Новые условия для деятельности евангельских христиан-баптистов в Советском Союзе возникли с провозглашением в 1985 году «перестройки», а в особенности с 1988 года, когда в стране практически официально отмечалось 1000-летие крещения Руси. Изменения в политическом климате привели и к изменениям в законодательстве, позволившим церквям выйти из подполья и развернуть неслыханную ранее евангелизационную работу.
Конституированный в 1991 году после распада СССР Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (с 1988 года по решению ХХХ Всероссийского съезда Союза ЕХБ носит название Российский Союз ЕХБ) являлся до недавнего времени самым крупным протестантским образованием в России как по числу общин и последователей, так и по распространенности на территории страны. (В последнее время баптистов по всем этим показателям превзошли пятидесятнические церкви.) Союз ЕХБ строится на принципе автономии поместных церквей и координации целей совместного служения. Координацию осуществляют 52 региональных объединения ЕХБ, возглавляемых старшими пресвитерами и существующими при них пресвитерскими советами, в которые входят пресвитеры всех поместных церквей региона. По данным руководства Союза, в настоящее время Российский союз ЕХБ объединяет 1600 поместных церквей, насчитывающих свыше 90 тысяч членов. По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2004 года зарегистрировано 979 поместных церквей евангельских христиан-баптистов, 53 централизованных религиозных организаций, три духовно-образовательных заведения и одно религиозное учреждение Союза ЕХБ РФ (в указанное число зарегистрированных поместных церквей входят и свыше 30 общин Совета церквей ЕХБ). Остальные действуют без регистрации, причем без регистрации действует большинство общин, поддерживающих СЦ ЕХБ. По данным руководства СЦ ЕХБ действуют несколько таких общин.
|
Высший орган Российского союза ЕХБ – съезд. Последний, ХХХI Всероссийский съезд ЕХБ России состоялся в марте 2002 года.
Съезд провозгласил приоритетом служения церквей евангелизацию населения страны, рассматривая Россию как «огромное невозделанное миссионерское поле», призвал искать новые формы богослужения и евангелизации, выходить в средства массовой информации и развивать собственные, христианские СМИ. На съезде шла речь о повышении духовного образования каждого члена церкви и особенно пасторов и миссионеров. Съезд ориентировал поместные церкви на создание среди верующих малые группы для серьезного изучения Священного Писания, и особое внимание уделил служению среди детей и молодежи. Эти же задачи поставлены перед Молодежным советом при Российском союзе ЕХБ во главе с помощником председателя Союза по молодежному служению.
Руководит работой Союза Совет, состоящий из старших пресвитеров региональных объединений. При Совете функционируют отделы: общий, миссионерский, административно-правовой, духовного образования, музыкальный, архитектурно-строительный, воскресных школ.
Российский союз ЕХБ входит на принципе автономии и координации целей совместного служения в Евро-Азиатскую федерацию союзов церквей ЕХБ СНГ, Европейскую баптистскую федерацию (ЕБФ) и Всемирный союз баптистов (ВСБ).
Союз ЕХБ имеет систему духовных школ. Среди них – Московская духовная семинария, Московский богословский институт, Санкт-Петербургский христианский университет, в ряде городов (Санкт-Петербург, Омск, Иркутск и др.) работаю годичные очные Библейские школы, которые готовят пасторов и проповедников. Практически при каждой общине имеется воскресная школа для детей. При многих поместных церквях действуют миссии.
|
Союз ЕХБ РФ имеет издательство «Христианин и время», издает газету «Христианское слово» и одноименный журнал. Кроме того, Евро-Азиатская федерация союзов церквей ЕХБ, представляющая церкви стран СНГ, издает журнал «Братский вестник» (с 1945 года), «Христианское слово» (с 1989 года), «Мария» (женский христианский журнал), молодежный журнал «Христианин и время», бюллетень «Миссионерские вести». В Санкт-Петербурге и Курске работают радиостудии.
За последние годы церкви ЕХБ обратились к различным видам социальной деятельности. Ведется широкая благотворительная работа, созданы Ассоциация христиан-медиков и Ассоциация христианских предпринимателей. Также ведется работа среди наркозависимых, существует огромное количество реабилитационных центров. В Рязанской области организовано большое фермерское хозяйство «Преображение».
В составе Российского союза ЕХБ функционирует 48 миссий, в том числе христианская миссия «Благовестие» в Москве и христианская благотворительная миссия «Миро» в Брянске.
Российский союз ЕХБ принял участие в разработке общего документа – «Социальной позиции протестантских церквей России» (2003 год).
Помимо Российского союза ЕХБ и Совета церквей ЕХБ часть поместных церквей евангельских христиан, баптистов и евангельских христиан баптистов (названия варьируются, следуя исторической традиции отдельных общин) входят в другие объединения, как: Объединение братских церквей (несколько общин в Москве и Подмосковье), Ассоциация церквей евангельских христиан (ее создание в основном было инициировано американскими и корейскими проповедниками-кальвинистами), Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан-баптистов, Союз церквей евангельских христиан (продолжатели традиции Ивана Проханова) и другие. В России существует и достаточно большое число независимых общин евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан и баптистов, которые не входят ни в какие объединения.
|
Таким образом, картина современного российского баптизма достаточно разнообразная, но главными ее чертами является значительная евангелизационная и социальная активность, однако в большинстве своем в благодетельности, а не в политической сфере. В этом отношении современный российский баптизм достаточно последовательно придерживается принципа невмешательства церкви в политические дела. Вместе с тем нужно признать толерантную, взвешенную позицию баптизма по отношению к иным конфессиям. Баптистские лидеры очень часто выполняют миротворческую миссию среди других церквей.
Изменения в политическом климате привели и к изменениям в законодательстве, позволившим церквям выйти из подполья и развернуть неслыханную ранее евангелизационную работу.
Заключение
Баптистское движение, как одно из направлений протестантизма, возникло в начале XVII века в Англии в результате реформации религии на базе теологического багажа и опыта построения церкви анабаптистов, менонитов и англиканских пуритан, в частности конгрегационалистов. Получившее большой размах в середине XVII века и направленное на очищение церкви, это движение подчеркивает важность осознанного крещения каждого верующего и развивает общий вектор направленности возврата к первохристианскому образцу вероучения и практики церковной жизни.
Баптистское движение, имея яркий реформаторский характер, занималось активной миссионерской деятельностью. Результатом этой деятельности стали многие церкви по всему миру, в том числе и в России. Были также люди, переселившиеся в Россию и исповедавшие данную религию. Благодаря этому во второй половине XIX века учение баптистов распространилось практически по всей России. Можно проследить, что, развитию баптистского движения в России также способствовало духовное искание народа (молокане, хлысты, духоборы и т.д.), и также присоединение земель, где огромное влияние имели протестантские церкви.
В дореволюционной России этот процесс отличался тем, что государство не запрещало данную религию, хотя и не оказывало ей поддержки. Царское правительство занимало по отношению к евангельским движениям противоречивую позицию. С одной стороны, российское законодательство гарантировало «иностранцам» в рамках своих конфессий («иностранных исповеданий») свободу вероисповедания, с другой стороны, власти и особенно Православная церковь опасались распространения их влияния на православное население. Поэтому драконовские законодательные меры и административные преследования чередовались с акциями, облегчающими их существование. Положение стало меняться только в начале XX века, когда в обстановке глубокого общественного кризиса, охватившего Россию, самодержавие вынуждено было пойти на определенные уступки демократического характера. Они касались и свободы вероисповедания.
Советский период оказался тяжелым для всех христиан и для баптистов в том числе. Баптистские церкви с весьма активной социальной позицией, большой миссионерской работой, столкнувшись с политическим режимом КПСС, потеряли одну из важных сфер своей жизнедеятельности. Большинство верующих перешло на нелегальное положение. Практически вся работа как духовного, так и социального плана осуществлялась в кругу своих единоверцев. Смягчение государственной политики по отношению к религии произошло во время Второй Мировой войны. И все же основная масса баптистских общин находилась на нелегальном положении.
Смена политического режима и новая конституция Р.Ф. закончили эпоху гонений и преследований для всех христиан. Новые условия для деятельности евангельских христиан-баптистов в Советском Союзе возникли с провозглашением в 1985 году «перестройки», а в особенности с в 1988 года, когда в стране практически официально отмечалось 1000-летие крещения Руси. Изменения в политическом климате привели и к изменениям в законодательстве, позволившем церквям выйти из подполья и развернуть неслыханную ранее евангелизационную работу. Последний, ХХХI Всероссийский съезд ЕХБ России состоялся в марте 2002 года. Съезд провозгласил приоритетом служения церквей евангелизацию населения страны, рассматривая Россию как «огромное невозделанное миссионерское поле», призвал искать новые формы богослужения и евангелизации, выходить в средства массовой информации и развивать собственные, христианские СМИ. На съезде шла речь о повышении духовного образования каждого члена церкви и особенно пасторов и миссионеров. Съезд ориентировал поместные церкви на создание среди верующих малых групп для серьезного изучения Священного Писания, и особое внимание уделил служению среди детей и молодежи. В современный период появились условия общественного и политического характера, способствующие более бурному распространению Баптизма в России.
Список литературы
Библия. Синодальный перевод – М.: Российское Библейское Общество, 2000.
Всемирная Энциклопедия. Религия – Минск: Современный литератор, 2003. – 714с.
Филатов С. Б. «Баптизм и евангельское христианство» / С.Б. Филатов. – Москва: Логос, 2003. – 140с.
Васильева О.Ю. История религий в России / О.Ю. Васильева. – Москва: РАГС, 2004. – 411с.
Современная религиозная жизнь России. Том 2/отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов – М.: Логос, 2003. – 480с.
Л.Н. Митрохин. Христианство / Митрохин Л.Н. – М.: Республика, 1994. – 559с.
И.В. Бобров. Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Бобров И.В. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2006. – 68с.
Савинский С.Н. «История русско-украинского баптизма» / С.Н. Савинский. – Одесса: Богомыслие, 1995. – 50с.
Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа / В.И. Франчук. – Киев: Светлая Зоря, 2001. – 648с.
Гонсалес Х.Л. История Христианства / Х.Л. Гонсалес. – Санкт-Петербург: Библия для всех, 2003. – 276с.
Кернс Э. Дорогами Христианства / Э Кернс – М; Протестант, 1992 г. – 308 с.
Джеймс Н. История церкви / Н. Джеймс. – М.: Протестант, 1993. – 67с.
Левшеня К. Доктрины Библии / К. Левшеня. – Аргентина: Русский Библейский Институт, 1981. – 272с.
Ю.Решетников. Обзор истории Евангельско-баптистского братства в Украине / Решетников Ю. – Одесса: Богомыслие, 2000. – 86с.
Полноценная Жизнь. Библия с комментариями – США, штат Миссури: Лайф, 2001.
В.И. Любащенко. История протестантизма в Украине / Любащенко В.И. – Киев: Полис, 1996. стр. 5-6.
В.Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли / Паррингтон. В.Л. – Москва: 1962 том 1,стр.224
История евангельских христиан-баптистов в СССР – М.: ВСЕХБ, 1989.