В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ




ТЕМА 4.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

· Вы узнаете о том, какие свойства

Заложены в генетической программе человека,

Какие задатки

Он может унаследовать

у своих родителей и прародителей;

· примите участие в непрекращающейся дискуссии

О роли врожденного и приобретенного

в развитии человека;

· познакомитесь с различными мнениями

о природе человеческих способностей и таланта;

· определите значение самовоспитания

в развитии человека и формировании его личности;

· рассмотрите мотивы и структуру

процесса самовоспитания;

· уточните и пополните свои знания о том,

Какие методы могут быть использованы в процессе деятельности,

Направленной на самосовершенствование

¨ ЧТО ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ...

Начнем с определения - надо полагать, вы не забудете его внести

 

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Н

АСЛЕДСТВЕННОСТЬ - « свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности — генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Вместе с изменчивостью наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы»[1].

 

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!

Люди и человечество пока еще не поняли,

Какой непостижимой важности

на Земле произошло событие:

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!

В своих мудрых «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили приводит эпизод из сказки Мориса Метерлинка. Очень хочется воспроизвести этот удивительный по своему гуманистическому звучанию эпизод, предваряя разговор о том, с чем человек приходит в наш мир.

Герой сказки Тильтиль в поисках Синей Птицы попадает в Царство Будущего, где в волшебно голубом пространстве живут и работают, готовясь к будущей земной жизни, дети, которым еще только предстоит родиться. Но судьба их определяется уже здесь, уже сейчас, уже ими самими... Вслушайтесь в диалог:

«Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьезным видом сосет палец?

Ребенок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость... Говорят, это ужасно трудно...

Тильтиль. А этот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, - он что, слепой?

Ребенок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется он должен победить смерть...

Тильтиль. Что это значит?

Ребенок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...

Тильтиль. (Указывая на множество детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и т. д.). А те, что спят,ой, сколько их!они ничего не изобретут?..

Ребенок. Они думают...

Тильтиль. О чем?

Ребенок. Они сами этого пока не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землюс пустыми руками туда не пускают...» [2]

 

... И человек родился!

Маленький, еще совсем беспомощный Человек

Пришел в большой мир...

Что принес этот Человек миру?

Что несет Он в себе?

 

А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяющую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

 

ТАК ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ?

¨ Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.

 

СПЕЦИАЛИСТЫУТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

 

 

«Биологически... человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить.

К прямохождению ребенка принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности... для труда...

То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами... человеческой жизнедеятельности. Они лишь могут стать, сделаться таковыми, и только в процессе их человеческого, социально - исторически запрограммированного способа употребления.

По мере того, как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность, как индивидуальная совокупность человечески - функциональных органов. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала»[3]

НО ЕСТЬ И ИНОЕ МНЕНИЕ:

 

«... Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и т.д., которое затем привносится лишь извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие, высшие, и природные, низшие, вообще выводит последние за пределы человеческого, превращая их в нечто животное».[4]

       
 
   
 

 

А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?

 
 

 


 

 

...НО ПРОДОЛЖИМ О ТОМ, ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ

 

¨ Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности.

 

¨ Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

¨ Аномалии в развитии организма: многопалость, короткопалость, заячья губа, волчья пасть, помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм);

 

¨ Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

 

Не все врожденное является наследственным. Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менинго-энцефалиты и пр.[5]

ОБРАТИТЕ

ВНИМАНИЕ!

ЭТО ВАЖНО!

 

БОЛЕЕ ТОГО!

СПЕЦИАЛИСТЫУТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

 

Характер наследования таких признаков, как рост, вес, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и - в определенной мере - специальными воздействиями (воспитательными, медицинскими) на человека.

 

 

 

Так, например, наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких. Однако всего этого недостаточно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности - необходима система специальных занятий.[6]

 

¨ Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности.

 

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

ЗАДАТКИ -анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей.[7]

К СЛОВУ!

 

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.[8]

 

ТАЛАНТ (от греч. tálanton) - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области[9].

 

В качестве задатков, являющихся индивидуально-природной предпосылкой развития способностей и таланта, могут выступать:

 

· Типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др.

 

· Индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.

 

В противовес концепции врожденных способностей (С. Бёрт, Х. Айзенк и др.) большинство отечественных специалистов: физиологов, психологов и педагогов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫУЧЕНЫХ:

 

· « Проблема способностей может быть правильно решена при учете следующих основных моментов:

1) полноценная, нормальная (без патологии) генетическая программа человека позволяет всесторонне развивать самые разнообразные его способности;

2) для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий...»[10]

· Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития: при отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков;

· Отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания;

· «Знание свойств нервной системы прежде всего необходимо для определения наилучших для каждого индивида путей и методов воспитания и обучения»[11]

· Социальная сущность личности, ее моральные качества формируются только прижизненно: «...Генетическая программа не содержит в себе задатков для социальных свойств человека. Биология человека - это всего лишь предпосылка для духовного развития, т.е. того качественно специфического в человеке, которое возникает у него в условиях общественной практики»[12] и, добавим, самовоспитания.

 

 

И ВНОВЬ ОБРАТИМСЯ К РАЗМЫШЛЕНИЯМ Ш. А. АМОНАШВИЛИ:

«Дело не в том, во что нам – учителям, воспитателям – лучше верить: в то, что ребенок с пустыми руками не рождается, или в то, что он ничего с собой не несет. Я здесь не выдумываю ничего такого, чего педагогическое мышление в своем развитии не коснулось. Но по себе знаю следующее. Долгое время я был под влиянием той господствующей теории, которая гласила, что ребенок, конечно, несет наследственность, но это не такой уж важный фактор в его становлении, а самый главный фактор - это среда, а особенно - целенаправленное воспитание. Вот создай эту среду и этот целенаправленный воспитательный процесс - и получишь нужного человека, будешь выводить разные сорта людей, заранее запланированных...

Нет, Природа непобедима, и не нужно ее побеждать.

(...) У каждого ребенка своя особая миссия.

Вот во что я начал верить уже давно.

(...) Хочу уточнить для себя понимание этого слова. Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия для доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».[13]

 

 

¨ ЧЕЛОВЕК, СЕБЯ СОЗИДАЮЩИЙ...

«Tabula rasa» - чистая доска, на которой воспитатель призван и может начертать любые письмена; мягкий и пластичный воск - в процессе воспитания из него можно изваять все, что заблагорассудится педагогу; сосуд, наполняемый наставниками человеческим опытом, установками, знаниями... - вот далеко неполный ряд аллегорий, используемых представителями авторитарных педагогических систем для доказательства всесильности воспитания и того, что в процессе воспитания ребенок («tabula rasa», «воск», «сосуд»...) является не более, чем объектом педагогических манипуляций наставников.

«Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим...»[14] КАПТЕРОВ П. Ф.

Однако эти утверждения опровергаются гуманистической педагогикой, выдвигающей в качестве основного постулата идею взаимодействия и взаимосвязи педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса и признающей, что первоисточником развития человека является его собственная внутренняя активность, выражающаяся в стремлении к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

 

 

 

Рассматривая активность личности,

направленную на самовоспитание,

в качестве важнейшего фактора ее развития,

сторонники различных философско-педагогических концепций выдвигают противоречивые трактовки роли самовоспитания:

 

Э кзистенциализм,

утверждающий «свободу воли», «философию свободы»,

«чистое самосознание»;

· персонализм,

признающий «личность» первичной реальностью,

духовным первоэлементом бытия;

· неотомизм,

проповедующий «заложенное от рождения духовное начало» в человеке,

 
 


Все эти теории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: