Силин Денис Владиславович,




Клады тамбовских волков

 

Руководитель Секции Молодёжного совета

при Главе города Тамбова

«по вопросам подготовки и проведения общественной экспертизы

нормативно-правовых актов и повышения

правовой и политической культуры»,

DENISILIN-ARPAD@yandex.ru

 

Аннотация: Статья посвящена изучению мифов и легенд Тамбовской области, повествующих о кладах. Автор рассматривает общеславянские и местные мотивы в легендах о кладах. Изучены случаи обнаружения кладов в Тамбовской области и исследованы предания о пока еще не обнаруженных кладах. Автор призывает к избеганию ажиотажного спроса при рассмотрении настоящей темы исследования.

Ключевые слова: Тамбов, Дикое поле, дворец Асеева, Варваринская церковь, клад, курганы, кольцевые овраги.

 

Нет ничего более завораживающего, притягательного и волнующего ум человека, чем сказания, легенды и предания о зарытых в земле кладах или спрятанных в глубоких пещерах сокровищах. Так повелось, что поиск кладов всегда являлся следствием материальных потребностей людей, выраженных в виде жажды наживы, мечты быстрого обретения богатства и преумножения собственного состояния; и лишь в редких случаях поисковые экспедиции производятся с целью обретения сокровища как целого артефакта, памятника культуры, искусства и истории, который после своего обнаружения будет храниться не в частном владении, а в государственной собственности – в музее. При рассмотрении настоящей темы, призываем избегать ажиотажного спроса и внимания.

В статье предстоит изучить совокупность различных преданий, сказаний и легенд о кладах, бытующих в Тамбовской области. Предметом исследования, соответственно, являются устные памятники народного творчества, повествующие о кладах. В числе задач исследования следует дать легальное и обыденное толкование термина «клад», рассмотреть устный фольклор и письменные источники на предмет выделения региональной специфики преданий о кладах, а также рассмотреть факты обнаружения кладов в Тамбовской губернии за последние 2 века истории.

При рассмотрении данного вопроса, полагаем, следует установить ограничения в пространственном критерии, а именно, мы не станем изучать факты и сказания о кладах, относящихся к тем уездам, территории которых в настоящее время не являются землями Тамбовской области: Лебедянского, Елатомского, Спасского, Борисоглебского и Липецкого уездов.

Отметим, что большое количество сказаний и легенд о кладах бытует в Тамбовской области; в основной своей массе – это устные народные сказания и легенды, а также – письменные памятники прошлого, специальные «кладовые книги» или «тетради», планы с указанием мест зарытых сокровищ и издания современного периода, в разной мере затрагивающие настоящий вопрос.

Что такое клад? Существует легальное, т.е. определенное законодательно, и обыденное, распространенное повсеместно, понимание этого феномена. Легальное толкование понятие «клад» закреплено в ст. 223 ч. 1 Гражданского кодекса РФ: «…Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право…»[1], определяет российский законодатель.

Не менее ёмкое и наиболее полное обыденное толкование термина «клад», с нашей точки зрения, даёт первый в истории России составитель толкового словаря – В.И. Даль: «…Клад. Деньги и богатство, положенные в землю; сокрытое сокровище…»[2]. При этом, В.И. Даль делает ряд оговорок, относительно способов получения клада, которые передают всю специфику народных представлений о кладах.

Тамбовские сказания о кладах содержат большое количество коренных славянских мотивов. Так, тамбовцы верят, что клад охраняют особые духи – низшие божества, схожие по своим функциям с Домовым, – Кладовики и Кладовицы или Кладовой Дед, Кладенец. Также в Тамбовской области они носят имя известного разбойника – Кудеяра. В числе духов, народная молва различает Лаюна и Щекотуху. Первый – это клад, проявляющий себя в виде собаки, часто лающей на месте сокрытия сокровища и защищающей богатство от кладоискателей. Щекотуха – это тоже клад, но проявляющей себя в виде птицы сороки, часто стрекочущей вблизи схрона[3]. Например, можно услышать такую историю: некий крестьянин стал замечать, что в полдень на его дворе появляется большая черная собака, которая заходит в хлев, громко лает и исчезает, словно, пропадая под землю. Крестьянин понял, что под полом хлева зарыт клад и стал копать в том месте землю. Во время рытья клада слышался сильный собачий лай, но как только горшок с монетами был извлечен и принесен в дом, наваждение полностью исчезло и т.д. и т.п. Большое количество подобных случаев приводит М.М. Забылин[4].

Похожую историю записал полтора века назад основоположник тамбовского краеведения И.И. Дубасов: как-то у крестьянина пропала лошадь – сколько не искали её, так и не могли найти. По этой причине крестьянин решил забраться на крутой курган и сверху посмотреть, не видно ли где пропажи. Пошел, уже вечерело, забрался кое-как на курган и увидел в кургане железную дверь и ход внутрь. Войдя, увидел он большое помещение, заполненное драгоценной утварью и ворохами монет; посередине сидел седой старик, прикованный на цепь. Старик спросил о причине появления незваного гостя, а тот поведал ему горе. Тогда старец предложил крестьянину сесть на его место и взять себе всё сокровище, но крестьянин отказался. В награду старик разрешил взять с собой столько монет, сколько сможет унести, но с условием: чтобы не произошло, не оборачиваться, пока не переступишь порога дома. Крестьянин набрал золота и пошел домой; дойдя до околицы села, послышался сильный конский топот, шум, – а он идет и не оглядывается. Наконец чувствует, что секут его по спине, а он все не оглядывается. Войдя в село, шум прекратился, тогда и оглянулся крестьянин: золото тут же рассыпалось в прах, а спина, когда пришел он домой, оказалась иссечена в кровь[5].

В Тамбовской области, чаще всего Кладовики носят иные имена. Здесь главное значение имеет правильная расстановка акцентов – так, следует различать, что, согласно преданиям, клады охраняются низшими божествами, такими, как Кудеяр, распространенными почти повсеместно в центральных и западных районах области, и Тяпкой – в северных районах тамбовщины. В это же время бытуют также предания о том, что сторожат зарытые сокровища сами разбойничьи атаманы – Кудеяр, Тяпка, Бараш, Барыка, Мартын, Караулка, Черток или сам Тимофей Степанович Разин.

Существенное внимание народные сказания уделяют именно С.Т. Разину, который якобы оставил в земле большое количество зарытых кладов. При этом в сказаниях имя другого предводителя народного восстания – Емельяна Ивановича Пугачёва встречается существенно реже. Это объясняется тем, что Восстание С.Т. Разина 1670 – 1671 гг. получило большее распространение на Тамбовщине, чем восстание Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг., во время которого в огне оказался весь юго-восток и центр Дикого поля. Войсками восставших казаков, крестьян, калмыков и др. были взяты многие населенные пункты в Диком поле, например: с. Лысые Горы, с. Кузьмина Гать, с. Верхний Ломов и с. Нижний Ломов, Челнавский острог, г. Наровчат, г. Троицк, г. Инсар, г. Кадом, г. Темников. В хрониках среди восставших упоминаются имена брата Тимофея Мещерякова – Василия, есаул казаков Андрей Серебряченков, тамбовский казак Василий Гайдук, вдовий поп Ивана и другие. Не спокойно было и в самом городе – взбунтовавшийся тамбовский гарнизон покинул крепость. 9 ноября 1670 г. был осажден Тамбов. Осада продлилась долгие четыре месяца, в течение которых с обеих сторон пало множество стрельцов, казаков и служилых людей. Трагедия заключалась в том, что в городском гарнизоне солдат насчитывалось лишь малое число. В сентябре 1670 г. в крепость Тамбов прибыли царские воеводы – кн. П.И. Хованский, Г.Г. Ромодановский и Ю.А. Долгорукий, которые вывели большую часть тамбовского гарнизона из крепости, присоединив к своим войскам, с целью подавления восстания. Как отмечает М.А. Климкова, в городе остался только товарищ воеводы Хитрово–Пашков и 700 человек гарнизона[6], что значительно ослабило крепость и сделало ее привлекательной для нападения повстанцев. Во время штурмов было сожжено 2 башни и 3 прясла[7] острожные, там же в остроге – двор подьяческий, дом стрельца приказной избы подьячего Фомы Алтухова, выжжен весь ряд вместе со Знаменской церковью при воротах на въезде в кремль из острога.

В отличие от Разинского восстания, крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг. затронула только восток современной Тамбовской области и не получила существенного распространения в тамбовском крае, хотя кирсановские земли активно поддержали восставших.

Каждый клад, как гласят народные верования, обязательно положен с зароком – условием, при исполнении которого можно овладеть сокровищем. В славянских представлениях, чаще всего, таковыми являются: открытие клада человеку определенного пола, возраста, сословия или профессии или даже имени; исполнение необходимого действия, например, зарок на сто голов означает, что клад может взять только тот человек, который убил целую сотню людей или человек, сотый по счету, определивший место нахождения клада. В.И. Даль отмечает: «…Бывают на клады и такие мудреные заклятия: «Попадайся, клад, доброму человеку в пользу, а худому – на гибель», или еще: «Тому это добро достанется, кто после моей смерти тотчас же голым пропляшет». Зарывают и на человека определенного имени – это, если можно так выразится, «именные» клады»[8].

Считается, что некоторые клады можно обрести при помощи специальной травы – цветка папоротника или при помощи других специальных трав. Например, существует Разрыв-трава, открывающая железные предметы, Плакун-трава, которая указывает на клады и которую нужно рвать без помощи железных предметов, Петров-Крест и Одолень (Адалень)-трава, отгоняющие Кладовиков[9]. Используют и особую косточку, которую находят знахари в сваренной в котелке черной кошке и т.д[10]. Также считалось, что при копании и обретении клада следовало прибегать к помощи знахарей или колдунов.

В Тамбовской области настоящие представления также имеют место, хотя, несколько видоизменяются. Считается, что клады, по крайней мере, большинство из них, положены разбойниками с обязательными трудно исполнимыми зароками, в частности, зарок на сто голов, зарок открыться только разбойному человеку или колдуну.

Таким образом, всё это определяет общеславянскую специфику тамбовских представлений о кладах. Если говорить о региональных аспектах народных воззрений, то можно проследить и существенный местный «тамбовский» мифологический лейтмотив. Таким образом, можно сформулировать выводы о том, что на тамбовщине, в легендах о кладах преобладает именно разбойный мотив, согласно которому клады были положены местными разбойниками со специальными лихими зароками и охраняются низшими языческими божествами, носящими имена местных атаманов или же самими разбойничьими атаманами.

Если обратиться к историческим хроникам, то можно обнаружить множество случаев открытия кладов на тамбовской земле. В связи с множеством подобных фактов, полагаем необходимым, отметить самые значительные из них в хронологическом порядке.

1876 год, г. Козлов (г. Мичуринск), у. Козловский (Мичуринский р-н) – серебряные монеты царя Алексея Михайловича.[11] Кромке монет, при строительстве усадьбы, была обнаружена кольчуга, а на Соборной площади – старинное ядро[12].

1879 год, с. Давыдово и древний городок около него, у. Моршанский (Моршанский р-н) – обнаружено 30 ф. (13 кг. 607 гр.) медных пятаков; там же обнаружено 500 серебряных монет в кувшине в 1888 г. и 50 рублей старинной медной монетой в 1907 г.[13] Там же – вместе с человеческими костьми – медные бляхи, подвески, стремена.[14]

1884 год, с. Большое Пичаево (с. Пичаево), у. Моршанский (Пичаевский р-н) – обнаружен глиняный горшок с золотыми и серебряными татарскими монетами, весом около 400 гр.[15]

1888 год, с. Никольское Шереметьево, у. Борисоглебский (Пичаевский р-н) – 63 медные монеты и 1 серебряный гривенник 1767 г.[16]

1889 год, с. Сосновка, у. Моршанский (Сосновский р-н) – сорок рублевиков и два полтинника первой пол. XVIII в.[17]; с. Жидиловка, у. Козловский (Мичуринский р-н) – обнаружена кубышка с серебром весом около 1 кг.[18] Также обнаружено старинное оружие.[19]

1890 год, с. Дербень, у. Кирсановский (Кирсановский р-н) – обнаружено 127 серебряных рублей и 7 полтинников 1723 – 1750 гг.[20]

1892 год, с. Алгасово, у. Моршанский (Моршанский р-н) – на берегу р. Цны открыт клад из 2200 серебряных монет[21].

1900 год, с. Оржевка, у. Кирсановский (Умётский р-н) – около 2 кг. медных и серебряных монет[22]; с. Паника, у. Кирсановский (Умётский р-н) – открыто около 30 кг. старинных медных монет[23].

В завершение, отметим, случай с обнаружением в поле у с. Троицкая Дубрава, (у. Тамбовский, Тамбовский р-н) клада русских медных и серебряных татарских монет весом более 400 гр.[24]

В то же время, сохранилось большое количество сказаний о еще не открытых кладах. Достаточно большое их число сосредоточено в г. Тамбове. Как отмечают источники, о некоторых из них рассказала недавно ушедшая из жизни краевед В. А. Кученкова «…По её словам, одна из самых распространённых легенд – о кладе купца М.В. Асеева, чей дворец на Набережной сейчас пытаются реставрировать. Известный на всю Россию купец после революции бежал в Америку, однако говорят, что не все свои богатства он смог взять с собой. Часть, возможно, закопал то ли на территории своей усадьбы на ул. Набережной, то ли под берегом р. Цны…», – отмечет тамбовская газета[25]. Как известно, лебяжий корпус дворца М.В. Асеева был построен на месте дома коменданта тамбовской крепости М.Д. Булдакова, который, как гласят предания, имел на усадьбе подземную тюрьму, помещения которой при строительстве вполне мог найти тамбовский фабрикант и которые могли быть использованы для хранения ценностей.

Есть также легенда и о кладе тамбовского коменданта М.Д. Булдакова, спрятанном тоже под берегом Цны. В данном отношении, следует выразить глубокое сомнение в отсутствии подземного хода или каких-либо галерей под холмом, на котором стоит упомянутый лебяжий корпус. Существует утверждение о том, что в склоне оврага под дворцом М.В. Асеева в тридцатые года XX в. была обнаружена железная дверь, закрывающая выход из подземного хода, заваленного истлевшей обшивкой и конструкциями потолочных перекрытий. Вполне возможно, что вход в подземелья находился не в самом барском доме, в противном случаи он был бы найден при масштабной реставрации в 2013 – 2014 гг., а располагался в его подсобных помещениях, например, в продуктовом погребе или около него.

Нам в прежние годы самим приходилось слышать и о спрятанных церковных сокровищах Варваринской церкви. Как отмечает упомянутый выше источник, «…после революции во время описи имущества Варваринской церкви, стоявшей на нынешней Первомайской площади, тамошний священник множество утвари спрятал в одном из подземных ходов под церковью и засыпал его…»[26]. Отмечается, что данный клад так и не был найден.

Наконец, в числе сказаний упоминающих о кладах, следует вспомнить содержание «Легенды о Яспере и Змее», согласно которой, в пещере мордовского жреца Яспера до сих пор хранятся его сокровища[27]. А.В. Сохранский отмечает, что солдаты сторожевых постов на стенах Тамбовского кремля не раз видели, как со стороны р. Цны из тумана появлялся старец или молодой воин с девушкой, доходили до определенного места в склоне холма и исчезали. Если обратиться к общеславянской мифологии, то можно обнаружить, что именно таким образом и проявляет себя клад. Стоит также упомянуть, что в прежнее время клад на Ясперовом холме (холм, на котором расположен Дворец пионеров и здание Росреестра по Тамбовской области) пытался обнаружить основатель города – первый тамбовский воевода Р.Ф. Боборыкин, приказавший перекопать местность, но так и не нашедший пещеры жреца.

Множество легенд и преданий встречается в центральных и юго-восточных районах тамбовщины – сказания Дикого поля о кладах.

Дикое поле – это великие черноземные поля Подстепья, расположенные на границах древнерусских засечных черт, за которыми некогда простирались незнаемые, дикие земли, первыми вдыхавшие всю бурю, пыль и холод грозных туч кочевнических чамбулов[28], то и дело восходивших над ними, и которые первыми видели многочисленные зарева страшных ночных пожарищ в бескрайней степи, запаляемых татарами, дававших знать Москве и всей Руси о грядущей беде, поля, чьё население первым отдавало свои жизни за Родину; это и край широких донских и азовских степей и древних мордовских курганов… Здесь сохранилось большое количество сказаний о кладах, сокрытых внутри этих рукотворных холмов.

В с. Новогородка (Бетины хутора)[29](у. Тамбовский; современное с. Новгородовка, Рассказовского р-на), что при р. Большой Ломовис при дороге на Хопёр стоит большой курган, площадью в 20 кв. саж. (91 м² 04 см²), в котором, согласно преданиям местных жителей, зарыт клад[30].

Около с. Трегуляй (у. Тамбовский, Тамбовский р-н) – в лесу в 4 верстах (4 км 267 м) от Тамбовского Иоанно-Предтеченского Трегуляевского мужского монастыря стоит очень высокий курган – городище, в котором, согласно преданию, зарыт клад[31].

В с. Тулиново (с. Тулиновка) (у. Тамбовский, Тамбовский р-н) на мордовском кладбище часто находят старинные монеты; а в окрестностях села среди болот местные жители показывают Кудеяров колодезь в котором, якобы, спрятан большой разбойничий клад[32].

При с. Горелое (у. Тамбовский, Тамбовский р-н) на правом берегу р. Цны в лесу стоит городище, именуемое «Старым Городищем»[33] или городищем «Старая Гора» о котором сохранилось большое количество разбойничьих преданий, в том числе и о зарытых на его территории кладах[34].

При сц. вл. Никольском (с. Никольское-Кашма или с. Шереметево при р. Кашме, у. Моршанский[35], - современное с. Большое Шереметьево, Пичаевский р-н) на поле был один курган или сопка, которая была раскопана в 20-е гг. XIX в. Ни каких предметов, согласно преданиям, обнаружено не было, однако ходит до сих пор устойчивое мнение о зарытом в глубине этой сопки татарском кладе[36].

При д. Елизаветовке (у. Тамбовский) (д. Елизаветовка, Ржаксинский р-н) и д. Фёдоровке (у. Тамбовский) (д. Фёдоровка, Ржаксинский р-н) на бывших землях г-на Циммермана есть 5 курганов, которые помещаются на высокой местности. Некоторые из них также были безуспешно раскопаны, однако до сих пор также существует предание о зарытых в этих курганах кладах[37].

В уже упомянутом выше с. Давыдово также рассказывают о множестве зарытых кладов в расположенном в 100 саж. (213 м. 36 см.) от населённого пункта «…городище треугольной формы на горе, над деревом, площадью ок. 1 дес. (10 925,4 м² или 1,0925 га), с правой стороны – овраг, а с остальных – рвы и валы, вход с севера…», упоминается у «Известиях...»[38].

В с. Никольском (у. Козловский) (с. Новоникольское, Мичуринский р-н) сохранились легенды о кладе атамана Ивана Бородавки и о подводном мосте. Согласно «Известиям…» около этого села «…на р. Польном Воронеже имеется подводный, т.е. покрытый водою мост в виде кривой линии. Искусственное или естественное это сооружение – неизвестно, а по преданию приписывается разбойникам (сообщ. г-на Мягкова)…»[39]. Как отмечает Б.И. Юдин, местное население верит, что в лесу, рядом с селом, располагалось разбойничье селение. Когда в том пришла необходимость, под мостом в нескольких сундуках был спрятан большой клад атамана Ивана Бородавки. С течением времени, мост ушел под воду, и сокровище стало недосягаемым даже для разбойников[40]. Б.И. Юдин приводит запись члена Тамбовской ученой архивной комиссии Н. Ларина об этом объекте: «…Действительно, мост тянется поперек реки под косым углом в 65 градусов, причем концы его не доходят до берегов аршина на 1,5 (1 м. 6 см. 7 мм.), отчего глубина реки у берега более сажени (2 м. 13 см.). Сплошная зелень из водорослей отчетливо определяет направление и ширину этого сооружения. Я лично на лодке проплыл над мостом в нескольких местах, пробовал его поверхность шестом, измеряя глубину воды около него. Довольно твердый грунт его опускается по сторонам не отвесно, а отлогими склонами, затянут от времени толстым слоем ила и песка. Проводник рассказал мне, что рыболовы ещё десяток лет назад наблюдали особое течение воды под мостом. Т.е. раньше пролёт под мостом был свободен и не затянут илом…»[41].

В с. Черняном Тамбовского р-на сохранилось предание о кладе, оставленном Тимофеем Мещеряковым – атаманом повстанческих войск С.Т. Разина. Согласно преданию, в местных лесистых и заболоченных оврагах находилось становище разбойников, которые спрятали своё сокровище в просмоленном дубовом бочонке, закопав его под старой сдвоенной сосной на краю второго оврага, положив рядом приметный камень. Вскоре разбойники были перебиты правительственными войсками, а тайна клада была потеряна. В окрестностях бытовал слух о том, что в Трегуляевом монастыре у монахов стали не известно откуда появляться дорогие предметы, а следовательно, поговаривали в народе, монахи смоги обнаружить заветный бочонок атамана. Считается, что упомянутый клад положен с зароком; отметим, что согласно народным представлениям, разинцы наделялись волшебными силами, подобно колдунам и чародеям, заключает Б.И. Юдин[42].

Говоря о чернянском кладе, следует обратить внимание и на место его расположения – на чернянские Лесные Кольцевые овраги, являющиеся памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями, установленными Решением Облисполкома от 21.01.1983 г. №12 и Постановлением Администрации Тамбовской области №414 от 25.04.2011 г. Это место – редкое геоморфологическое явление в лесах Тамбовской области, занимающее собой относительно небольшую территорию – около 7 км². Основной особенностью оврагов является наличие дугообразных форм и отвершков[43], как правило, только с выпуклой стороны; верховья этих отвершков сливаются друг с другом, разделяя поверхность на отдельные массивы. Овраги имеют песчаные склоны в 14 – 18 м высотой и от 10 – до 40 м шириной. Как правило, кольцевые овраги обезлесены от вершины и до устья; в остальном – покрыты древесными зарослями дуба, осиной и березой; в подлеске встречается крушина и черемуха, а на почве, зарастающей ежевикой, хмелем, лабазником и крапивой, часто встречаются норы кротов, лисиц, барсуков. В оврагах водятся лоси и кабаны, а встречи с волками стали достаточно редкими.

Следует сказать, что Кольцевые овраги издревле пользовались дурной славой блудного места. Местное население убеждено, что здесь путник, даже хорошо знакомый с местностью, легко может потерять ориентацию и начать часами блуждать по дну оврага. Рассказывают, что в овраги иногда опускается туман, и оказавшийся в нем путник, всегда будет возвращаться к исходной точке, хотя, казалось бы, идет по не имеющий ответвлений прямой дороге. Знающие люди не пытаются искать выход, а ждут, пока туман рассеется. Иногда замечают, что в кольцевых оврагах блуждают несколько часов, а выйди из них, оказывается, что прошло лишь несколько минут. В связи с этим, полагаем, что место для разбойничьего стана и для захоронения клада, было выбрано не случайно…

Схожие представления бытуют и о еще одном, не менее примечательном, месте. Сообщают, что в д. каз. Рыбкино, у. Тамбовского (г. Жердевка, Жердевский р-н.) «…вблизи деревни стоит курган на низком месте с зарытым кладом и около него, по словам местных жителей, всегда плутают...»[44]. Очевидно, что указанная местность также имеет репутацию блудного места.

Продолжая тему кладов эпохи восстания С.Т. Разина, следует отметить поверье о спрятанном на поле между с. Соколово (сц. каз. и вл. Никольское или Соколово[45]) и с. Гавриловка (у. Кирсановский, Кирсановский р-н) в подземном срубе (землянке) большом многомиллионном золотом кладе. Здесь же, в Кирсановском р-не рассказывают о и затопленной на одноимённой реке у с. Калаис лодке с серебром на борту. Если обратиться к картам, то можно обнаружить, что на реке находится сразу два села: с. Калаис и с. Сухой Калаис. Полагаем, что последнее следует исключить, т.к. по реестру 1862 г. оно числится, как с. вл. Сухой Калаис или Кобяки[46]. В то же время, о другом селе значится: с. каз. Калаис, при р. Калаис, церковь православная 1. Мельница. Село это разделяется на три части, называемые: Курган, Угол и Чурюковский порядок[47].

В завершении, полагаем, следует также сказать не только о кладах, но и о тех людях, которые их создавали. В своей основной массе это были разбойники, которыми изобиловали тамбовские леса и дороги. Самым популярным в народном эпосе является образ разбойника – атамана Кудеяра. Множество урочищ, городищ, пещер, гор, камней, оврагов, дорог и становищ в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Рязанской и Белгородской областях носят имя Кудеяра. И.И. Дубасов комментирует это так: «…Есть у нас и еще много памятников былой разудалой жизни. Есть перевозы, могилы, овраги, лесные участки и даже целые села, названия которых прямо соединены с именами более или менее крупных местных атаманов (Неверов мост, Волотова могила и др.)…»[48].

Если обратится к архивам, то можно обнаружить, что только в бывшем Тамбовском у. таких объектов насчитывается около 20; и только Кудеяровых городков в Тамбовской губернии можно назвать более 25 – 30. Например, у с. Воронцовка (Моршанский р-н) имеется городище площадью около 3 км², в котором, согласно преданию, жил Кудеяр. Городище имеет округлую форму – длиной и шириной ок. 100 м.; окружено оврагами, а также рвом и 3 валами по 8 м. Вход расположен на северной стороне.

Другое Кудеярово городище обнаружено у с. Юрловка Никифоровского р-на Тамбовской области при кургане Шатрище, раскинувшемся в 2 км от села. Здесь было найдено археологами множество человеческих костей, оружия и татарских монет.

Весьма интересным, по мнению Б.И. Юдина является Кудеярово городище в Усманском лесу, окруженное высоким валом со следами ворот и широких рвов. Считается, что сокровища спрятаны или в самом городище или на дне близь лежащего Чистого оз. Известно, что местным помещиком предпринималась попытка осушить озеро, но она оказалась весьма неудачной. Осенью 1966 г. археологами на месте Кудеярова городища были заложены несколько шурфов, однако культурный слой так и не был обнаружен, только наслоения ракушечника[49].

Кем был атаман Кудеяр? Очевидно, что это имя собирательное, объединяющее в себе образы многих предводителей разбойных банд, действовавших на территории Дикого поля.

Много тайн хранит Тамбовская земля. И одна из них связана с многочисленными преданиями о кладах. Очевидно, что тамбовские сказания о кладах являются редкими примерами сочетания общеславянских и местных мифологических мотивов: в частности, низшие божества, охраняющие клады, носят имена местных разбойничьих атаманов и воровских людей – Тяпки, Кудеяра и т.д. Сами клады тесно связаны с разбойниками, повстанцами С.Т. Разина и с татаро-мордовским местным населением. Особое место в преданиях, очевидно, уделяется курганам и необычным природным ландшафтам, например, Кольцевым оврагам и т.д. Все это предопределят особую атмосферу мотивов легенд тамбовских волков о кладах.

 

Список сокращений и обозначений:

 

г. – город; с. – село;
д. – деревня; саж. – сажень;
д.каз. – казённая деревня; сц. вл. – владетельное сельцо;
дес. – десятина (мера длины); у. – уезд;
оз. – озеро; ф. – фунт.
р. – река;  
р-н. – район;  

 

Список используемой литературы:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 14.11.2013). – Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.12.1994 г. – № 32. – Ст. 3301.

2. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: АСТ: Астрель, 2011. –608 с.: ил. – (Классики и современники).

3. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 4. – Тамбов: Типография губернского правления, 1887. – 189 с.

4. Забылин М.М. Русский народ: обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2008. – 608 с.: ил. – (Иллюстрированная энциклопедия русской культуры).

5. Карасёв М. Где искать забытые клады? // Житьё-Бытьё. – 16.03.2013. – [Электронный ресурс]. – Дата обновления: 17.01.2014 г. Режим доступа: свободный. – URL: https://www.moe-tambov.ru/news/view/256962.html

6. Клад // Сайт «Словарь Даля» [Электронный ресурс]. – Дата обновления: 17.01.2014 г. Режим доступа: свободный. – URL: https://www.slova.ru/article/13324.html.

7. Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. – Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2011. – 352 с.

8. Косарев А.Г. Загадки старинных кладов. – М.: Вече, 2011. – 352 с. 9. Низовский А.Ю. Зачарованные клады России. – М.: Вече, 2011. – 352 с.

10. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Издание Тамбовского губернского статистического комитета. – Тамбов: Типо-литография Губернского Правления, 1903. – 908 с.

11. Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. [Обработан старшим редактором А.Артемьевым]. – СПБ.: Типография Карла Вульфа, 1866. – 186 с.

12. Известия Тамбовской Губернской Ученой Архивной Комиссии (ИТУАК) / сост. П. Дьяконов. – Тамбов: Типография губернского правления, 1889. – Вып. XXVI. – [1]: 73 с.; прил., [2]: 91 с. – Разд., пат., табл., карт.

13. Сохранский А.В. Легенды и предания Тамбовского края. – Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2004. – 108 с.

14. Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – 392 с.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 14.11.2013). – Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.12.1994 г. – № 32. – Ст. 3301.

Там же, в ст. 223 определены общие правила о собственнике клада: клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

[2] Клад // Сайт «Словарь Даля» [Электронный ресурс]. – Дата обновления: 17.01.2014 г. Режим доступа: свободный. – URL: https://www.slova.ru/article/13324.html

[3] См.: Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – С. 418 и далее.

[4] См.: М.М. Забылин. Русский народ: обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2008. – С. 120 и далее.

[5] Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 29 – 30.

[6] Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. – Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2011. – С. 19.

[7] Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. Например: «прясло Московской и Водной башен», что обозначает крепостную стену, ограниченную Московской и Водной башнями.

[8] Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – С. 425.

[9] О травах см. подробнее: Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – С. 425 – 426.

[10] Там же. С. 455.

[11] Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 33.

[12] Известия Тамбовской Губернской Ученой Архивной Комиссии (ИТУАК) / сост. П. Дьяконов. – Тамбов: Типография губернского правления, 1889. – Вып. XXVI. – С. 49.

[13] Косарев А.Г. Загадки старинных кладов. – М.: Вече, 2011. («Великие тайны истории»). – С. 76.

[14] ИТУАК. Там же. – С. 54.

[15] ИТУАК. Там же. – С. 54.

[16] См.: ИТУАК. Там же. – С. 54.; Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 33.

[17] Там же. С. 33.

[18] Там же. С. 33.

[19] ИТУАК. Там же. – С. 54.

[20] Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 33.

[21] Там же. С. 33.

[22] Там же. С. 33.

[23] Там же. С. 33.

[24] См.: ИТУАК. Там же. – С. 55.; Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 33.

[25] Карасёв М. Где искать забытые клады? // Житьё-Бытьё. – 16.03.2013. - [Электронный ресурс]. – Дата обновления: 17.01.2014 г. Режим доступа: свободный. – URL: https://www.moe-tambov.ru/news/view/256962.html

[26] Там же.

[27] См.: Сохранский А.В. Легенды и предания Тамбовского края. – Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2004. – С. 18

[28] Чамбул – мобильный отряд татарской конницы.

[29] Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. [Обработан старшим редактором А.Артемьевым]. – СПБ.: Типография Карла Вульфа, 1866. – С. 12. Титл № 154.

[30] Историко-археологическая карта тамбовской губернии // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Издание Тамбовского губернского статистического комитета. – Тамбов: Типо-литография Губернского Правления, 1903. – С. 95.

[31] Там же. С. 95.

[32] Там же. С. 95.

[33] ИТУАК. Там же. С. 50.

[34] Историко-археологическая карта тамбовской губернии // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Издание Тамбовского губернского статистического комитета. – Тамбов: Типо-литография Губернского Правления, 1903. – С. 94.

[35] Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. [Обработан старшим редактором А.Артемьевым]. – СПБ.: Типография Карла Вульфа, 1866. – С. 108. Титл № 2259.

[36] ИТУАК. Там же. С. 41.

[37] ИТУАК. Там же. С. 43.

[38] ИТУАК. Там же. С. 49. Отрывок приведен с соблюдением орфографии и пунктуации оригинала.

[39] ИТУАК. Там же. С. 48.

[40] Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 39.

[41] Там же.С. 39.

[42] Там же. С. 41.

[43] Отвершки – это вершинные и боковые овраги долинно-балочных систем. Ответвление оврага.

[44] Историко-археологическая карта тамбовской губернии // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Издание Тамбовского губернского статистического комитета. – Тамбов: Типо-литография Губернского Правления, 1903. – С. 95.

[45] Тамбовская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года. Издание Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. [Обработан старшим редактором А.Артемьевым]. – СПБ.: Типография Карла Вульфа, 1866. – С. 60. Титл № 1268.

[46] Там же. С. 56. Титл № 1169.

[47] Там же. С. 56. Титл № 1166.

[48] Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 4. – Тамбов: Типография губернского правления, 1887. – С. 170.

[49] См.: Юдин Б.И. Антология истории сёл, легенд и преданий Тамбовщины. Издание 2. Тамбов: ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2012. – С. 21 – 23.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: