Возникновение и распространение баптистских церквей в Российской империи




На территории Российской империи первые небольшие группы баптистов появились в Финляндии (1856 год) и Латвии (1861 год), но они не сыграли заметной роли в формировании российского баптизма, оставшись локальным явлением. Подлинными очагами распространения баптизма и евангельского христианства стали юг России, Украина, Кавказ и Санкт-Петербург.

Идеи баптизма принесли в Россию из Германии проповедники этого направления протестантизма – эмиссары руководителя баптистов в Гамбурге Иоганна Онкена. Первоначально их влияние было направлено лишь на немецкие колонии на Украине и Кавказе, в Новороссии, Таврической губернии и легло на благодатную почву переживавших «религиозное пробуждение» новоменнонитских (братских) общин. Начиная с 1866 года проповедники баптизма из Германии регулярно посещали эти общины на Украине, и вскоре многие из них приняли баптистское вероучение и организацию. Активно вели работу проповедники из Германии и в среде лютеран, многие из которых также принимали крещение по вере и образовывали баптистские общины.

Одним из очагов возникновения баптизма в России был Кавказ, где питательную почву для него составило молоканство.

Здесь в Тифлисе (Тбилиси) 20 августа 1867 года немец-баптист Мартин Кальвейт, переселившийся на Кавказ из Ковенской губернии, крестил в реке Куре молоканина Никиту Исаевича Воронина. Именно от этой даты российские баптисты ведут отсчет своей истории.

Вскоре Н.И. Воронин образовал первую русскую баптистскую общину в Тифлисе. Она пополнялась в основном за счет молокан: крестьян, ремесленников, торговцев. Ее членами стали будущие видные деятели российского баптизма В.Г Павлов, В.В.Иванов, А.М.Мазаев, В.Г.Павлова современные баптисты называют «патриархом русского баптизма». Это был высокообразованный и чрезвычайно одаренный человек, владевший более чем двадцатью иностранными языками, в том числе древними. Община росла, ее влияние быстро распространялось на Кавказе. В.В.Иванов создал баптистскую общину в Баку и окрестных селениях, С.Г.Родионов и В.Г.Павлов – во Владикавказе. В годы русско-турецкой войны 1877-1879 гг. тифлисская община направила двух братьев и двух сестер для ухода за ранеными, за что была удостоена награды знаком Красного Креста. С 1879 года общину возглавил В.Г.Павлов. В 80-х гг. установились связи с баптистскими общинами на Украине и евангельскими христианами в Петербурге.

Другим очагом возникновения баптизма в Российской империи стал юг Украины. В 1869 году пресвитером немецкой общины в Эйнлаге А.Унгером был крещен крестьянин из русских штундистов Ефим Цимбал из деревни Карловка Херсонской губернии. Е.Цимбал крестил нескольких других русских и украинских штундистов, в том числе крестьянина Ивана Рябошапку, который в свою очередь крестил Михаила Ратушного из Одесского уезда. Все они стали пионерами баптистского движения среди русских и украинских крестьян, положив начало русскому баптизму на юге России.

Третьим центром зарождения евангельско-баптистского движения в России стал Санкт-Петербург. Если на Украине социальную базу нарождающегося баптизма составляли в основном крестьяне, а в Закавказье и на Северном Кавказе – мелкие и средние предприниматели, ремесленники и крестьяне, то в Санкт-Петербурге евангельское движение зародилось в великосветских кругах, почему его иногда называли салонным евангелизмом.

Толчок ему дала проповедь англичанина лорда Гренвилла Редстока (1833-1913). Лорд Редсток происходил из аристократической семьи, получил блестящее образование, сделал военную карьеру. Тяжелая болезнь на грани смерти способствовала его обращению к евангельскому учению. Выздоровев, он вышел в отставку в чине полковника и посвятил свою жизнь проповеднической деятельности, придерживаясь линии общих баптистов. Он проповедовал в Англии, Франции, Швейцарии, в основном в аристократической среде. Во время проводимых им евангельских собраний на швейцарском курорте его слушательницами, а затем и верными последовательницами стали Е.И.Черткова и княгиня Н.Ф.Ливен. По приглашению Е.И.Чертковой лорд Редсток в 1871 году приехал в Петербург и начал проповедовать в великосветских салонах. В результате проповеди его последователями стали отставной полковник В.А.Пашков, граф М.М.Корф, министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, княгиня В.Ф.Гагарина и другие. Три года подряд Г.Редсток приезжал в Петербург, каждый раз расширяя круг своих последователей. Побывал он и в Москве, но здесь его проповедь успеха не имела.

Община петербургских евангельских христиан образовалась в 1874 году. Эта дата считается годом возникновения евангельского христианства в России как самостоятельного направления.

Последователи Редстока в Петербурге, положившие начало движению евангельских христиан в России, не ограничивались аристократическим кругом, а начали проповедовать среди рабочих, студентов и мелких чиновников. В 1876 году В.А.Пашков, В.Ф.Гагарина, М.М.Корф и Е.И.Черткова учредили Общество поощрения духовно-нравственного чтения, которое издавало и распространяло по России книги, брошюры, листки духовно-нравственного содержания, а также журнал «Русский рабочий». Евангельские христиане – «пашковцы» (как их стали называть по имени их духовного руководителя В.А.Пашкова) не ограничивались проповедью в Петербурге, но занимались «чтением Евангелия народу» и за его пределами, в своих имениях, устанавливали связи со штундистами и баптистами в других губерниях, в частности на Украине и Кавказе.

Первая конференция баптистов под председательством В.Г.Павлова с участием представителей общин Кавказа прошла в 1879 году в Тифлисе. В 1882 году в колонии Рюкенау Таврической губернии состоялась объединенная конференция братских меннонитов и баптистов. Особое значение имела Первая объединенная конференция евангельских христиан-пашковцев, баптистов, братских меннонитов, штундистов и новомолокан, состоявшаяся 1-5 апреля 1884 года в Петербурге. Напуганное размахом нового движения, царское правительство арестовало и выслало из Петербурга весь состав конференции (именно тогда был выслан за границу и В.А.Пашков). Однако уже через несколько недель (30 апреля – 1 мая 1884 года) в с. Нововасильевка Бердянского уезда Таврической губернии состоялся Первый съезд русских баптистов, на котором был образован Союз русских баптистов, возглавленный И.И.Вилером.

Всего до революции 1917 года состоялось 22 всероссийских съезда баптистов, четыре всероссийских съезда евангельских христиан и два объединенных съезд евангельских христиан баптистов (в 1906 и 1907). Многократно обсуждая проблемы объединения двух течений и даже предпринимая попытки такого объединения, лидеры евангельских христиан и баптистов до революции к нему так и не пришли.

Царское правительство занимало по отношению к евангельским движениям противоречивую позицию. С одной стороны, российское законодательство гарантировало «иностранцам» в рамках своих конфессий («иностранных исповеданий») свободу вероисповедания, с другой стороны, власти и особенно Православная церковь опасались распространения их влияния на православное население. Поэтому драконовские законодательные меры и административные преследования чередовались с акциями, облегчающими их существование.

Наиболее примечательным был циркуляр от 15 августа 1879 года, утвержденный царем и подписанный министром внутренних дел Маковым, содержавший «мнение Государственного Совета о духовных делах баптистов». Циркуляр гласил: Государственный Совет в Департаменте законов и общем собрании, рассмотрев представление Министерства внутренних дел о духовных делах баптистов, положил: В дополнение подлежащих статей Свода законов постановить: Баптисты на основании статьи 44 Основного государственного закона беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими или отведенных им для сего с разрешения губернатора домах.

Избираемые баптистами духовные наставники – старшины, учителя, проповедники – могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе как после утверждения их в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службе во время пребывания их в России.

Метрические записи браков, рождения и смерти баптистов ведутся местными гражданскими властями…».

Первые два пункта повторяли в основных чертах уже имевшиеся в российских законах льготы в отношении вероисповедания для иностранцев, но теперь они давали некоторый шанс на признание и для русских баптистов. Особое значение имел третий пункт, так как до этого браки баптистов считались недействительными, а дети, не крещенными в православной церкви, признавались незаконнорожденными с вытекавшими отсюда последствиями.

Однако вскоре после этого циркуляра обер-прокурором Святейшего Синода стал К.П.Победоносцев (1880), и началась эпоха гонений на сектантов и раскольников. Уже в 1882 году появилось разъяснение Министерства внутренних дел о том, что закон 1879 года не распространяется на русских баптистов – выходцев из православия.

По инициативе обер-прокурора Синода Победоносцева были приняты два новых закона. «Мнение Государственного Совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения» от 3 мая 1883 года наряду с «дарованием» предписывало ответственность «уставщиков, наставников и других лиц, исполняющих духовные требы у раскольников» в случаях, «когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными…». А циркуляр от 3 сентября 1894 года, высочайше утвержденный и подписанный министром внутренних дел Дурново, и вовсе объявлял штунду (под которой подразумевался и баптизм) «одной из наиболее опасных в церковном и государственном отношении» сект. На основании этого закона правительство и Православная церковь в течении 20 лет жестоко преследовали штундистов, баптистов, евангельских христиан и адвентистов.

Положение стало меняться только в начале века, когда в обстановке глубокого общественного кризиса, охватившего Россию, самодержавие вынуждено было пойти на определенные уступки демократического свойства. Они касались и свободы вероисповедания.

Манифест Николая II от 26 февраля 1903 года содержал положения, облегчавшие существование штундистов, баптистов и евангельских христиан: «Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Российской империи, которые, благоговейно почитая Православную церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной».

Высочайший указ от 12 декабря 1904 года в развитие Манифеста 1903 года предписывал «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же, в административном порядке, соответствующие меры к устранению в религиозном быте всякого, прямо на законе не установленного, стеснения».

И наконец, 17 апреля 1905 года последовал именной Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», который признавал, что «отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных и гражданских прав последствий, причем отпавшие по достижении совершеннолетия от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало».

Итог подвел Манифест Николая II от 17 октября 1905 года, в котором говорилось: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

1 ноября 1905 года обер-прокурором Святейшего Синода К.П.Победоносцев был отправлен в отставку. Закончился период прямых гонений на протестантское христианство.

Баптисты и евангельские христиане достаточно эффективно воспользовались предоставленными свободами. Число их общин и последователей росло, увеличивались количество и тиражи их изданий, проводились съезды и конференции, образовывались союзы. Был создан Союз христианской молодежи. В 1909 году произошло объединение общин евангельских христиан в Русский евангельский союз. Продолжались, хотя без особого успеха, попытки объединения евангельских христиан и баптистов.

По официальным данным, на 1 января 1912 года в России было 114 652 баптиста и 30 716 евангельских христиан (по сравнению с 1905 годом число первых увеличилось на 28 114, вторых – на 9818 человек). Исследователи оценивают общую численность баптистов и евангельских христиан к 1917 году примерно в 150-200 тысяч человек.

Баптизм в СССР

Руководство Союза русских баптистов и Русского евангельского союза восторженно приветствовало Февральскую революцию и возлагало большие надежды на деятельность Временного правительства. Часть из них настороженно, а часть негативно встретила Октябрьскую революцию. Так или иначе, но трезвомыслящие руководители евангельско-баптистского движения отдавали себе отчет, что их церквам предстоит жить и действовать при новой власти, в новых общественных условиях, тем более что начало было обнадеживающим: Декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года провозглашал свободу совести и уравнивал все религиозные организации перед законом. Православная церковь, извечная гонительница «сектантов», лишалась поддержки государства и переставала быть «первенствующей и господствующей», а баптизм, евангельское христианство, адвентизм – гонимыми религиями.

Этот акт советского правительства вызвал доброжелательные отклики баптистов и евангельских христиан и предопределил на ближайшие годы поворот их в сторону лояльности к новому строю. Еще более благоприятно настраивал их Декрет СНК РСФСР (1919) «Об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям».

Первое послереволюционное десятилетие, особенно период НЭПа, сами духовные руководители баптизма называли «золотым десятилетием». Оно было отмечено быстрым ростом и распространением по стране баптистских и евангельских общин, создаваемых ими коллективных хозяйств, коммун и кооперативов, организацией Баптистского союза молодежи. В 1928 году общая численность баптистов и евангельских христиан в СССР приблизилась к полумиллиону. В 1920-1921 гг. вновь была предпринята попытка слияния двух союзов в единый Союз евангельских христиан и баптистов, даже был назначен объединенный съезд, который должен был принять такое решение, но он так и не состоялся.

«В 1920 году в Москве – говорит в своей книге Ю.Решетников - в одно и то же время проходили съезды евангельских христиан и баптистов, некоторые их заседания проходили совместно. От двух союзов на этих заседаниях присутствовало 60 делегатов, в том числе И.С.Проханов, Я.И.Жидков, А.Л.Андреев, М.А.Орлов, В.Г.Павлов, П.В.Павлов, М.Д.Тимошенко и другие. На одном из таких совместных заседаний было принято решение об объединении союзов в один Всероссийский союз евангельских христиан и баптистов при сохранении за общинами права самим избирать себе название. В вопросах посвящения пресвитеров за основу бралось мнение баптистов. Однако когда рассматривался вопрос о составе руководящего органа и его местонахождения стороны не пришли к согласию, поэтому в практическом плане объединения так и не произошло».

Однако «золотое десятилетие» подошло к концу. Уже к середине 20-х годов евангельско-баптистское движение, как и другие религиозные организации в стране, было поставлено под жесткий контроль органов ГПУ и стало объектом резких нападок антирелигиозной пропаганды. С началом коллективизации началось и все более сильное административное давление, а затем и прямые репрессии в отношении «сектантов». Юридическим основанием для них стало постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Была изменена и 4-я статья Конституции РСФСР, ограничивающая проповедь до круга верующих, входящих в общину.

Требование обязательной регистрации с предоставлением органам устава общины началось с 1923 года, хотя официально необходимость регистрации была узаконена только в 1929 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, которое действовало до 1992 года.

«Сектанты» стали рассматриваться как классовые враги. Их руководители и проповедники арестовывались, молитвенные дома закрывались. Подготовка кадров проповедников прекратилась, закрылись издания. К 1935-1937 гг. оба союза – Союз русских баптистов и Союз евангельских христиан – были разгромлены. Союз русских баптистов был закрыт в 1935 году. Всесоюзный союз евангельских христиан (ВСЕХ), в который перешла часть баптистов, хотя и уцелел, но фактически был парализован. Евангельско-баптистская деятельность там, где она сохранилась, ушла в подполье, в семьи.

В 1930 году была сделана попытка возрождения баптистского Союза, на что власти дали разрешение. Союз должен был наблюдать за регистрацией поместных церквей и их внутренней жизнью. Однако к 1935 году, все руководство было арестовано. В 1936 году власти закрыли последний легальный молитвенный дом баптистов в Ленинграде. Что же касается Союза евангельских христиан, то, несмотря на временное закрытие в 1930 году, он никогда полностью не останавливал своей деятельности. В 1929 году центральные органы ВСЕХ переехали из Ленинграда в Москву.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Интересно, что это объективно негативное событие принесло облегчение верующим. Известно, что в том же 1941 году был закрыт Союз воинствующих безбожников и его журнал “Безбожник”, власть временно прекратила преследование верующих, желая консолидировать все силы общества на борьбу с врагом.

Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны ВСЕХ обратился к верующим с патриотическим призывом «явить на деле нашу любовь к дорогой Родине», а тем братьям, которые будут призваны в армию, «исполнить свой долг до конца, не из страха наказания, но по совести».

В мае 1942 года был создан временный Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов, который также призывал верующих быть «лучшими войнами на фронте и лучшими тружениками в тылу».

Также это письмо знаменовало начало процесса объединения между баптистами и евангельскими христианами на уровне руководства союзов, потому что подпись была: “Ваши братья во Христе - члены временного Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов - Я.И.Жидков, А.Л.Андреев, М.А.Орлов, М.И.Голяев, А.В.Карев и другие.” Интересно, что некоторые из тех, кто подписал это письмо, в то время находились в местах лишения свободы, например Я.И.Жидков, осужденный в 1938 году на восемь лет.

Расширению евангелизационной работы в этот период способствовало и то, что после войны в Россию и Украину вернулось из плена около двух тысяч новообращенных. Их обращение было результатом деятельности Евангельского комитета для работы среди русских военнопленных в Европе, который был создан в 1916 году высланным из России Вильгельмом Фетлером. В этой работе помогали и верующие из числа самих пленных. Результатом этого труда было присоединение к евангельско-баптистскому движению нескольких тысяч пленных, большая часть из которых вернулась домой.

В октябре 1944 года произошло объединение обеих церквей в Церковь евангельских христиан и баптистов (позднее было принято название «Церковь евангельских христиан-баптистов», сохраняющееся и сейчас), во главе которой встал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1945 года начал выходить журнал «Братский вестник». В 1945 году к ВСЕХБ присоединилась часть общин христиан веры евангельской – пятидесятников, в 1947 году в Союз вошли евангельские христиане в духе апостолов, или смородинцы, евангельские христиане-трезвенники, в 1963 году – часть братских меннонитов. Часть общин баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и др. продолжала действовать без регистрации.

С января 1945 года начинает выходить журнал объединенного Союза «Братский вестник» - официальный орган ВСЕХБ. Согласно с редакторским обращением, этот журнал должен был стать «доброй вестью, братской вестью для всех братьев и сестер, рассеянных по огромной территории… Советского Союза, подобно тому, как Евангелие Господа нашего Иисуса Христа есть благой, радостной вестью для всех людей, во все концах земного шара». Журнал рассматривался как продолжение ранее издаваемых братских изданий – «Русский рабочий», «Христианин», «Утренняя звезда», «Радостная весть», «Вера», «Слово истины», «Баптист», «Баптист Украины». В первом номере журнала содержалась информация о Всесоюзном совещании 1944 года и его результатах. Обычно он выходил шесть раз в год, печатая духовно-назидательные статьи, поэтические произведения, заявления руководства по различным вопросам и новости из жизни поместных церквей. Излишне говорить, что это был официальный журнал со всеми его свойствами, тем более что он находился под постоянной цензурой со стороны власти. С некоторыми перерывами он издается до сего дня.

К 60-м годам Союз евангельских христиан-баптистов организационно окреп и превратился в самое крупное протестантское объединение в стране, имеющее свои поместные церкви или группы верующих практически во всех республиках, краях и областях СССР.

Однако их существование не было безоблачным. После принятия в 1954 году двух постановлений ЦК КПСС по вопросам научно-атеистической пропаганды началось активное – идеологическое и административное – наступление на религию и религиозные организации, причем на этот раз «сектантство» стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подвергалось самым жестким преследованиям. В 50-60-х гг. по стране прокатилась волна судебных процессов над последователями баптизма, адвентизма, пятидесятничества, на которых людей судили фактически за их религиозные убеждения.

На этом фоне в 1961 году в Союзе ЕХБ произошел раскол. Недовольные соглашательской позицией ВСЕХБ в отношении властей, преследующих верующих, Союз ЕХБ покинула часть общин, получившая в литературе название инициативников и в последствии образовавшая свой Совет церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). По сути дела только во второй половине 80-х гг., с началом перестройки и изменением политики государства в религиозном вопросе, общины евангельских христиан-баптистов получили возможность нормальной свободной деятельности.

Первичная ячейка ЕХБ – община – носит название поместной церкви. В отличие от Вселенской церкви, включающей в себя, по вероучению ЕХБ, все возрожденные души, как уже перешедшие в вечность, так и еще живущие на земле, поместная церковь состоит из людей, уверовавших во Христа и принявших водное крещение по вере. Всей ее деятельностью руководит пресвитер. Работу пресвитеров поместных церквей координируют старшие пресвитеры региональных объединений ЕХБ, которые вместе с членами пресвитерского совета проявляют заботу и попечение о поместных церквах, принимают участие в избрании пресвитеров и других служителей поместных церквей и рукоположении их. Пресвитеры и диаконы избираются верующими на собраниях поместных церквей, и каждый год отчитываются за свою работу. Старшие пресвитеры избираются на совещании служителей региона на четыре года.

Итак, мы видим, «сектанты» стали рассматриваться как классовые враги. Их руководители и проповедники арестовывались, молитвенные дома закрывались. Подготовка кадров проповедников прекратилась, закрылись издания. К 1935-1937 гг. оба союза – Союз русских баптистов и Союз евангельских христиан – были разгромлены. Союз русских баптистов был закрыт в 1935 году. Всесоюзный союз евангельских христиан (ВСЕХ), в который перешла часть баптистов, хотя и уцелел, но фактически был парализован. Евангельско-баптистская деятельность там, где она сохранилась, ушла в подполье, в семьи.

После принятия в 1954 году двух постановлений ЦК КПСС по вопросам научно-атеистической пропаганды началось активное – идеологическое и административное – наступление на религию и религиозные организации, причем на этот раз «сектантство» стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подвергалось самым жестким преследованиям. В 50-60-х гг. по стране прокатилась волна судебных процессов над последователями баптизма, адвентизма, пятидесятничества, на которых людей судили фактически за их религиозные убеждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: