Правила групповой работы.




Методическая разработка занятия актива школьников

«Тренинговое занятие на сплочение коллектива»

 

 

Составитель: Захарова Ольга Александровна

 

Калуга, 2013

 

Методическая разработка занятия актива школьников

«Тренинговое занятие на сплочение коллектива»

Пояснительная записка

Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Представленное тренинговое занятие была разработано специально для работы с активом школьников. Т.к. в актив входят дети из разных классов, данный вопрос является актуальным.

Для занятия была выбрана тренинговая форма, потому что тренинг предполагает создание особого пространства межличностного взаимодействия, способствующего повышения социально-психологической компетентности, формированию этических и нравственных основ социального поведения, освоению определенных навыков, умений, поведенческих моделей.

Ключевые особенности тренинга как метода групповой работы:

- определенная пространственная организация (как правило, участники рассаживаются по кругу), которая способствует созданию атмосферы раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности;

- соблюдение принципов (правил) групповой работы (правила могут вырабатываться самой группой, а могут предлагаться тренером, как контракт);

- применение интерактивных методов;

- вербализованная рефлексия.

Преимущества работы в группе:

1. Группа отражает общество в миниатюре. В группе проявляется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические особенности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

2. Тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и всё это в атмосфере доброжелательности, принятия и поддержки. В реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания.

3. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют формированию просоциальной установки и развитию самосознания.

4. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себяы, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Правила групповой работы.

В любой тренинговой программе участники совместно с тренером формулируют правила работы на тренинге. Соблюдение правил участниками группы способствует созданию условий для эффективного обучения и развития в тренинговой группе. Кроме того, формируется особая групповая культура, способствующая эффективному тренинговому процессу. Каждая группа может вырабатывать свои собственные нормы, специфичные для нее.

Ниже представлены основные правила, уместные на любом тренинге. В зависимости от его направленности и специфики могут вводиться и иные, но базовые правила тренинга очень важны для первичного создания атмосферы, способствующей продуктивной работе.

1. Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Поскольку тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательной. Даже если упражнение носит демонстрационный характер, или подразумевает индивидуальную работу в группе, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. Помните, успех тренинга на 50% зависит от тренера, а на 50 % – от участников!

2. Правило творческого подхода. Высказывайте идеи и соображения, пробуйте действовать по-новому, использовать новые формы поведения уже в ходе тренинга. Такой подход позволяет на опыте ещё в тренинге оценить применимость и полезность тех приёмов, техник и умений, которым участники учатся в тренинге.

3. Правило обратной связи. Важно отличать «обратную связь» от оценки, критики, осуждения или похвалы. С одной стороны, навык подачи «обратной связи» полезен сам по себе во множестве ситуаций, с другой стороны, предоставление обратной связи друг другу способствует развитию самопонимания участников и соответствует целям обучения. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных, но по отношению к какому-то конкретному поступку или действию. Недопустимо давать глобальную оценку человеку, озвучивать отношение к личности в целом.

4. Правило персонификации высказываний (правило «Я»). В группе запрещается использовать высказывания типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…», «Я уверен…» и т.д. Тем самым, мы способствуем тому, чтобы каждый участник группы брал на себя ответственность за свои слова и принимал себя таким, каков он есть.

5. Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Каждый участник группы может раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

6. Правило «СТОП». Каждый участник имеет право, ничего не объясняя, не принимать участия в каком-либо упражнении или остановить разговор, касающийся его личности.

7. Правило принятия. На тренинге собираются разные люди, и они не обязаны мыслить одинаково: каждый имеет право высказать свою точку зрения согласно своим убеждениям. Важно соблюдать терпимость и лояльность к высказываниям, не совпадающим с вашей точкой зрения.

8. Правило конфиденциальности. На любом тренинге люди могут оказаться гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Даже если тренинг не предполагает раскрытие сколь-либо глубоких чувств и переживаний, участник всё же в той или иной форме демонстрирует свою профессиональную и личностную зрелость и компетентность и не может не понимать, что другие участники его так или иначе оценивают. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: рассказывая за пределами группы о происходящем в ней, важно не упоминать о том, кому принадлежат те или иные высказывания.

9. Правила пользования мобильными телефонами. Это правило также необходимо для того, чтобы ничто не мешало работе участников. Целесообразно сразу же договориться выключать телефоны на время тренинга или, по крайней мере, включать беззвучный режим – но как правило, включенные телефоны запрещены категорически. Это важно также и потому, что исключает возможность видео и аудио записи без ведома других участников и тренеров.

10. Правило пунктуальности. Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание программы, необходима пунктуальность. Все участники должны являться вовремя и стремится соблюдать регламент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: