Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы 2-х или более сторон (участников) в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Выделяют следующие функции конфликта:
1. деструктивная - это разрушение совм.деятельности, ухудшение,распад отн-ий, а также ухудшение самочувствия.
2. конструктивная:
- конфликт является важнейшим источником развития личности, группы;
- конфликт через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих её факторов;
- конфликт способствует развитию взаимоотношений между участниками.
Виды конфликтов:
1. по степени вовлечённости людей в конфликт:
- внутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие, нутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие,
отдельные особенности личности противоречат поведению человека;
- межличностный - возникает между двумя (или более) отдельными личностями
(конфронтация по поводу потребностей, мотивов, ценностей и т.д.);
- личностно-групповой - возникает в случае не соответствия поведения
личности групповым нормам и ожиданиям;
- межгрупповой - происходит становление стереотипов поведения, норм,
целей различных групп.
2. по степени остроты противоречий:
- недовольство;
- разногласие;
- противоречие;
- раздор;
- вражда.
3. по проблемно-деятельностному признаку:
- управленческие;
- педагогические;
- производственные и т.д.
Динамика развития конфликтной ситуации состоит из следующих этапов:
1. возникновение объективной конфликтной ситуации (ситуация потенциального
конфликта);
2. осознание объективной конфликтной ситуации, для осознания конфликта
особую роль играет инцидент. К сигналам конфликта Корнелиус и Фейр относят:
- кризис (временный или окончательный разрыв отношений);
- напряжение (предвзятое мнение, искажающее восприятие слов и поступков
партера);
- недоразумение (ложные выводы, отсутствие взаимопонимания);
- дискомфорт (ощущение неудобства);
- стычки и ссоры (действия участников сигнализирующих о конфликте).
3. конфликтное действие (конфликт осознан, стороны переходят к действиям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны)..Здесь у каждого участника выделяется так называемый ранг (совокупность личностных, статусных, материальных ресурсов, которые человек задействует для победы.
4. стадия разрешения конфликта или исхода (осуществляется преобразование образа конфликта, имеющего у оппонентов, а также изменение объективной конфликтной ситуации). Разрешение конфликта может быть частичным или полным.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:
- анализ и оценку ситуации
- выбор способа разрешения конфликта
- формирование плана действий
- его реализация
- оценка эффективности своих действий.
Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, соц. педагог должен использовать следующие тактики поведения:
1. тактика поочередного выслушивания на совместной встрече.2. сделка3. челночная дипломатия 4. давление на одного из участников конфликта 5. директивное воздействие
Правила грамотного преодоления конфликта:
1.попытка себя поставить на место конфликтующей стороны (рефлексия)
2.осмысление создавшейся ситуации и отсутствие поспешных выводов
3.отсутствие новых участников конфликта
4. при обсуждении необходимо анализировать мысли противоположных сторон.
22. Государственная, общественная и частная благотворительность в России. Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России, 1 этап — IХ-ХVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства. Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко», Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 г., учредил сиротское училище. В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества. К началу XVI в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. 2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизмит.д.Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Основным источником дохода Попечительства был кружечный сбор — материальное пожертвование всех церквей и монастырей. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Выли созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов длясистемы социального воспитания.