Федеральный республиканский) уровень:
- формирование национальной образовательной политики и стратегии ее реализации; ·
- правовое регулирование деятельности системы образования в целом;
- прогнозирование рынка образовательных услуг и нормативно-правовое обеспечение его развития;
- разработка и принятие государственных образовательных стандартов, их научное, информационное и методическое обеспечение;
- создание системы оценки и контроля качества образования, его соответствия образовательным стандартам;
- создание государственной системы лицензирования и аккредитации;
- формирование государственного заказа в сфере профессионального образования;
- разработка нормативов бюджетного финансирования образования;
- определение (установление) порядка финансирования системы образования;
- финансирование образовательных учреждений федерального ведения;
- определение объема и порядка предоставления федеральных образовательных субвенций;
- формирование системы информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития;
- регулирование имущественных отношений в системе образования;
- координация деятельности органов управления образованием;
- взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации;
- анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики;
- организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;
- формирование и обеспечение деятельности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования.
|
Региональный (городов и районов) уровень управления образованием:
- прогнозирование регионального рынка образовательных услуг и разработка стратегии его развития;
- нормативно-правовое регулирование и научно-методическое обеспечение деятельности системы образования в регионе;
- разработка, экспертиза и обеспечение принятия национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- формирование системы оценки и контроля качества образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных организаций, аттестация педагогических кадров, проведение итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, в том числе ЕГЭ, организация мониторинга качества образования, проведение аналитической работы по оценке качества образования в различных образовательных учреждениях региона, информирование общественности о качестве образования в образовательных учреждениях региона);
- формирование регионального заказа в сфере профессионального образования;
- разработка предложений по региональному бюджету образования, их согласование с соответствующими органами регионального управления;
- разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона;
- финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;
- расчет и обеспечение региональных субвенций;
- формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования, мониторинг ее функционирования и развития;
- регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных организациях;
|
- обеспечение государственных закупок для нужд системы образования (проведение тендеров на закупку товаров работ и услуг для ОО, а также других учреждений и организаций региональной системы образования);
- информирование общественности о состоянии и перспективах развития региональной системы образования и образовательных учреждений, организация поддержки в СМИ и сопровождения мероприятий по модернизации системы образования;
- управление сетью образовательных организаций;
- управление контингентами учащихся (обеспечение реализации права на образование и обязательности основного образования, проведение профориентационной работы, определение специальных нужд в образовании и обеспечение их удовлетворения, создание условий для выбора образовательных учреждений и программ);
- обеспечение транспортной доступности образовательных учреждений (например, развитие программ «Школьный автобус» в сельской местности);
- создание условий для развития профильного обучения;
- обеспечение эффективного использования материально- технической базы системы образования и ее кадрового потенциала (создание ресурсных центров, центров дистанционного образования и т.п.);
- стимулирование развития различных форм кооперирования деятельности образовательных организаций и муниципальных образований;
- координация деятельности местных органов управления образованием;
- взаимодействие с органами власти и управления субъекта Российской Федерации и федеральными органами управления образованием;
|
- анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики;
- организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;
- формирование и обеспечение деятельности региональных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования;
- формирование управленческого резерва;
- привлечение общественности к решению проблем развития образования.
Уровень муниципального (городов, районов) управления:
- развитие местного самоуправления образованием через вовлечение общественности в управление и развитие образования, в решение вопросов деятельности образовательных учреждений;
- формирование муниципальной системы образования с учетом потребностей населения и запросов локальных рынков труда;
- обеспечение удовлетворения специфических образовательных потребностей населения;
- непосредственный контроль за реализацией конституционных прав граждан на образование и обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и других условий, необходимых для нормальной деятельности учреждений образования;
- обеспечение адресной социальной поддержки определенных категорий обучающихся, воспитанников;
- создание нормативно-правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей функционирование и развитие образовательного учреждения.