Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.




 

Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы 2-х или более сторон (участников) в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Выделяют следующие функции конфликта:

1. деструктивная - это разрушение совм.деятельности, ухудшение,распад отн-ий, а также ухудшение самочувствия.

2. конструктивная:

 

- конфликт является важнейшим источником развития личности, группы;

- конфликт через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих её факторов;

- конфликт способствует развитию взаимоотношений между участниками.

Виды конфликтов:

1. по степени вовлечённости людей в конфликт:

- внутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие, нутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие,

отдельные особенности личности противоречат поведению человека;

- межличностный - возникает между двумя (или более) отдельными личностями

(конфронтация по поводу потребностей, мотивов, ценностей и т.д.);

- личностно-групповой - возникает в случае не соответствия поведения

личности групповым нормам и ожиданиям;

- межгрупповой - происходит становление стереотипов поведения, норм,

целей различных групп.

2. по степени остроты противоречий:

- недовольство;

- разногласие;

- противоречие;

- раздор;

- вражда.

3. по проблемно-деятельностному признаку:

- управленческие;

- педагогические;

- производственные и т.д.

Динамика развития конфликтной ситуации состоит из следующих этапов:

1. возникновение объективной конфликтной ситуации (ситуация потенциального

конфликта);

2. осознание объективной конфликтной ситуации, для осознания конфликта

особую роль играет инцидент. К сигналам конфликта Корнелиус и Фейр относят:

- кризис (временный или окончательный разрыв отношений);

- напряжение (предвзятое мнение, искажающее восприятие слов и поступков

партера);

- недоразумение (ложные выводы, отсутствие взаимопонимания);

- дискомфорт (ощущение неудобства);

- стычки и ссоры (действия участников сигнализирующих о конфликте).

3. конфликтное действие (конфликт осознан, стороны переходят к действиям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны)..Здесь у каждого участника выделяется так называемый ранг (совокупность личностных, статусных, материальных ресурсов, которые человек задействует для победы.

4. стадия разрешения конфликта или исхода (осуществляется преобразование образа конфликта, имеющего у оппонентов, а также изменение объективной конфликтной ситуации). Разрешение конфликта может быть частичным или полным.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

- анализ и оценку ситуации

- выбор способа разрешения конфликта

- формирование плана действий

- его реализация

- оценка эффективности своих действий.

Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, соц. педагог должен использовать следующие тактики поведения:

1. тактика поочередного выслушивания на совместной встрече.2. сделка3. челночная дипломатия 4. давление на одного из участников конфликта 5. директивное воздействие

Правила грамотного преодоления конфликта:

1.попытка себя поставить на место конфликтующей стороны (рефлексия)

2.осмысление создавшейся ситуации и отсутствие поспешных выводов

3.отсутствие новых участников конфликта

4. при обсуждении необходимо анализировать мысли противоположных сторон.

 

22. Государственная, общественная и частная благотворительность в России. Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России, 1 этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко», Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище. В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества. К началу XVI в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. 2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизмит.д.Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Основным источником дохода Попечительства был кружечный сбор — материальное пожертвование всех церквей и монастырей. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Выли созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов длясистемы социального воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: