Оценивая периоды развития межбюджетных отношений большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов:
I этап 1991-1993 г.г. - этап создания новой бюджетной системы происходивший в рамках формирования и развития рыночных отношений Это был период стихийной децентрализации межбюджетных отношений, для которого было характерно:
- применение дифференцированных и крайне нестабильных нормативов отчислений от основных федеральных налогов;
- отсутствие четких критериев предоставления средств финансовой помощи, процедура предоставления которых проходила в рамках индивидуальных согласований и политического торг а.
По своей сути данная система фактически воспроизводила прежние командно-административные подходы к бюджетному выравниванию и усугубляла остроту бюджетного кризиса.
II этап 1994-1996 г.г. - сопровождался осуществлением первой реформы межбюджетных отношений, начало которой положил Указ Президента РФ от 22.12.1993г.г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994г» Согласно этому указу были:
-введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов для всех регионов;
-сняты ограничения для введения региональными и местными властями собственных налогов;
-предоставлены права субъектам Федерации самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и организаций поступающего в их бюджеты(в рамках ограничений максимальной региональной ставки);
-образован Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), средства которого должны были перераспределяться между субъектами по специальным критериям.
В 1997г. с региональных и местных органов власти были сняты полномочия по установлению налогов и только федеральный законодательный орган власти стал вправе устанавливать налоги на территории РФ. И к концу 1997г. возможности нововведений данного периода были исчерпаны, требовалась дальнейшая проработка направлений реформирования межбюджетных отношений.
III этап 1997-1998г.г. - период углубления кризиса межбюджетных отношений и попытки внедрения «одноканальной модели» межбюджетных отношений.
«Одноканальная модель» предполагает, что регионы передают в центр фиксированную сумму платежей, а все то, что будет собрано сверх этой суммы остается в распоряжении данного региона.
Развитие «одноканальной модели» могло привести к дезинтеграции сначала налогового-бюджетного, а затем и экономического пространства. Поэтому со всей остротой стал вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений РФ, о новом этапе их развития.
Принятая в 1998г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001гг.» обозначила новый этап становления бюджетного федерализма.
IV этап 1999- 2001гг. – этап реформы становления межбюджетных отношений.
Основными направлениями реформы данного периода являлись следующие:
- разграничение расходных обязательств и ответственности между органами власти и управления разных уровней (расходные обязательства – это обязательства подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета);
- разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы;
- совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки регионов.
Однако данная реформа не отвечала стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, так как ограниченность налоговых полномочий региональных и местных органов власти вынуждала их проводить политику, использующую неформальные инструменты и способствующую развитию коррупции. Все это в конечном счете приводило к неэффективному использованию бюджетных средств.
V этап 2001-2005гг. – это период реализации «Программы развития бюджетного федерализма в РФ до 2005г» Реализация данной программы позволила:
1)завершить реформирование Фонда финансовой поддержки регионов;
2)решить проблему законодательного закрепления налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств бюджетов всех уровней.
Однако необходимость повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами обозначила следующий этап развития межбюджетных отношений.
VI этап 2006г. и по настоящее время – это этап повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами путем решения следующих основных задач:
- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ;
- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;
- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;
-.обеспечение действенного контроля за соблюдением дотационными субъектами РФ и муниципальными формированиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений;
обеспечение действенной поддержки в освоении базовых методов и процедур управления финансами вновь создаваемых муниципальных образований.
Таким образом, выделенные этапы развития межбюджетных отношений в РФ позволяют судить о продолжающемся динамичном процессе их становления, направленном на создание эффективной модели бюджетного федерализма.
Межбюджетные трансферты
Существенная роль в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам, которые согласно Бюджетному кодексу РФ, представляют собой средства предоставляемые одним уровнем бюджета бюджетной системы РФ другому уровню бюджетной системы.
Термин «межбюджетные трансферты» был введен в бюджетное законодательство в 2004г., ранее же в законодательстве и в практике применялся термин «финансовая помощь».
Несмотря на то, что в теории финансов неоднократно поднимался вопрос о противоречивом характере «финансовой помощи» в сфере межбюджетных отношений(имеется ввиду то, что она способствует формированию иждивенческого настроя у субъектов), она имеет целый ряд преимуществ:
1)обеспечивает финансирование передаваемых полномочий;
2)позволяет осуществить выравнивание бюджетной обеспеченности.
Иными словами, это необходимый инструмент реализации межбюджетных отношений, «набор» конкретных форм которого определяется как общим состоянием бюджетной системы, так и задачами решаемыми на данном этапе развития.
Межбюджетные трансферты имеют различные формы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в виде:
дотаций;
субсидий;
субвенций;
бюджетных ссуд;
бюджетных кредитов;
и так далее.
Таблица 1
Сравнительная характеристика основных форм межбюджетного перераспределения средст в
характеристики | дотации | субвенции | субсидии | бюджетные ссуды | Бюджетные кредиты |
кому предоставляются | бюджетам другого уровня | 1)бюджетам другого уровня; 2)юридичес. лицам С 01.01.2005г. предоставл. только из Федерального фонда компенсаций | 1)бюдже-там другого уровня; 2)юр. Лицам; 3)физ. лицам | 1)бюдж-м одного или другого уровня | 1)бюджетам одного или другого уровня; 2) юр. лицам |
на каких началах | 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно. | 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно | 1) безвоз- мездно; 2)безвоз- вратно 3)на долевых началах | 1)возвратно (на срок до 6 месяцев в пределах одного финансового года); 2)возмездно или безвозмездно | 1)возвратно (на срок до одного года) 2)возмездно |
на какие цели | На финан- сирование текущих и капитал-х расходов | на финан- сирование целевых расходов | на финан- сирование целевых расходо | на покрытие временных кассовых разрывов | на финан- сирование текущих и капитальных расходов |
В настоящее время бюджетные кредиты в действующей практике не предоставляются бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, а предоставляются лишь юридическим лицам. С 1 января 2005г. в соответствие с Федеральным законом от 20.08.2004г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» использование бюджетных ссуд прекращено, а взамен них применяются бюджетные кредиты.
Таблица 2.