Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств.
Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО.
|
В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сформулирован следующим образом:
«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».
Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации.
За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения России; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО.
|
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы? и др.
Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать «мировая торговая система», базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.
|
Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»: искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.
Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.
Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими:
• защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;
• ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;
• вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран под пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;
• членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешне экономической деятельности;
• вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.
Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее.
Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.
Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.
ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.
Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии.
Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой.
Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.
Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО.
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России.
Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.
Список литературы:
1. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.
2. Батенев В. Современнная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12
3. Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10.
4. Максимова М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое пространство? – В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский союз и Содружество Независимых государств. – М.: Интердиалект+, 1999.
5. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.