Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО




Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).

Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако это были две различные организации, и до конца 1995 г. они существовали параллельно — шло вступление членов ГАТТ в ВТО. С 1 января 1996 г. функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90—95% всей мировой торговли.

ГАТТ/ВТО — это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 г. В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.

ГАТТ имеет двойной статус: с одной стороны, — это международная организация; с другой, — многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ от других международных организаций — это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

• недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой — национального режима, т. е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил; регулирующих внутреннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов;

• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью сосредоточена на либерализации МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Так, уровень импортных тарифов ПРС снизился с 40—50% в конце 40-х годов до 8— 10% к началу 70-х и до 4—5% к началу 90-х годов.

Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров — раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов. Наибольшее значение в сфере регулирования МТ имел Уругвайский раунд 1986—1994 гг., на котором были приняты следующие соглашения:

1) Соглашение об образовании ВТО;

2) Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС);

3) Соглашение по торговым аспектам инвестиционной деятельности (ТРИМ);

4) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

5) Меморандум об урегулировании споров.

В рамках дальнейшей либерализации МТТ к «ГАТТ-47» после Уругвайского раунда добавились еще 12 новых многосторонних соглашений, Марракешский протокол по результатам тарифных уступок и другие документы. Выработанные новые соглашения обобщенно назвали «ГАТТ-94».

Согласно Марракешскому протоколу 1994 г., промышленно развитые страны обязались снизить в течение 5 лет импортные тарифы на промышленные товары (исключая топливо) на 38%, в т.ч. США и Япония — на 33%; ЕС — на 38%; Канада — на 45%. Кроме того, предполагается устранение пошлин по 11 товарным группам (строительное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, медикаменты, черные металлы, бумага, пиво и др.).

В ходе Уругвайского раунда была достигнута договоренность об отказе от применения нетарифных мер в отношении так называемой «серой зоны» (текстиля, сельскохозяйственной продукции, стали, авиатехники).

Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договоренности по торговле сельскохозяйственными товарами изложены по трем направлениям:

1) доступ к рынкам предусматривает снижение тарифа в среднем на 36% в течение 6 лет для промышленно развитых и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран;

2) поддержка внутренних товаропроизводителей предусматривает снижение государственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение 1995—2000 гг.;

3) экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36%.

Кроме того, в соглашении ГАТТ/ВТО предусматриваются возможности и правила применения различных инструментов внешнеторговой политики, рассмотренных в предыдущем вопросе.

Таким образом, МТТ является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и апробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.

 


Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 1997.

3. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Красавиной Л.Н.-М.: Финансы и статистика, 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: