Перспективы МНТС и роль российской науки в решении глобальных проблем.




Объективный всесторонний анализ современного состояния и результативности действующих международных связей РФ пока­зывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая за­дача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране ис­следований и разработок, сохранение и обновление отечествен­ного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С дру­гой стороны, это создание условий для повышения роли россий­ской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов рос­сийских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискрими­нации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специа­листов на неадекватных их ценности условиях.

В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффек­тивности МНТС. К ним относятся: отсутствие должной коорди­нации мероприятий по международному научно-техническому со­трудничеству применительно к странам и международным орга­низациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка темати­ки двустороннего и многостороннего научно-технического со­трудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений работ государственных на­учных центров; медленные темпы развития совместной с иност­ранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отно­шений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также разме­ров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проек­тов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.

Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению про­блем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных ис­точников финансирования и потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.

Перспективы МНТС России зависят от внутренней социаль­но-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономи­ческой и политической сферах. Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах развития стра­ны. Из множества возможных путей развития нашей страны сле­дует остановиться на двух.

1. Окончательное превращение России в сырьевую и энерге­тическую базу развитых стран в результате длительной ориента­ции на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топлив­но-энергетического комплексов, быстро нарастающего в после­дние годы технологического отставания от развитых стран и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких произ­водств, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-техно­логической, а следовательно, военной и политической независи­мости страны.

На этом пути Россия, даже в случае достижения относитель­но высокого уровня потребления (при первоначальном сокраще­нии населения в несколько раз и благоприятных внешних усло­виях), может рассчитывать в XXI в. только на воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины XX в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации, Россия в итоге утратит свой прежний ста­тус в мире и превратится в страну второго порядка значимости по влиянию на мировые процессы.

2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-тех­нического и экономического потенциалов при участии в реше­нии глобальных проблем и поиске наиболее эффективного само­стоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для это­го необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского обще­ства и его образа мышления и жизни и предполагающую перво­очередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ре­сурсосберегающих технологий.

В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно-техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической ситуацией в мире.

Намечается определять тематику межгосударственной коо­перации в максимально возможной степени, исходя из приорите­тов Федеральной целевой научно-технической программы, дру­гих научно-технических программ Российской Федерации, про­грамм государственных научных центров, создать более благоприятные организационные, правовые и экономические условия осуществления научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами. В итоге международное сотрудниче­ство должно вносить реальный вклад в повышение технического уровня, сокращение сроков и снижение стоимости отечественных разработок путем привлечения интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов иностранных партнеров.

Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и оправдав­шей себя практикой развитых и новых индустриальных госу­дарств.

Для улучшения координации МНТС необходимо создать еди­ную государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то уче­ту, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.

Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет ба­зовых договорно-правовых документов по обеспечению созда­ния общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударствен­ных научно-технических программ, созданию конкретных меж­дународных научно-исследовательских центров и научных орга­низаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических программ стран Содружества. Дальнейшее развитие получат процессы создания единого науч­но-технологического пространства в рамках Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической коопера­ции обеих стран.

Одновременно будут осуществлены мероприятия по дальней­шему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств-партнеров, установ­лены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными на­учными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных исполнителей в совместные проекты, намечено расширить вза­имодействие в области инновационной деятельности и коммер­циализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок нау­коемкой продукции.

Важная задача МНТС - обеспечение в ближайшие годы пере­хода от программ международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотруд­ничества ученых разных стран, в том числе на базе использова­ния уникальных отечественных научных установок.

Глобализация мировой экономики определяется, в частности, тем, что основными потребителями минеральных, биологичес­ких, научно-технических и финансовых ресурсов являются раз­витые страны мира с «открытой» рыночной экономикой, где про­живает «золотой миллиард» населения Земли, а развивающиеся страны безнадежно отстали по уровню потребления и социаль­но-экономическому развитию. После окончания «холодной вой­ны» центр тяжести борьбы ведущих государств мира переместился в область политического и экономического контроля мировых рынков природных ресурсов и расширения рынков сбыта своих товаров, т.е. передела мира и установления нового мирового по­рядка. Острота глобальных проблем усиливается еще и тем, что увеличиваются масштабы неуправляемого хищнического пред­принимательства и экологической экспансии транснациональных корпораций и многонациональных компаний в отношении при­родных ресурсов развивающихся стран. В силу слабости эконо­мики стран третьего мира они вынуждены соглашаться с переме­щением на их территорию экологически «грязных» производств, устаревших ресурсорасточительных технологий, складировани­ем и захоронением промышленных отходов. Все это ускоряет ис­тощение природных ресурсов, отбрасывает экономику этих стран назад, рождает экологические катастрофы.

Важный вклад в решение глобальных проблем могут внести наука и научное сообщество России, особенно в связи с участием в международных научно-технических проектах, называемых «меганаука», и передачей технологий развивающимся странам.

В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование при­оритетов в МНТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разра­ботки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обнов­ления отечественной промышленности.

Принимая во внимание геополитическую ситуацию и внеш­неполитические интересы России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном развитии научно-технических от­ношений с Беларусью, другими странами СНГ, Китаем, страна­ми Азиатско-Тихоокеанского региона. Со странами других ре­гионов научно-технические отношения следует поддерживать на уровне «разумной достаточности»

Совершенствование международного научно-технического сотрудничества России в итоге должно содействовать укрепле­нию отечественного научно-технического потенциала, возраста­нию роли нашей страны в решении проблем современной циви­лизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет являться не самоцелью, а средством ре­шения прежде всего внутренних задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: