Особенности и этапы развития межбюджетных отношений




Оценивая периоды развития межбюджетных отношений большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов:

I этап 1991-1993 г.г. - этап создания новой бюджетной системы происходивший в рамках формирования и развития рыночных отношений Это был период стихийной децентрализации межбюджетных отношений, для которого было характерно:

- применение дифференцированных и крайне нестабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов;

- отсутствие четких критериев предоставления средств финансовой помощи, процедура предоставления которых проходила в рамках индивидуальных согласований и политического торг а.

По своей сути данная система фактически воспроизводила прежние командно-административные подходы к бюджетному выравниванию и усугубляла остроту бюджетного кризиса.

II этап 1994-1996 г.г. - сопровождался осуществлением первой реформы межбюджетных отношений, начало которой положил Указ Президента РФ от 22.12.1993г.г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994г» Согласно этому указу были:

-введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов для всех регионов;

-сняты ограничения для введения региональными и местными властями собственных налогов;

-предоставлены права субъектам Федерации самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и организаций поступающего в их бюджеты(в рамках ограничений максимальной региональной ставки);

-образован Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого должны были перераспределяться между субъектами по специальным критериям.

В 1997г. с региональных и местных органов власти были сняты полномочия по установлению налогов и только федеральный законодательный орган власти стал вправе устанавливать налоги на территории РФ. И к концу 1997г. возможности нововведений данного периода были исчерпаны, требовалась дальнейшая проработка направлений реформирования межбюджетных отношений.

III этап 1997-1998г.г. - период углубления кризиса межбюджетных отношений и попытки внедрения «одноканальной модели» межбюджетных отношений.

«Одноканальная модель» предполагает, что регионы передают в центр фиксированную сумму платежей, а все то, что будет собрано сверх этой суммы остается в распоряжении данного региона.

Развитие «одноканальной модели» могло привести к дезинтеграции сначала налогового-бюджетного, а затем и экономического пространства. Поэтому со всей остротой стал вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений РФ, о новом этапе их развития.

Принятая в 1998г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001гг.» обозначила новый этап становления бюджетного федерализма.

IV этап 1999- 2001гг. – этап реформы становления межбюджетных отношений.

Основными направлениями реформы данного периода являлись следующие:

- разграничение расходных обязательств и ответственности между органами власти и управления разных уровней (расходные обязательства – это обязательства подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета);

- разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы;

- совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки регионов.

Однако данная реформа не отвечала стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, так как ограниченность налоговых полномочий региональных и местных органов власти вынуждала их проводить политику, использующую неформальные инструменты и способствующую развитию коррупции. Все это в конечном счете приводило к неэффективному использованию бюджетных средств.

V этап 2001-2005гг. – это период реализации «Программы развития бюджетного федерализма в РФ до 2005г» Реализация данной программы позволила:

1)завершить реформирование Фонда финансовой поддержки регионов;

2)решить проблему законодательного закрепления налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств бюджетов всех уровней.

Однако необходимость повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами обозначила следующий этап развития межбюджетных отношений.

VI этап 2006г. и по настоящее время – это этап повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами путем решения следующих основных задач:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ;

- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

- создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;

-.обеспечение действенного контроля за соблюдением дотационными субъектами РФ и муниципальными формированиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений;

обеспечение действенной поддержки в освоении базовых методов и процедур управления финансами вновь создаваемых муниципальных образований.

Таким образом, выделенные этапы развития межбюджетных отношений в РФ позволяют судить о продолжающемся динамичном процессе их становления, направленном на создание эффективной модели бюджетного федерализма.

Межбюджетные трансферты

Существенная роль в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам, которые согласно Бюджетному кодексу РФ, представляют собой средства предоставляемые одним уровнем бюджета бюджетной системы РФ другому уровню бюджетной системы.

Термин «межбюджетные трансферты» был введен в бюджетное законодательство в 2004г., ранее же в законодательстве и в практике применялся термин «финансовая помощь».

Несмотря на то, что в теории финансов неоднократно поднимался вопрос о противоречивом характере «финансовой помощи» в сфере межбюджетных отношений(имеется ввиду то, что она способствует формированию иждивенческого настроя у субъектов), она имеет целый ряд преимуществ:

1)обеспечивает финансирование передаваемых полномочий;

2)позволяет осуществить выравнивание бюджетной обеспеченности.

Иными словами, это необходимый инструмент реализации межбюджетных отношений, «набор» конкретных форм которого определяется как общим состоянием бюджетной системы, так и задачами решаемыми на данном этапе развития.

Межбюджетные трансферты имеют различные формы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в виде:

дотаций;

субсидий;

субвенций;

бюджетных ссуд;

бюджетных кредитов;

и так далее.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных форм межбюджетного перераспределения средст в

характеристики дотации субвенции субсидии бюджетные ссуды Бюджетные кредиты
кому предоставляются бюджетам другого уровня 1)бюджетам другого уровня; 2)юридичес. лицам С 01.01.2005г. предоставл. только из Федерального фонда компенсаций 1)бюдже-там другого уровня; 2)юр. Лицам; 3)физ. лицам 1)бюдж-м одного или другого уровня 1)бюджетам одного или другого уровня; 2) юр. лицам
на каких началах 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно. 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно 3)на долевых началах 1)возвратно (на срок до 6 месяцев в пределах одного финансового года); 2)возмездно или безвозмездно 1)возвратно (на срок до одного года) 2)возмездно
на какие цели На финан- сирование текущих и капитал-х расходов на финан- сирование целевых расходов на финан- сирование целевых расходо на покрытие временных кассовых разрывов на финан- сирование текущих и капитальных расходов

В настоящее время бюджетные кредиты в действующей практике не предоставляются бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, а предоставляются лишь юридическим лицам. С 1 января 2005г. в соответствие с Федеральным законом от 20.08.2004г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» использование бюджетных ссуд прекращено, а взамен них применяются бюджетные кредиты.

Таблица 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: