Определенные особенности на современном этапе имеет и товарная структура международной торговли. Так, с начала XX в. в структуре мирового рынка товаров выделялись два «этажа»:
«1-й этаж» — рынок базовых товаров (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье);
«2-й этаж» — рынок готовых изделий.
«1-й этаж» — это территория деятельности развивающихся и бывших социалистических стран, специализирующихся на экспорте ресурсов и трудоемких товаров. Из 132 развивающихся государств 15 специализируются на экспорте нефти, 43 — на экспорте минерального и сельскохозяйственного сырья.
Товары «2-го этажа» — это прерогатива индустриально развитых стран.
Во второй половине XX в. в условиях нового этапа НТР и бурного развития электроники, автоматизации, телекоммуникации, биотехнологии «2 этаж» расслоился на три яруса:
«1-й ярус» — рынок низкотехнологичных изделий (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности);
«2-й ярус» — рынок среднетехнологичных изделий (станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревопереработки);
«3-й ярус» — рынок высокотехнологичных изделий (аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные измерительные приборы, электрооборудование).
В последнее десятилетие «3-й ярус» мирового рынка готовых изделий быстро расширяется: его удельный вес в общем объеме мирового экспорта повысился с 9,9% в начале 80-х гг. до 18,4 % в начале 90-х гг.
«Верхний ярус 2-го этажа» — сфера жесточайшей конкуренции между промышленно развитыми странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций. На рынке средне- и низкотехнологичных готовых изделий борьбу ведут НИС. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалистических стран.
|
По оценкам экспертов ООН, в 1995 г. 75% мирового экспорта составляла продукция обрабатывающей промышленности, причем 1/2 данного показателя приходится на технически сложные товары и машины. Продовольственные товары, включая напитки и табак, составляют 8% в мировом экспорте. Минеральное сырье и топливо — 12%. В последние годы на мировом рынке отмечается тенденция роста доли в мировом экспорте текстильной продукции и готовой продукции обрабатывающей промышленности до 77%.
Основной тенденцией современного этапа развития МТТ является увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров: так, в середине 90-х годов на долю продукции обрабатывающей промышленности приходилось 3/4 мирового экспорта, увеличившись за последнее десятилетие на 10% (см. табл. 2,3).
Таблица 2 Структура мирового товарооборота (% к итогу)
Товарные группы | ||||
Сырье и продовольствие | ||||
Готовая продукция |
Таблица 3 Товарная структура мирового экспорта, в %
Основные товарные группы | |||
Сельскохозяйственные продукты, в т.ч. Продовольствие | 9,4 9,4 | 8,7 8,7 | 8,2 8,2 |
Продукты добывающей промышленности, в т.ч. Руды, черные и цветные металлы Топливо | 30,2 18,6 | 21,2 7,7 10,6 | 17,2 7,5 7,2 |
Продукция обрабатывающей промышленности, в т.ч. Машины и транспортное оборудование Химические товары Текстиль, одежда Прочая готовая продукция | 31,1 7,9 6,3 17,7 | 35,3 8,9 6,4 22,4 | 77,1 38,6 9,5 6,4 22,6 |
|
В состав выделенных групп входит множество товаров и отраслей, их производящих, динамика торговли которыми имеет свои особенности:
1) почти 40% стоимости мирового экспорта приходится на технически сложную, дифференцированную продукцию — машины и транспортное оборудование. Увеличение экспорта продукции машиностроения сопровождается одновременным ростом торговли компонентами, узлами, деталями, полуфабрикатами;
2) в международном товарообмене увеличилась и роль химической продукции;
3) общий рост экспорта машин и оборудования и химической продукции увеличился в 1990—1995 гг. в 1,6 раза, в то время как общий объем мирового экспорта вырос в 1,4 раза. В результате укрепляется тенденция к повышению в МТТ наукоемких, технически сложных изделий;
4) объем экспорта минерального топлива за последнее десятилетие сократился более чем в 2,5 раза, что во многом объясняется политической нестабильностью в регионе его основной добычи (Ближнего Востока) и значительными колебаниями мировых цен;
5) незначительно, но устойчиво сокращается доля продовольственных товаров в мировом экспорте, что свидетельствует о стремлении стран к продовольственной самообеспеченности;
6) структурные кризисы послевоенного времени в текстильной, обувной, швейной промышленности привели к ослаблению этих позиций в мировом экспорте. Тем не менее с начала 90-х годов наблюдается тенденция к стабилизации их доли.
|
Основной объем торговли готовыми изделиями приходится на ПРС, удельный вес которых в экспорте машин и транспортного оборудования в 1995 г. составлял 76,8%, в импорте — 66%. При этом ведущие позиции в экспорте принадлежали Германии — 14,2%, США — 13% и Японии — 12,9%. На долю PC приходилось 21,8% мирового экспорта машин и транспортного оборудования и 30,9% мирового импорта, причем 9% экспорта обеспечивали НИС ЮВА первой волны. Доля СПЭ остается весьма скромной — 1,4% и 3,1% соответственно.
Таким образом, наиболее наукоемкая и высокотехнологичная продукция обращается между ПРС. Тем не менее PC на современном этапе составляют серьезную конкуренцию ПРС.
Что касается мирового рынка химической продукции, то в мировом экспорте этих товаров ведущие позиции занимают также ПРС, удельный вес которых 80,5%. На долю PC приходится 15,9%, СПЭ — 3,6%. Одновременно ПРС являются и основными импортерами химических товаров — 64,6%. PC импортируют 30,5%, СПЭ — 4,9%.
На мировом рынке сырья и минерального топлива ситуация складывается под воздействием двух тенденций.
1. По мере прогресса в развитии производительных сил снижается роль сырьевых товаров в материальном производстве. Например, в 1929 г. стоимость наиболее представительного продукта того времени — автомобиля — складывалась на 60% из стоимости сырья и энергии. В 90-е годы стоимость наиболее представительного продукта — полупроводникового микрочипа — менее чем на 2% состоит из стоимости сырья и энергии.
2. Ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов.
В результате происходит сокращение удельного веса этих позиций в МТ. На долю ПРС приходится 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на PC — 33,4%, на СПЭ — 6,1%. В импорте сырья на ПРС приходится — 62,8%, на PC — 32,1%, на СПЭ - 5,1%.
На мировом рынке сырья проявляется присущая всей МТТ тенденция к наращиванию товарообмена преимущественно между ПРС: так, из ПРС в другие ПРС направляется 71,3% экспорта. Из PC в ПРС вывезено 50% сырья, а в другие PC — 47,3%.
Что касается рынка минерального топлива, то удельный вес ПРС в его экспорте составил 32,1%, PC — 56,3%, СПЭ — 11,6%. Характерно, что с начала 90-х годов доля ПРС как экспортеров топлива увеличилась за счет превращения Великобритании, Нидерландов, Норвегии и Канады в крупнейших экспортеров нефти. В импорте ПРС потребляют 61,7% топлива, PC — 25,5%, СПЭ — 12,8%. В основном, производимое в ПРС топливо поставляется в другие ПРС. Тем не менее высока их зависимость и от поставок из PC (53%).
Среди важнейших структурных сдвигов в МТТ следует отметить также снижение удельного веса продовольствия. В основе этой тенденции лежат относительно медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран. Однако абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке продовольствия достаточно высоки: с 1990 по 1995 гг. мировой экспорт продовольствия по стоимости вырос в 1,4 раза. Характерной чертой торговли продовольствием является укрепление позиций ПРС и рост продовольственной зависимости PC от ведущих центров мирового хозяйства. Если в I960 г. ПРС обеспечивали 62,2% экспорта продовольствия, то в 1995 г. — 67,3%. Вследствие увеличения самообеспеченности продовольствием сокращается удельный вес ПРС в его импорте: с 78,1% в 1960 г. до 68,8% в 1995 г. Причем наибольшее сокращение наблюдается в странах ЕС. На долю PC в международной торговле продовольствием приходилось в экспорте — 29,6%, в импорте — 24,8%, на долю СПЭ соответственно — 3,1% и 5,1%.
Что касается направлений торговли продовольствием, то здесь преобладает обмен между ПРС — 74,1% экспорта, из PC в ПРС поступает 59,1%. Соответственно из ПРС в PC экспортируется 20% стоимостного объема продовольствия, между PC — 36,6%. Такая закономерность во многом обусловлена более высокой покупательной способностью населения ПРС.
Весьма неравномерно развивается МТ текстилем и одеждой. Сложившаяся в середине 90-х годов ситуация на мировом рынке текстиля свидетельствует о сближении позиций ПРС и PC: удельный вес PC в экспорте текстиля составляет 48,3%, ПРС — 49,3%. Особенностью рынка текстиля является его регионализация: 69,2% его экспорта из ПРС было направлено в другие ПРС; одновременно 68,8% экспорта PC приходилось на другие PC.
На мировом рынке одежды ведущие позиции занимают PC, обеспечивая 60% ее мирового экспорта, в то время как на ПРС приходится 35,4%, на СПЭ — 4,6%. В мировом импорте одежды преобладают ПРС — 79%, на PC приходится 16,8%, на СПЭ - 4,2%.
Товаропотоки на мировом рынке одежды формируются таким образом, что в ПРС поступает 80,2% одежды, экспортируемой из ПРС, и 78% — вывозимой из PC.
Таким образом, мировой рынок товаров на современном этапе значительно диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк, что связано с углублением МРТ и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения.
На основании вышерассмотренного материала можно сформулировать тенденции, характерные для развития МТТ и МТУ на современном этапе. Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны прежде всего с НТП, изменением объекта торговли, субъектов товарного общения и организационно-экономических форм последнего. Среди них:
1) быстрое обновление товарной номенклатуры МТ, которое находит отражение в появлении на мировых рынках большого числа принципиально новых товаров, преимущественно продукции новых отраслей, сферы высоких технологий;
2) рост обмена узлами, деталями, компонентами;
3) относительное падение значения торговли сырьем и топливом;
4) приоритетное присутствие ТНК, для которых внутрифирменная передача оборудования, комплектующих, а также информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи товаров и услуг;
5) отказ от личного контакта продавца и покупателя в сфере услуг за счет появления новых форм и средств спутниковой связи и видеотехники;
6) увеличение степени мобильности производителей и поребителей услуг за счет снижения доли транспортных издержек.