после 1917 года детская музыка. Детская музыка вышла за пределы фортепианной и вокальной миниатюры в мир опер, балетов, симфоний, кантат, массовой песни. В городах и селах открывались музыкальные школы, устраивались концерты-лекции, проводились конкурсы. В академических оперных театрах появился детский репертуар.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: