Проблема освещения деятельности деловых женщин в СМИ




 

Подчас у зрителя образ деловой женщины замещается образом телеведущей или фотомодели. Сегодня часто товар рекламируется с использованием привлекательных символов или завлекательных ситуаций - и в 90% случаев используется образ женщины. В последнее время в рекламе стал появляться и образ современной женщины, которая живет в ногу с эпохой прогресса и достижений. Поэтому, часто образ успешной женщины у населения ассоциируется с образом, который он видел в рекламном сообщении. Но с другой стороны, этот образ не разделяют с образом женщины-телеведущей.

Согласно социологическим исследованиям ведущие теленовостей женщины пользуются у зрителей не только большей симпатией, но и большим доверием. Для ответа на вопрос: "КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕДУЩИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ? " респондентам предлагался список из 20 фамилий телеведущих трех каналов: "Останкино", РТР, НТВ. В списке было 13 мужчин и 7 женщин. Респондент мог выбрать несколько. Вот как распределились ответы (данные в% от числа опрошенных):

 

назвали фамилии телеведущих-мужчин  
назвали фамилии телеведущих-женщин  
не смотрят новости  
затрудняются ответить  

 

 

В среднем женщина-телеведущая нравится около 13% респондентов, а мужчина – менее 6%.

Ответы на вопрос: "КОМУ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЕДУЩИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НОВОСТЕЙ ВЫБОЛЬШЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ? " при тех же условиях распределились следующим образом (данные в% от числа опрошенных):

 

назвали фамилии телеведущих-мужчин  
назвали фамилии телеведущих-женщин  
не смотрят новости  
затрудняются ответить  

 

 

В среднем женщине-телеведущей доверяет около 12% респондентов, а мужчине – 6% (10).

Д. Смирнова провела свое журналистское исследование "Кого представляют дамы из телевизора, куда зовут". Она сфокусировала свое внимание на образе трех женщин-телеведущих: С. Сорокиной, Т. Митковой, А. Шараповой. В итоге был сделан вывод, что всем присуще душевность, энергичность, деловитость, разумность, современность, но в то же время, излишняя сострадательность (С. Сорокина).

Женщины на телеэкране не только пользуются большей симпатией, но и им больше доверяют. Таким образом, деловые женщины на телевидении просто необходимы, особенно в политических, новостных программах, когда сообщается о чрезвычайных положениях, кризисных ситуациях, ведь им "больше доверяют". У них есть все необходимые качества, чтобы быть профессионалами в своей сфере. К сожалению, с экрана телевизора невозможно увидеть сюжет о женщине-политике (если, только, это не предвыборная агитация), женщине-банкире, женщине-враче, именно поэтому в сознании аудитории закрепляется идея, что деловые женщины – это телеведущие и фотомодели.

 


Заключение

 

Таким образом, исследование наиболее значимых печатных изданий позволяет сделать следующие выводы. Использование различных гендерных стереотипов, в содержании которых заложен смысл, унижающих честь и достоинство женщины прогрессирует из года в год. В начале 80-х гг. существовал особый подход к пониманию сущности и предназначения женщины. В первую очередь она должна работать наравне с мужчинами, быть активной общественницей, брать на себя различные обязательства, выполнять и перевыполнять план. В число приоритетов не входила личная жизнь женщины.

В конце 80-х гг. о женщинах писали много и все в критическо-разоблачительном ключе, свойственном той эпохе. Однако критика была направлена не против общества, дискриминирующего женщин, а против самих женщин, которых обвиняли в забвении своего "природного предназначения" и прочих грехах. Именно в то время образ женщины из активной производственницы и политически грамотного товарища трансформировался через стереотипы "женского предназначения" (семья, дети, кухня), в существо второсортное.

В 1990-е гг. в СМИ отсутствует единая позиция в отношении женского вопроса. В публикациях появляются образы деловых женщин, феминисток, образы домохозяек. Оценка этих образов напрямую зависит от позиции той или иной редакции. Печатные издания в 90-е гг. пытаются следовать общероссийским тенденциям.

Журналы для женщин характеризуются стандартным набором тем, который, по мнению журналистов, исчерпывает женские проблемы и интересы в их самых различных аспектах. И, тем не менее, женские журналы имеют тенденцию по-разному транслировать образ женщины. Предполагается, что такие различия обусловлены спецификой аудитории и направленностью журнала. Но, в целом, образ деловой женщины в них практически не представлен.

Таким образом, женский вопрос в прессе на данный момент освещается не в полной мере. Стереотипы в отношении журналистов к героиням материалов и женской аудитории ограничивают набор тем, который сводится в основном к материалам о красоте, моде, женских судьбах. Представители женских организаций также отмечают негативные тенденции в освещении женского вопроса прессой.

Трансформация образа женщины негативно отразилась на подходе журналистов к освещению женских проблем. Журналисты обедняют содержание женских тем. Они используют стереотипы в большинстве случаев не сознательно, а потому, что эти стереотипы существуют и принимаются нашим обществом. В материалах о женщинах и для женщин проявляется отсутствие знаний у журналиста целях и задачах женского движения, области интересов женщины.

Но на наш взгляд, несмотря на то, что российские средства массовой информации подвержены стереотипам, нет единого представления о предназначении женщины. А это означает, что общественное мнение пока еще открыто для дискуссии.

 


Список литературы

 

1. Ажгихина Н.И. Образ деловой женщины в современных российских СМИ (тезисы). - www. genderstudies. info. ru

2. Воронина О.В. – Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ. // Знамя – 1999. - №2

3. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетия. – М., 1996. – 310 с.

4. Гусева Ю.Б. Женщина на страницах женских изданий. - www. library. ru

5. Женщины. Фонд "Общественное мнение". Контент-анализ российских газет // Социс. - 1996. – №2.

6. Ившина Е.В. Новый век – век женщины. – www. igevsk. ru

7. Ломова Т.Н. Образ женщины в СМИ и рекламе. - www. library. ru

8. Образы женщин в современной российской журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы. // Социс. – 1998. – №4.

9. www. fom. ru – Московская аудитория журнала "Лиза"

10. www. fom. ru – Телеведущие женщины

11. Журналы: "Лиза", "Деньги", "Карьера", "Лица", "Крестьянка", "Наша власть: дела и лица", "Cosmopolitan", "Итоги"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: