Что происходит на мифодраме?




Что такое мифодрама и кому она нужна

На сегодняшний день мифодрама является, на мой взгляд, одним из самых эффективных методов психотерапии. О ее структуре можно прочитать в Википедии, я же хочу поделиться с вами собственным опытом – тем, что прожила и прочувствовала сама, будучи участником группы и просто заинтересованным лицом. В основу мифодрамы закладывается мифологический сюжет (либо сказка), который впоследствии проживается участниками группы.

Итак, почему миф?

Впервые содержание мифа и его связь со структурами души человека обнаружил Карл Густав Юнг, и это легло в основу его учения. Если мы хотя бы слегка приоткроем дверь в мифологию и будем наблюдательны, то сможем сами эту связь проследить. Мы обнаружим типичные сценарии, проигрывающиеся без нашего ведома в наших же жизнях. Не правда ли, немного жутковато? Как это – сценарий моей жизни давно запрограммирован, а я до сих пор не знаю правил игры, выходит, мною кто-то управляет? Именно так, до тех пор, пока правила неизвестны, а герои неузнаны.

Но, признаюсь честно, даже когда я проследила эту взаимосвязь, мой глупый скепсис не собирался меня покидать. Где я и где, скажем, древнегреческие боги? Ну что у нас может быть общего кроме схожих характеров и судеб? Оказалось, что очень даже многое. И погружаясь все глубже и глубже в мир архетипов, я понимала, что невежественными были вовсе не те мудрые люди, которые слагали мифы или сказки, а я, как не учитывавшая этот мощнейший для моего психологического и духовного развития ресурс.

Как это работает?

Впервые я близко познакомилась с архетипами два года назад на индивидуальной работе, когда психолог Ольга Лаптева «опустила» на меня архетип Деметры, древнегреческой Богини земли и плодородия. Признаться, о Деметре я знала тогда только это, и говорить от ее лица мне было довольно сложно. Мне казалось, что все, что я говорю – мои собственные слова, и разделения – где я, а где Деметра я особо не чувствовала. Но самое интересное стало происходить дальше, и «распаковка файлов» длилась в течение полугода. За первый месяц полюс моего мировоззрения сместился на 180 градусов, как если бы полюс Земли, бывший Южным, вдруг стал Северным, и наоборот. Всю «сознательную» жизнь я жила, будучи скованна жесткими рамками моего же собственного патриархального начала внутри, и совершенно не подозревала, что кто-то женский там тоже живет, плачет и задыхается в этих рамках, тоскуя по нежности, любви и свободе, что в жизни проявлялось как мимолетные депрессии и отказ действовать. В дальнейшем, с моим новым мировоззрением стала меняться и моя жизнь. Вспыхнула новая любовь, улучшились отношения с мамой и бабушкой. Наладился контакт с чужими детьми, они больше меня не раздражали, а совсем наоборот – появилось желание с ними общаться, да и вообще желание самой родить ребенка. Изменилось отношение к природе и Земле. Я впервые ощутила себя женщиной - спокойной и мудрой, которая вдруг открыла для себя новый смысл бытия, свою связь со Вселенной и Богом. Появилось желание сменить род деятельности на тот, который меня давно привлекал, а главное, появились силы на это. С нашим сеансом я все это никоим образом тогда не связала.

Признаюсь, жить в новом состоянии сознания было очень естественно: согласитесь, интереснее смотреть на всю картину целиком, нежели на отдельный ее фрагмент. Но в то же время это было и очень непривычно. Особенно когда любимый мой за моими «инсайтами» не поспевал. И в какой-то момент вместо того, чтобы проявить терпение, я пошла по старой схеме выяснения отношений и конфликтов. Итогом стало то, что наши отношения разрушились, я разочаровалась во всем, включая себя и психотерапию, и попыталась вернуться в привычную схему жизни, только вот кольчужка оказалась уже тесновата, а старые принципы, на которых я строила жизнь, уже не работали. Да и сама идея была подобна тому, чтобы лечь в гроб, будучи живой. И я стала вспоминать, от чего же я отказалась, в чем заключалась ошибка. Все было просто и логично – я потеряла настоящую себя, и мне ничего не оставалось, как начать снова себя искать и собирать по крупицам, заново отказываясь от неработающих моделей поведения.

Что происходит на мифодраме?

Спустя некоторое время психологи Ольга Лаптева и Оксана Лебедько организовали цикл семинаров по мифодраме. На семинар «Деметра и Персефона» я шла с одной целью – улучшить отношения с матерью. А получила не только то, зачем шла, но гораздо больше.

Погружаясь в миф в роли царицы Элевсина Метанейры, я, неожиданно для себя, за 30 минут вновь пережила свой переход от состояния властной женщины до любящей и женственной. И опять это случилось благодаря общению с Деметрой, только на этот раз я уже знала о ней довольно много, поскольку давно заинтересовалась женскими образами богинь. По мифу Деметра распорядилась выстроить в Элевсине Храм и учредила, так называемые, Элевсинские мистерии, которые символически воспроизводили возвращение ее дочери Персефоны из подземного мира. Что касается меня, в нашем Храме на мифодраме, как царица Элевсина, я обрела некое духовное возрождение, означающее отказ от стремления к власти и управлению в пользу более глубоких духовных ценностей, таких как любовь, ощущение духовного бессмертия, единства с мирозданием, божественную мудрость и связь с Создателем. Наряду с приобретенными богатствами стремление к власти и управлению оказались для меня детскими игрушками. На уровне ощущений это было так, словно в моей душе распустились бордово-алые пионы.

Очень неожиданным для меня оказался и архетип Аида, Властителя подземного царства, который я проживала в другой части мифа. Могущественный, мудрый, великодушный, щедрый, любящий(!), заботливый(!), знающий суть вещей и явлений, и в то же время, беспристрастный и волевой, когда это касается рода деятельности. Сексуальный, по отзывам со стороны:) Словом, мужчина мечты:))). Но, пожалуй, главное, что произошло со мной после проживания роли Аида – это принятие себя, всех своих чувств, всех событий, порой несладких, в своей жизни. Принятие всего, что наделено в нашей идеологии знаком «минус», как неотъемлемой части божественного процесса. В теории я это знала давно, но вот на чувственном опыте познала благодаря мифодраме. На образном восприятии это было как подземелье и, свисающие с «потолка» и «стен», корни – корни всего, растущего на земле. И ползущая змея, как символ мудрости.

Хочется дополнить образ Аида словами Воланда, обращенными к Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени и от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Мой запрос относительно отношений с матерью разрешился сам собой легко и просто. Во-первых, оказалось, что истории взаимоотношений с матерью всех пришедших на мифодраму девушек были очень похожи. Скорбящая по дочери, похищенной Аидом, Деметра первоначально вызывала у меня отторжение. Но когда я, как наблюдатель, смотрела эту часть мифа, Деметра пробудила у меня глубокое сочувствие. И девушка, находящаяся в образе Деметры, сказала, что выйти из депрессии ей помогло принятие своих чувств, благодаря, опять-таки, Аиду, который единственный позволил Деметре их испытывать, сказав, что она имеет на это право – право на то, чтобы проживать свою боль. Это было для меня важно и ценно.

Я поняла, что никогда не верила в «скорбь» своей матери, и это было загвоздкой, вызывающей у меня отчасти гнев, отчасти, чувство вины. И тем самым, я не могла помочь ей выйти из депрессии. Сейчас я знаю, что нужно всего лишь позволить ее чувствам быть, и никакой моей или ее вины в этой истории просто нет, потому что у каждой свой путь развития, и даже если кто-то застрял на каком-то этапе, let it be, как пели Битлз.

Кому это нужно?

1. Людям, которые чувствуют неудовлетворенность в той или иной области отношений, будь то родители, дети или любимые, и которые никогда не посещали психолога или психотерапевта.

Почему?

На мифодраме участники хоть и делятся своими чувствами и мыслями, но происходит это в контексте мифа – это для тех, кому страшно раскрываться, сама была такой.

2.Людям, посещающим психотерапевта регулярно или нерегулярно.

Почему?

На мифодраме происходит вскрытие сразу нескольких «проблем», что, в свою очередь, на мой взгляд, является более эффективным, нежели когда ты приходишь к психотерапевту с одним запросом. И тут же в мифе появляется возможность ситуацию изменить и прожить по-новому. Бонусом будут важнейшие осознания помимо насущных запросов.

3. Людям, «заточенным» на духовное развитие.

Почему?

Появляется возможность почувствовать свои различные состояния в разных ролях, и, как следствие, обрести инструменты осознанного управления этими состояниями, то есть, в голове выстраивается некий алгоритм взаимодействия состояний, людей или субличностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: