Педагогическая антропология - это наука о развитии ребенка, его воспитании.
Рассматривая зарождение педагогико-антропологического подхода в античной системе образования, обычно обращают внимание на такое ее достижение, как реализация принципа природосообразности организации учебно-воспитательного процесса. Принцип природосообразности нашел свое отражение в концепции трехуровневого строения человеческой духовности (разум - возничий, воля - коренная, чувства - пристяжные) и возрастной периодизации Аристотеля, в учении Платона о генетической предопределенности индивида к занятиям различными видами деятельности: производительной, военной, интеллектуально-управленческой.
Христианская религия создает все необходимые предпосылки для формирования антрополого-педагогической позиции, состоящие в следующем.
1. Вопрос о природе человека, ее историческом развитии, условиях реализации назначения человека является одним из основных.
2. В центре внимания христианской этики находятся личность, ее жизненный путь, преобразование ее внутреннего мира как главный момент самосовершенствования, достижения благодати, личная ответственность человека за собственные поступки и за судьбы других людей.
3. Христианство признает взаимодействие в природе человека мистического, разумного, волевого и эмоционального начал, каждое из которых подлежит развитию и совершенствованию.
Одно из направлений в развитии антрополого-педагогических идей в эпоху Средневековья это целостные концептуальные философско-педагогические построения, в центре которых различные аспекты христианских представлений о человеческой природе. Это направление развивалось с V по XV века и представлено такими известными именами, как Иоанн Златоуст, Боэций, М. Пселл, П. Абеляр, Винцент де Бове, Ф. Аквинский.
Выдающийся вклад в развитие психолого-педагогической антропологии внесли Франсуа Рабле, Мишель Монтень, несколько ранее Эразм Роттердамский. Как педагог-практик прославился руководитель школы «Дома радости» Витторино де Фельтре.
Ж.Ж. Руссо дал новую трактовку природосообразности, исходя из созданной им теории естественных природных сил, способностей, прав человека; сформировал идею создания учебно-воспитательного процесса, имеющего целью не допустить деформацию индивидуальности ребенка.
И.Г. Песталоцци приступил к разработке теории родовых сущностных сил человека (развитой затем К. Марксом), законов природы человека и составил трактовку природосообразности воспитания, близкую к современной.
И.Ф. Гербарт, опираясь на достижения немецкой классической философии, подготовил переход от принципа природосообразности воспитания к принципу его культуросообразности.
Дистервег осуществил синтез принципов природосообразности и культуросообразности в организации учебно-воспитательного процесса.
Однако радикальный сдвиг в развитии психолого-педагогической антропологии и выделение ее в особую научную дисциплину были сделаны русскими учеными-педагогами и философами.
Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов (1810-1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К. Д. Ушинский (1824-1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869).
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, педагогические проблемы. Одновременно с этим в стране нарастало революционное движение. Ситуация требовала изменений школы - ее организации, содержания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую - новую - педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д.Ушинского, термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику».
Определяющую роль в построении этой педагогики играли исходные установки Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, суть которых можно выразить следующим образом.
Человек и ребенок - основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок - цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.
Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.