Определение, цели и функции корпоративного праздника




ЛЕКЦИЯ 7

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Вопросы

 

1. Понятие, сущность и признаки праздника как социального явления.

2. Определение, цели и функции корпоративного праздника.

3. Постановочно-сценарные предпосылки организации праздника.

4. Основные условия и технологические процедуры организации

корпоративного праздника.

Понятие, сущность и признаки праздника как социального явления

Нередко корпоративный праздник понимается как краеугольный камень искусства построения команды (teambuilding) и рассматривается как одно из важных событий в жизни бизнес-структур, в т.ч. отечественных.

С социологической точки зрения праздники являются специфическим выражением социальной сущности человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью праздновать, то есть отмечать праздник или какое-нибудь событие каким-нибудь торжеством; включать в свою жизнь радости других людей и культурный опыт предшествующих поколений.

Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы одного из существенных компонентов своей «человечности», необходимого для своего нормального бытия важного функционального элемента и особого аспекта жизнедеятельности. Дело в том, что праздники всегда были и до сих пор остаются важным средством формирования и утверждения общности людей, они способствуют усвоению человеком общепринятых ценностей, норм. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Праздники – это дни отдыха и веселья, но их смысл гораздо глубже. Неслучайно с давних пор праздником считался не только «нерабочий день», но и, прежде всего день памятный – посвященный определенному событию. Праздники играли значительную социальную роль в жизни людей, являлись носителями ряда социальных функций – от консолидации соседних селений и деревень, (поддержание чувства коллективизма, развитие родственной взаимопомощи), образовательной функции, функции психологической разрядки, более того, историки отмечают и такую функцию праздника, как способствование продолжению рода (праздники, на которые стекалось много молодежи, часто из отдаленных деревень, предоставляли парням и девушкам более широкие, чем в другие дни, возможности выбора брачного партнера).

 

Праздник – это особый торжественный день, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события, человека, мифологического героя, нередко это выходной, нерабочий день, предполагающий увеселительные и торжественные мероприятия, игры и развлечения.

 

Первые корпоративные праздники нового типа, соответствующего особенностям современной рыночной экономики, стали проводиться в российских компаниях в начале 1990-х годов. Это были филиалы западных компаний или смешанные фирмы или бывшие еще крепкими «наследниками» советских предприятий, где и праздники еще тяготели к прежним их форматам и были данью сложившейся многолетней традиции.

Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:

· добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничного времяпровождения, жизнедеятельности;

· несводимость праздника, празднества к некоей материальной пользе;

· особый характер человеческого общения, коммуникации, которая лежит в основе праздника.

Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявление особой, праздничной, свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной, регламентированной. Полноценный праздник, прежде всего, предполагает определенный период времени, когда не занимаются делами, это понятие характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенную дату, событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни.

С социологической точки зрения праздники являются специфическим выражением социальной сущности человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью праздновать, то есть отмечать праздник или какое-нибудь событие каким-нибудь торжеством; включать в свою жизнь радости других людей и культурный опыт предшествующих поколений.

Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы одного из существенных компонентов своей «человечности», необходимого для своего нормального бытия важного функционального элемента и особого аспекта жизнедеятельности. Дело в том, что праздники всегда были и до сих пор остаются важным средством формирования и утверждения общности людей, они способствуют усвоению человеком общепринятых ценностей, норм. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Как элемент культуры, праздник призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью.

Подчеркнем, что именно своеобразная коммуникативная деятельность, т.е. обмен информацией, чувствами, эмоциями, осуществляемые с помощью определенных знаков, составляют базис праздника как свободного радостного общения. Взгляд на праздник как на коммуникацию (по поводу праздничного события, предоставленной свободы) открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, его структуру, функции и способы управления им.

 

Определение, цели и функции корпоративного праздника

 

Теперь внесем ясность в понятие корпоративного праздника. Под этим понятием будем понимать специальное мероприятие, инициированное организацией по случаю определенных дат и событий, празднование которых является частью корпоративной политики данной компании, и непосредственно связано с жизнедеятельностью и общественностью данной компании. С точки зрения пиарологии главные, сущностные характеристики корпоративного праздника заключаются в следующем:1. праздник – неотъемлемая часть и форма проявления организационной культуры компании. Он является одним из компонентов ценностно-нормативной подгруппы организационной культуры компании и входит в комплекс корпоративных традиций; 2. праздники являются важным инструментом паблик рилейшнз, компонентом PR-ресурса компании. В зависимости от поставленных задач и объекта, охваченного корпоративным праздником, последний может быть инструмент как внутренних, так и внешних PR;3. праздник - проводник базовых корпоративных ценностей, норм и традиций компании, он может способствовать достижению различных организационных целей при условии его эффективного использования.4. праздник является специальным PR-мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, затрат и анализа результатов. Неверно думать, что праздник предназначен лишь для того, чтобы отдохнуть и расслабиться, что он должен доставлять только лишь удовольствие и не должен ничем «не грузить» его участников. В этом случае средства, выделенные на праздник, будут использованы с точки зрения задач PR с очень низкой эффективностью. Не следует вкладывать ресурсы в сам праздник, не запланировав предварительно, какое он должен произвести воздействие на персонал и других его участников, а для этого надо четко сформулировать цели планируемого мероприятия.

Цели праздника могут быть самыми различными: знакомство, общение, сближение; совместный отдых; отстранение от прошлого, забот, конфликтов; следование традиции; организованное времяпровождение; адаптация новых членов организации; интеграция персонала отдельных подразделений; поддержание и одинаковое понимание ценностных стандартов организации и т.д.

По мнению амер. специалиста Дж. Ханта, локальные цели праздника — адаптация, интеграция, глобальная цель заключается в гармонизации организационной структуры фирмы. Праздник должен «прорабатывать», трансформировать существующие в фирме конфликты и проблемы в нужном ей направлении, подавлять которые, порой, совершенно бесполезно

Корпоративные праздники занимают важное место в системе внутрифирменных, или внутриорганизационных связей с общественностью (в англоязычной литературе еmployee relations).

Данное направление PR-деятельности ставит две главные задачи:

1) управление мнением и поведением сотрудников (персонала) компании по отношению к руководству, к собственно компании, к конкурентам;

2) создание опорных ценностей на которые ориентируются сотрудники для формирования собственного поведения и позиционирования себя в компании, т.е. создание эффекта культурной саморегуляции в коллективе.

В обоих случаях речь идет о таких вопросах, как формирование лояльности и организационной приверженности сотрудников, их адаптация и мотивация, создание положительного внутреннего имиджа компании, фирменного стиля и развитие сильной корпоративной культуры.

Таким образом, можно говорить о следующих функциях корпоративных праздников:

· обеспечение психологической разрядки напряженности сотрудников, снятие накопившейся морально-психологической усталости, соблюдение социокультурной традиции;· управление проблемой досуга и межличностного общения сотрудников в интересах укрепления стабильности организации и формирования положительного мнения о ее руководстве; · формирование корпоративной культуры, в целом, и ее отдельных элементов (ценностей, норм, традиций, ритуалов и т.п.), а так же трудовой мотивации сотрудников;· адаптация новых членов организации, интеграция сотрудников внутриорганизационных подразделений и формирование корпоративной общности;· формирование привлекательного корпоративного имиджа в глазах, демонстрация стабильности, процветания, высокой культуры и сплоченности коллектива компании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: