В психологии описаны методы воспитания покорного бездействия, вот один из них.




Ярко описана выученная беспомощность следующим экспериментом. Группа учёных поместила в клетку пять обезьян. В середине клетки, на потолке, висела связка бананов. Была приставлена лестница, забравшись по которой, эти аппетитные бананы можно было достать, но когда одна из обезьян полезла за лакомством, всю клетку окатило душем с очень холодной водой. Потом ещё одна из обезьян полезла за бананами. Когда она попыталась это сделать, её сородичей снова начали поливать ледяной водой. Потом ещё раз и ещё. Так было каждый раз. Найдя причинно-следственную связь между бананами вверху лестницы и холодным душем, обезьяны стали мешать друг другу в попытках слазить за бананами. Как только одна шла к лестнице, её хватили четыре других, начинали бить и силой заставляли отказаться от затеи забираться по лестнице. Причём обезьяна, которую только что спустили с лестницы её сородичи, была тут же готова напасть на другую обезьяну, полезшую за лакомством. В конечном счёте, обезьяны поняли, что их ждёт за попытку заполучить связку бананов, и перестали пробовать их достать. Несмотря на соблазн, они больше не лезли за вкусными манящими бананами. Потом учёные заменили одну обезьяну на другую, новую. Естественно, что первым её действием в клетке была попытка достать бананы. Но её за это жестоко избили другие обезьяны. Она ничего не поняла, попробовала ещё раз – её опять спустили с лестницы силой. После нескольких атак со стороны сородичей новая обезьяна прекратила попытки достать связку бананов. Она не понимала поведения других обезьян, но усвоила, что приближаться к лестнице не стоит. Снова учёные приняли решение заменить ещё одну обезьяну. Как только новая обезьяна оказалась в клетке, она полезла за связкой бананов. Ее сбили с лестницы. И отдельно отметим, что в драке участвовала и та обезьяна, которую недавно поменяли. Она вместе со всеми нападала на новую обезьяну всякий раз, когда та пыталась достать бананы. Вскоре новая обезьяна тоже перестала предпринимать попытки. Заменили ещё одну, уже третью обезьяну, на новую. Естественная реакция – нужно достать бананы. Но ей тоже отбили это желание. И да, в драках участвовали и те обезьяны, которых заменили до этого. То же было с четвёртой обезьяной: попытка достать связку – побои – отказ от своего желания. Затем учёные заменили последнюю пятую обезьяну. Да, ей тоже не позволили забраться на лестницу за бананами. Но вот в чём загвоздка: в клетке не осталось ни одной обезьяны, которую поливали холодным душем. Через какое-то время последняя обезьяна тоже поняла, что лезть за бананами нельзя. В итоге все пять обезьян знали, что забираться по лестнице за бананами строго запрещено, но ни одна не знала причины этого запрета. Никого из них не поливали холодной водой, но все пять обезьян агрессивно пресекали попытки кого-либо достать бананы. Так в небольшом сообществе установилось правило бананы брать нельзя — так принято в обществе, хотя истинной причины, почему нельзя уже никто не знал!

Ну и самое главное, многие ли задавались вопросом — для чего живет человек? А кто искал и нашел ответ на этот вопрос?

Материал был уже написан, но нашел вот это:

Пример:

 

1. Первый эксперимент назывался «Вселенная-25». 4 мышей поместили в мышиный рай, где была еда и питье в неограниченном количестве и совсем не было опасностей. В таких условиях мыши стали очень быстро размножаться. Когда численность мышей достигла 600, появилась конкуренция между «старым» и «новым» поколениями. Появились первые «отверженные» мыши, которым доставалось от остальных. Самцы становились более пассивными, а самки более агрессивными. Популяция стала постепенно сокращаться. Со временем появились самцы-красавцы, которые перестали драться, бороться за самок, они только ели, пили и спали. Вслед за такими самцами появились самки-одиночки, которые перестали рожать, а остальные стали убивать детенышей. Мыши стали практиковать гомоceксуализм и каннибализм. В итоге через 18 месяцев после начала эксперимента умер последний житель мышиной цивилизации. Самое интересное, что эксперимент назывался «Вселенная-25», потому что данный эксперимент был проведен 25 раз и всегда заканчивался одинаково – трагически. Вывод В идеальных условиях, когда организму для выживания не надо использовать сложные поведенческие функции, происходит «смерть духа» — деградация, которая неминуемо приводит к «смерти тела». Таким образом, всеобщее или личное счастье не может являться целью жизни, это только побочный продукт. Только движение и развитие как процессы и есть смысл жизни.

2. Второй эксперимент был проведен над крысами. Когда крыс погружали в условия стрессов, опасностей и конфликтов, они начинали болеть и быстро умирали. Когда крысам давали только положительные эмоции в виде комфортной жизни, лишенной негативной составляющей, они тоже заболевали и умирали, но чуть позже (подтверждаются результаты предыдущего эксперимента). Научно было высчитано, что соотношение положительных и отрицательных эмоций должно быть 3 к 1. В таких условиях живое существо чувствует себя комфортно и живет дольше. Вывод Поражения, боль, потери, неудачи, стресс – это неотъемлемая часть жизни, без которых жизнь невозможна. Что такое здраво смотреть в завтрашний день? Это значит понимать, что кроме хороших событий, будут и плохие, и это необходимо для развития человека. Но лучше, чтобы пропорции позитива и негатива в жизни были 3 к 1.

3. Третий эксперимент наглядно продемонстрировал четкую иерархию в крысином мире. 6 крыс были помещены в ящик, из которого был один выход, ведущий в бассейн. Бассейн вел к еде. В итоге крысы разделились на 4 группы: 2 ведущих, 2 ведомых, 1 одиночка и 1 – отверженный. За едой плавали ведомые и отдавали еду ведущим (после побоев), только после того, как поедят ведущие, ели ведомые. Одиночка сам себе добывал еду и мог за себя постоять. Отверженного все обижали, и он питался отбросами. Эксперимент проводился 20 раз и каждый раз результаты были одинаковыми – разделение на 4 группы. При этом даже если в ящик помещали все 6 крыс ведущих или одиночек, ведомых или отверженных – снова происходило разделение ролей. Вывод В социуме всегда присутствует иерархия, человеческое равенство – это утопия. Если вам не нравится ваша социальная роль, боритесь за свое место под солнцем, в том числе есть вариант – поменять социум. Счастье в том, чтобы вас устраивала ваша социальная роль в жизни.

4. Четвертый эксперимент доказал, что зависимость можно контролировать. 20 крыс были помещены в парк, в котором были разные ходы, тоннели, колеса, домики, бассейн, длинные переходы и много пищи. Других 20 крыс держали в традиционных клетках. Первой и второй группе поставили по 2 поилки: одна с обычной водой, а в другой был подслащенный раствор наркотика. Жители парка пили только воду. Даже если кто-то из крыс пил воду с наркотиком, то зависимости у них не было, они все равно предпочитали пить обычную воду. В свою очередь крысы из клеток быстро пристрастились к наркотику. Через некоторое время крыс поменяли местами. Крысы из парка развлечений, оказавшиеся в клетках, быстро перешли на наркотик. А крысы, которые были помещены в парк, стали больше пить обычную воду. Вывод Зависимости приходят в жизнь от однообразия. Если ваша жизнь яркая, интересная, вы все время находитесь в движении и творческих поисках, то вам будут не нужны ни наркотики, ни алкоголь, ни прочие зависимости. Вы и так будете находиться в эйфории от собственной жизни. Бегите от рутины и скуки, создавайте интересную жизнь, наполненную путешествиями, яркими событиями и интересными проектами. Возможно, в этом и есть смысл жизни.

 

Послесловие.

Конечно, не совсем корректно сравнивать социум волки-олени, мышей, крыс и еще каких-либо животных с человеческим обществом. Человеческому обществу присущи как самоанализ, так и саморегуляция, изучение законов, по которым живет человечество, формулирования договоров, конвенций и других правовых актов. И здесь один из самых важных вопросов, насколько люди, принимающие решения компетентны в решении тех задач, которые мы им доверили?

А что вы сами об этом думаете?

 

Всего вам доброго!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: