Межбюджетные трансферты.




Лекция 9. Тема: Основы построения межбюджетных

Отношений

1. Социально-экономическая сущность межбюджетных отношений;

2. Особенности и этапы развития межбюджетных отношений в России;

Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные отношения складываются в рамках бюджетной системы и играют существенную роль в ее развитии.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

В этой связи, межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. В силу этого основные проблемы совершенствования межбюджетных отношений сконцентрированы в сфере упорядочения и разграничения бюджетных полномочий органов власти(правовой аспект) и соответственно в сфере распределения бюджетных и налоговых полномочий. Следовательно, основу проявления межбюджетных отношений составляет – бюджетный федерализм, который является формой организации межбюджетных отношений в федеративном государстве.

Административно – территориальное устройство само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализм а. В прежней экономической системе преобладал, по существу, унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства (примерно более 70%), а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся:

- принцип разграничения расходов между бюджетами разных уровней, означает закрепление в соответствии с законодательством РФ расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти(и местного самоуправления) по установлению и использованию расходных обязательств;

- принцип разграничения расходов и доходов – это такое ихразделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов расходов и доходов в полном размере или частично.

- принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, а также муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, а также порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

- принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований направлен на достижение бюджетной обеспеченности каждого региона страны на уровне не ниже среднероссийского и реализуется путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ(и из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам);

- принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс;

- принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации, означает, что каждый субъект РФ имеет одинаковые права во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Одним из центральных вопросов бюджетного федерализма

является бюджетное выравнивание. Которое (как мы помним) подразделяется на вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное выравнивание – это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений).

Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между разными уровнями бюджетной системы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.

Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение дотаций между субъектами Федерации для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях различных территорий. Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма как форма проявления социального неравенства, вызываемая территориальным фактором

Проблемы горизонтального выравнивания связаны с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти; продолжающийся экономический кризис заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности.

Таким образом, система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

Основными правовыми актами определяющими основы и механизм регулирования межбюджетных отношений является Бюджетный кодекс РФ и Конституция РФ, в которых отражается разграничение полномочий между органами власти разных уровней. А также ряд федеральных законов, в частности:

Федеральный Закон от 06.10.1999г. №184 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Федеральный Закон от 06.10.2003г.№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Данные законы предусматривают возможность изменения круга предметов ведения Российской Федерации (субъектов Федерации) путем наделения дополнительными полномочиями субъектов Федерации (муниципальных образований).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: