Общественно-государственное управление




Управление системой образования должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в процесс развития системы образования.

Другими словами, хотя система образования страны в целом устанавливается императивно государством, именно на уровне местного самоуправления, на уровне территориальной сети по линии общественно-государственного управления, в частности, могут быть консолидированы на сугубо добровольных началах в целях социально-экономического развития территории:

- все учреждения образования, в том числе не находящиеся в муниципальной собственности: негосударственные общеобразовательные организации, государственные и негосударственные организации профессионального образования всех уровней (за исключением, пожалуй, высшего образования), учреждения дополнительного образования и т.д.;

- экономические структуры территории, с одной стороны, заинтересованные в подготовке будущих кадров для себя, с другой стороны, сами осуществляющие внутрифирменное обучение персонала;

- социальные и культурные структуры территории.

Основные понятия:

Аттестация – это инструмент оценки персонала руководителем.

Административно-управленческие технологии – это способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Административно-управленческие технологии находят свое выражение в конкретных решениях.

Администрация (от латинского administratio – управление, руководство; англ. administration) – 1) совокупность государственных органов (органов исполнительной власти и государственного управления), осуществляющих функции управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал какого-либо учреждения, предприятия; 3) распорядители, ответственные устроители.

Администратор – это руководитель, способный и умеющий оценивать эффективность работы организации, использующий в практике управления жесткий контроль; управляющий с административным складом характера, хорошо представляющий, что именно наиболее существенно для успешной деятельности организации.

Аналитическая компетентность – это высокая степень абстрактно- аналитического мышления, благодаря которой руководитель образовательной организации в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты образования.

Власть – 1) это способность, возможность и право оказывать направляющее, определяющее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения (силы) даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана; 2) система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения. Власть – это возможность влиять на поведение других и одновременно зависимость исполнителя от руководителя.

Влияние – любое действие и поведение одного индивида (человека, субъекта), которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Влияние основано на возможности и способности одного субъекта изменять поведение других.

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование рассматривается как средство распределения задач среди сотрудников.

Делегирование власти – способность субъектов власти (отдельных людей, групп людей, партий, государства) передавать властные полномочия другим субъектам.

Основные компоненты управленческой культуры. Аксиологический компонент. Личностно-творческий компонент. Технологический компонент. Харизма личности руководителя как важный атрибут управления. Харизматическое управление. Архетипы управления.

Деловые качества руководителя – способность к организаторской деятельности; личная организованность, способность организовать себя, свое время, труд; работоспособность и трудолюбие; чувство ответственности; распорядительность; активность; настойчивость в достижении цели; инициативность творческая и исполнительская; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; дисциплинированность в трудовой и общественной деятельности; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; требовательность к себе, самокритика; требовательность к другим; практичность – способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия.

Децентрализация управления – предполагает распределение полномочий по нижестоящим уровням управления с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения и контролировать работу подчиненных, т.е. проверять повседневные решения исполнителей. Чем большее количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем больше степень децентрализации.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении – единоначалие в обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий управлении участников педагогического процесса; коллегиальность предполагает опору на опыт и знания коллег, их участие в разработке и обсуждении решений, принятии оптимальных решений.

Знание – 1) это продукт человеческой деятельности, характеризующий наличие совокупности свойств у определенных объектов и существование тех или иных отношений, процессов и т.д. (научные, теоретические знания); 2) владение определенными умениями и навыками деятельности; 3) умение опознавать какие-либо объекты. Знание в теоретическом смысле нельзя рассматривать в отрыве от умения и навыков; 4) «данные», обладающие внутренней интерпретируемостью, структурированностью, связанностью и активностью.

Знания декларативные – это множество утверждений и описаний, в значительной степени независимых от области их потенциального применения. Знания конструктивно-образные – это знания, позволяющие формировать комплексный образ системы управления (объекта) в сознании действующих в ней специалистов и приобретать практическое умение и навыки управленческой деятельности со всеми входящими в систему средствами и методами управления, а также эффективно взаимодействовать между собой.

Знания процедурные – это знания, задающие процедуры решения задач в конкретной предметной области с помощью текстов, алгоритмов и т.д. (вербализуемые знания); и знания, характеризующие степень владения умениями и навыками решения задач в предметной области, и неподдающиеся вербализации (невербализуемые знания).

Знания управленческие – это совокупность научно обоснованных принципов и фактов, практических умений и навыков, выступающих как средство обеспечения эффективного функционирования объекта управления.

Управленческие знания (в отличие от информации) характеризуются:

- возможностью содержательной интерпретации; наличием классификационных отношений, позволяющих устанавливать между отдельными единицами знания отношения, отражающие суть их взаимосвязи;

- взаимосвязанностью отдельных знаний, позволяющей строить процедуры проверки знаний на совместимость и противоречивость.

Иерархия (от греческого – hieros – священный, arche – власть) – 1) один из основных принципов управления, предполагающий такую организацию управления, где основным средством воздействия является отношение «власти – подчинения», т.е. давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.п.; 2) в общей теории систем – это принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочивании взаимодействия между уровнями управления от высшего к низшему уровню; 3) характеристика «вертикальной» дифференциации функций между различными уровнями управления (понятие иерархии в социологии). В теориях элиты наличие иерархии выводят из начального неравенства людей, исходя, прежде всего, из взгляда на общество как на сложную иерархическую структуру, и объясняют существование иерархии социальных слоев необходимостью общественного разделения функций между ними; 4) система должностей, званий, чинов, расположенных в порядке подчинения от низших к высшим должностям и званиям.

Имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому требует от руководителя образовательного учреждения правильного выбора модели поведения.

Имиджелогия – наука о сущности и способах создания имиджа.

Инновация – это новая комбинация известных производственных возможностей. Инновация - нововведение, новшество, новация представляет собой новый порядок, или новый обычай, или новый метод, изобретение, новую технику, новое изделие, новую услугу. Инновация должна восприниматься как стиль жизни современной организации, как элемент организационной культуры.

Кадровый потенциал - сочетание личностных характеристик персонала их специальных знаний, квалификации и опыта, а также потенциальных возможностей, которые в процессе трудовой деятельности могут быть активированы и использованы организацией для достижения поставленных краткосрочных или долгосрочных целей.

Кадровый потенциал = Личностный потенциал (способности, возможности, задатки, характер, темперамент) + потенциал знаний (компетентность, знания, умения, навыки) + коммуникационный потенциал (направленность информационных потоков) + потенциал развития (самоутверждение, самовыражение)

Управление кадровым потенциалом базируется на следующих принципах:

1) Системности (синергии). Организация рассматривается как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Основное внимание направлено на структуру организации, её иерархию и свойства элементов, которые проявляются как во взаимодействии, так и во взаимосвязях. Целостная система создает синергетический эффект, который намного больше суммы своих элементов. Задача руководителя - найти такой набор элементов.

2) Эффективности. Заключается в том, что при достижении поставленных целей необходимо минимизировать издержки и потери, то есть наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

3) Вознаграждения. При постановке цели персонал нужно стимулировать посредством вознаграждения, при этом поощрение должно быть справедливым, то есть дифференцировать систему оплаты по степени трудоёмкости поставленных задач, значимости работы, а также экономичности достижения цели.

4) Цикличности. Повторяющийся процесс в результате, которого элементы, следуя друг за другом или чередуясь, составляют единое целое. Принцип цикличности позволяет определить общие закономерности процесса развития кадрового потенциала и прогнозировать его.

5) Текучести кадров. Показатель, демонстрирующий, насколько долго работник остаётся на своём рабочем месте. Высокий коэффициент текучести кадров означает потерю стабильности для компании.

Виды обучения как:

- профессиональная подготовка кадров;

- повышение квалификации кадров;

- профессиональная переподготовка кадров (переквалификация). Кадровая технология – это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

Кадровые технологии:

- А) аттестация, квалификационные экзамены мониторинг персонала (обеспечивают получение всесторонней достоверной персональной информации о человеке);

- Б) отбор персонала, формирование резерва, кадровое планирование, профессиональное развитие (обеспечивают текущие, перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала);

- В) подбор персонала, управление карьерой персонала (обеспечивают получение высоких результатов деятельности каждого специалиста и синергетический эффект от согласованных действий всего состава персона).

Коммуникация – это целенаправленный процесс обмена обладающей смыслом информацией между людьми в ходе их совместной деятельности. Коммуникация представляет собой процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего или обмена информацией между сторонами.

Компетенция – это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностей, а ключевые (наиболее универсальные) компетенции являются результатом не только общего образования, но и образовательного опыта человека в целом.

Контроль – 1) это функция управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Задачей контроля как вида управленческой деятельности является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации; 2) как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

Координация – функция управления, обеспечивающая согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, обеспечения взаимодействия между подсистемами, маневрирования ресурсами, обеспечения единства (целостности) и согласования всех стадий процесса управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Основной задачей координации является обеспечение бесперебойности поступления ресурсов, непрерывности в работе и минимизации простоев.

Культура организации – это хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний.

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения целей организации.

Личностные качества руководителя – объективность в оценке деятельности учителя; доброжелательность в отношениях с людьми; способность замечать и отмечать положительное в работе коллег; способность видеть недостатки в деятельности работников, критиковать без предвзятости; способность проявлять теплоту взаимоотношений с коллегами; способность видеть индивидуальные особенности работников и находить им наилучшее применение; способность понимать индивидуально- психологические особенности коллег и выстраивать линию поведения с их учетом; психолого-педагогический такт; критичность мышления; умение наблюдать, изучать людей по их поступкам, словам, а также с помощью невербальной информации; способность заряжать своих коллег творческой энергией; умение прислушиваться к критике со стороны учителей, стремиться и уметь преодолевать свои недостатки. Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель школы обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора; новейшими научными знаниями; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии, этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения педагогов за творческие достижения.

Методическая компетентность – это обладание знаниями о новых достижениях в менеджменте, социологии управления, экономике образования, праве, педагогике и психологии; инновационных открытиях в разных сферах деятельности; учебно-методическими, научно- исследовательскими умениями; навыками распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную инновационную деятельность.

Методы управления – 1) это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, представляющие собой множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, определить (сформулировать) цель и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений; 2) (в узком смысле слова) – это способы целенаправленного воздействия на сотрудников и производственные коллективы для обеспечения координации их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Методы управления определяют конкретные пути, способы и приемы достижения этих целей; 3) способ управляющего воздействия или средство определения (субъектно-объектных) отношений.

Методы управленческой деятельности – это способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Мониторинг персонала – кадровая технология, обеспечивающая постоянно длящееся (периодическое) наблюдение за состоянием характеристик персонала.

Мотивация – деятельность по активизации людей, работающих в организации, и побуждению их эффективно трудиться для достижения поставленных (в планах) целей. Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Неформальная группа (организация, структура) – группа, формируемая не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организациями в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальная группа – группа в организации, возникающая стихийно, на основе социальных взаимоотношений между людьми, часто является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Норма управляемости (или сфера контроля) – количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Норма управляемости, или сфера контроля устанавливается посредством (путем) делегирования линейных полномочий, и варьируется в широких пределах.

Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. При широкой сфере контроля одному руководителю подчиняется большое число людей, что дает в результате плоскую структуру управления. При узкой сфере контроля каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, и структура управления становится многоуровневой.

Образовательные системы – это все те социальные институты, чья цель – образование человека. К образовательным системам относятся начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и т.д.

Обратная связь – 1) принцип управления, определяющий взаимоотношение между субъектом управления и объектом управления, в соответствии с которым объект управления не только испытывает управляющие (целенаправленные) воздействия, но и, развиваясь по своим собственным законам, определяющим его поведение, оказывает обратное влияние на субъект управления и соответственно на процесс и качество управления; 2) реальное или кажущееся воздействие объекта управления на управляющую систему, воздействие, оказывающее влияние на характер, содержание, формы и методы управления, и, следовательно, на качество управления; 3) в теории систем – это функциональная подсистема, обеспечивающая коррекцию (управление) системы относительно цели.

Организационная культура – это выдержавшая испытание временем система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая заметное влияние на поведение, как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих в организации.

Организационная структура – способ разбиения задач и распределения обязанностей между группами (исполнителями, подразделениями, подсистемами). Организационная структура – это функциональное понятие, описывающее распределение выбора. Прежде всего, речь идет об определении того, кто за что отвечает. Более сложные аспекты организационной структуры связаны с определением того, от кого должно зависеть установление различных параметров выбора (в частности, с функциями персонала). Всякую задачу можно разделить несколькими способами, причем одни из них окажутся более эффективными, чем другие.

Организационно-коммуникативная компетентность – это умение взаимодействовать в коллективе, выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации; потребность в овладении иностранным языком для развития международных контактов.

Организация – 1) социальная группа (группа людей), в которой существует функциональное разделение труда, и ее деятельность сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) процесс создания структуры «учреждения» (организации, предприятия), Структура, в свою очередь, дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей этого учреждения. Иными словами, организация – это процесс установления взаимосвязи между отдельными элементами (подсистемами) организации и исполнителями (персоналом), управляющей и управляемой системами, различными ступенями и звеньями управления, обеспечение непрерывности, единства, динамичности и результативности процессов производства и управления.

Организационно-деятельностная компетентность – обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в школьной организации; принятия управленческих решений; умения выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления учреждением образования.

Организация труда – организационная система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства.

Отбор в организации – пролонгированный отбор, проводится в процессе профессионального развития и изменения должностного статуса государственного служащего.

Отбор персонала – комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Работник может принимать на себя ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий в соответствии с принципом «соответствия», т.е. руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Ответственность рассматривается в контексте делегирования.

Оценка – это результат соизмерения, результат сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона – чего-то известного, познанного или представляемого человеком.

Оценка персонала – это кадровая технология, содержанием которой является познание и результат сравнения выделенных характеристик (качеств) человека с заранее установленными.

Педагогический анализ – это функция управления образовательной организацией, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Планирование – это процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей предпочтительными средствами.

Планирование стратегическое – процесс управленческой деятельности (вид планирования), основанный на: распределение ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней координации (обеспечение эффективных внутренних операций в организации) и организационном стратегическом предвидении. Стратегическое планирование – это процесс формирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и распределения ресурсов с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Основная задача стратегического планирования – обеспечение нововведений и изменений в организации.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Признак эффективного управления – умение руководителей образовательных организаций, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Принципы управления – это руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

Проблема гуманизации управления образовательной организацией - заключается в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика, проявлять уважение к достоинству человека и доверие к нему. Утверждение субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности – конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Проблема – это состояние неудовлетворенной потребности или проблема – это выявленная потребность. Проблему можно определить и как целеустремленное состояние, которым не удовлетворен человек. В последнем случае признаком проблемы является отклонение того, что имеет место в действительности, от того, что желательно иметь, или отклонение того, что известно, от того, что хотелось бы знать.

Профессиональный отбор – это более тонкая по сравнению с отбором процедура идентификации характеристик человека и требований профессии, предметной области, которая составляет содержание функционала должности.

Регулирование – как функция менеджмента регулирование деятельности в социально-педагогической системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Другими словами, функция регулирования создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах. Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

Руководство – это линейная функция управления, направленная на регулирование отношений в организации, функция управления коллективом и организации его деятельности. Для реализации этой функции лицо, на которое официально возложено руководство, т.е. руководитель, наделен формально регламентированными правами и обязанностями, соответствующими полномочиями и ответственностью. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива (группы) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования, – наказания и поощрения подчиненных, в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.

Система – это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. Систему можно рассматривать как модель общего характера, т.е. концептуальный аналог некоторых универсальных свойств наблюдаемых объектов.

Система управления – это любой объект, осуществляющий целенаправленную переработку информации и представляющий собой совокупность субъекта и объекта управления, каналов прямой и обратной связи и средств коммуникации. Кибернетика выделяет два общих принципа построения систем управления: обратной связи и многоступенчатости (иерархичности) управления.

Социальная компетентность – это умение устанавливать и развивать партнерские отношения с социальными институтами, общественными организациями; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, разными типами учреждений образования; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального и международного уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации.

Социокультурная компетентность – это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже; понимание того, как функционирует школа и общество в целом; восприятие собственной роли и роли других в своем учреждении.

Стиль управления (стиль руководства) – устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом организации, направленная на выполнение целей организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса. По своей психологической сути стили управления или руководства отражают, чаще всего, лишь характер принятия решений в социальной группе.

Технология – 1) в широком смысле слова технология основана на базе знаний организации. Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход, в форму, получаемую на выходе. Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить такое преобразование. В прикладном отношении технология – это процесс, т.е. последовательность взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно, с помощью которых исходные материалы (сырье, ресурс) преобразуются в желаемый выходной продукт. Целью управленческой технологии является достижение высокой эффективности; 2) в алгоритмическом смысле технология – это детальное, поэтапное описание того, как протекает, может или должен протекать некоторый производственный или какой-либо иной процесс. Уровень технологии определяется и ограничивается объемом информации и научных знаний; 3) в узком смысле слова – это система взаимосвязанных способов обработки ресурсов и приемов изготовления продукции в производственном процессе; сложный комплекс, в основе которого лежит применение различных орудий, инструментов и аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания, умения. Технология «преобразует» достижения науки, научные результаты в реальные приложения, внедряет достижения науки в жизнь. Науку об управлении следует рассматривать как сплав методологии и технологии.

Увольнение – прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником.

Управление – 1) функция организационных систем, обеспечивающая сохранение структуры организации (системы), поддержание режима функционирования (режима работы), реализацию программ (планов, проектов) и достижение целей; 2) деятельность по целенаправленному изменению устройства, функционирования и развития системы с использованием обратной связи. Управление (в организационной системе, в организации) представляет собой процесс выработки и реализации субъектом управления управленческих решений (на основе информации об объекте управления и внешней среде) в рамках целенаправленного воздействия на объект управления для организации и координации его деятельности при функционировании системы.

Управленческая компетенция современного руководителя общеобразовательной организации – его готовность и способность к реализации управленческих функций и эффективному решению управленческих задач на основе знания теории менеджмента, сформированных умений и навыков, способность применять управленческие знания, умения и личностные качества в практике управления школой.

Управленческая культура – культура, связанная с сознательной деятельностью общественных институтов и отдельных индивидов, направленной на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений. Исходя из этого, под управленческой культурой понимают оптимальную систему управленческих действий, более или менее полно отвечающих текущим, перспективным и глобальным задачам развития общества. Политическая, правовая, административная, организационная, менеджерская культура являются видами управленческой культуры.

Управленческий процесс – это совокупность логически связанных (между собой) отдельных стадий, образующих (единую) взаимосвязанную и взаимодействующую систему управленческих действий (единый управленческий процесс).

Управленческое решение – это средство осуществления (реализации) управляющего воздействия или способ выражения (определения) управленческого отношения. Управленческое решение представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально- психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Управляемость – это способность системы (объекта управления) реагировать на внешние воздействия и возможность изменить свое состояние или режим функционирования (деятельности) под влиянием управляющих воздействий («команд» управления). Систему называют вполне управляемой, если с помощью какого-либо конечного управления за конечное время можно перевести систему из одного произвольно заданного состояния в другое заданное (также произвольное, но фиксированное) состояние. Управляемость системы является необходимым условием развития.

Управляющее воздействие – 1) воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления; 2) это средство, способ или метод влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Устойчивость – это способность системы сохранять состояние равновесия со средой, способность отвечать на изменение среды. Система является устойчивой, если она способна отвечать на изменения среды, даже если эти изменения не предвиделись в момент проектирования организационной системы. Для того чтобы оставаться устойчивой, система должна обладать необходимым разнообразием, соответствующим сложности ее окружающей среды.

Формальная группа (организация, структура) – структурное подразделение в организации (группа), имеющее формально (официально) назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а так же формально закрепленные за ними функции и задачи; – это группа внутри организации, которая создается и существует по воле руководства в рамках конкретной деятельности.

Функция – это определенный вид активной и целенаправленной дея



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: