В развитии личности,
игнорируя формирующее влияние социальных условий и воспитания. [15]
· Отечественная наука
(философия, психология, педагогика),
признавая огромное значение собственной работы человека над собой,
его активной деятельности,
направленной на самоизменение и на преобразование окружающего мира,
Отвергает попытки
Обусловить результаты развития человека
действием какого-либо одного фактора, в т.ч. самовоспитания.
При определении сущности самовоспитания
И его роли в развитии человека
Важно разобраться в том,
Что является
Его источником,
Мотивом
и способом:
Источник самовоспитания
Заложен в некоем религиозном начале,
А способ – в самосозерцании и самоочищении
(И. Либман, С. Паршмент, Н. Пиль, С. Смайлс и др.);
Стремление человека к саморазвитию
обусловлено наличием «энтелехии» –
Врожденной тенденции и способности индивида реализовать себя
(В. Штерн);
Мотив самовоспитания заключается в желании «самовозвыситься»
(А. Буземан);
К самовоспитанию человека побуждает
«прелесть работы над самосовершенствованием»
(П. Дюбуа[16])
Источником и мотивом самовоспитания,
по мнению отечественных психологов,
является осознание человеком противоречия,
С одной стороны, между своими потребностями,
Интересами,
Целями,
Желаниями,
а с другой, – реальными возможностями, актуальным уровнем
Развития необходимых для их осуществления личностных сил,
а также противоречия между
«Я-реальным» и «Я-идеальным».
Понимание того,
Что желаемое не может быть достигнуто без приложения
Определенных усилий,
А, следовательно,
Имеющиеся недостатки могут не быть преодолены,
и побуждает человека к активным действиям,
Направленным на самопознание,
Самооценку,
Самоусовершенствование.
Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания - именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.
Мотивы и целенаправленность деятельности человека по самовоспитанию изменяются, как правило, по мере его взросления в результате развития самосознания.
САМОСОЗНАНИЕ – «осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля»[17] |
К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
n ВОЗРАСТНЫЕ УРОВНИ САМОВОСПИТАНИЯ
![]() |
ДЕТСТВО (до вступления в подростковый возраст) - в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требования окружающих черезисправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.
Основная особенность – стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств[18]).
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – период, отличительная черта которого – «самоутверждение качеств через отдельные поступки » [19].
Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попытокизменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки.
Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.
Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.
ЮНОСТЬ –в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.
Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.
Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.
Некоторые дополнения и размышления в этой связи:
1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:
· внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании, и
· внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т.д.
2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л. Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:
«Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolérant) и стыдлив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, - славу.» [20]
А вот как Л. Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени. » [21]
3. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.
4. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации. Вот как сформулировал самообязательства выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет». [22]
5. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.
6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности.
![]() |
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить» Адольф ДИСТЕРВЕГ |
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ:
Если то, что человек унаследовал, можно рассматривать как фактор предопределяющий его развитие, а влияние среды и воспитание как определяющие факторы, то решающим [23]фактором несомненно является деятельность личности, обращенная на созидание самое себя и окружающего мира.
И ЕЩЕ!
![]() |
Выдающийся психолог В. Н. Леонтьев, характеризуя личность и факторы ее формирования, писал:
«Личность ¹ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. (...)
... Проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это - исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им...»[24]
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
![]() |
n Основы генетики и медицины, как минимум, в той их части, которая объясняет характер наследования человеком анатомо-физиологических и психических свойств, выступающих предпосылкой его личностного развития.
n Закономерности, структуру и методику организации процесса самовоспитания.
![]() |
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
n Анализировать ситуацию развития ребенка, учитывая при этом его индивидуальные особенности, связанные с наследственностью и внутриутробным развитием.
n Выявлять задатки и создавать условия для их развития в способности.
n Корректировать содержание и средства воспитательной деятельности, влияние внешних факторов с учетом и в интересах развития индивидных особенностей и индивидуальности личности ученика.
n Видеть и раскрывать перед ребенком в оптимистическом плане его возможности, перспективы его личностного роста, оказывать помощь в определении направлений его развития.
n Стимулировать деятельность ученика, направленную на саморазвитие и самосовершенствование, оказывать педагогическую помощь в ее организации и осуществлении, учитывая половозрастные и индивидуальные особенности ребенка, внешние обстоятельства его развития.
¨ ЗАДАНИЯ