Функции Федеральной резервной системы и инструменты их реализации




ФРС - это прежде всего банк банков; коммерческие банки держат там свои денежные депозиты и осуществляют взаимные платежи через переводы средств с этих депозитов. Как банк банков, ФРС предоставляет кредиты банкам, испытывающим временный дефицит обязательных резервов, осуществляет операции по системе клиринговых расчетов, надзор за деятельностью банков через предоставление кредитов и практику хранения резервов, разрабатывает и проводит денежную политику страны, контролируя через Бюро по операциям на открытом рынке объемы денежной массы.
Чтобы понять механизмы кредитно-денежной политики, с помощью которых контролируются расходы, необходимо выяснить те методы, при помощи которых ФРС воздействует на совокупные расходы.
С учетом того, что коммерческие банки, или банки-члены, должны иметь резервы для поддержания своих активов и депозитов, если ФРС хочет нажать на "денежные тормоза", необходимо принять меры к сокращению банковских резервов. Каждая единица сокращения банковских резервов вызывает пятикратное сокращение совокупных банковских денег (т.е. совокупность бессрочных депозитов). Сокращение совокупной денежной массы обычно ведет к "сжатию" кредита, что означает его большую дороговизну и меньшую доступность, рост нормы процента.
При дорогом и труднодоступном кредите частное и государственное инвестирование будет иметь тенденцию к сокращению. Причины состоят в том, что давление на кредит и инвестиционные расходы оказывает понижающее воздействие на доходы и связанные с ними цены и занятость. Движение соответствующего мультипликатора показывает, что подобное падение инвестиций вызовет тенденцию к резкому сокращению доходной части бюджета. При этом однако не следует допускать чрезмерного давления во избежание искусственного стимулирования спада в экономике, но в то же время его главная задача - это сокращение государственных расходов (или хотя бы их "удержание" от роста). Достигается это через изменение активов (государственные бумаги и учтенные векселя) федеральных резервных банков, что может вызвать изменения в резервах коммерческих банков.
Федеральные резервные банкноты являются основной частью пассива (пяти и десятидолларовые банкноты), их можно рассматривать в качестве своеобразных векселей. По ним ФРС не платит процентов. Право эмиссии основной массы бумажных денег, предоставленное Конгрессом, это исключительно высокая привилегия ФРС. Остатки резервов банков-членов хранятся в качестве вкладов в федеральных резервных банках и выступают основой создания депозитов банками членами ФРС.
Воздействие операций на открытом рынке на объемы денег дает и прямой и вторичный эффекты. Схема такого воздействия заключается в том, что если ФРС покупает ценные бумаги на 1 млн. долл. объемы денежной массы увеличиваются на большую сумму. Это называется денежным мультипликатором. Его величина в конце 1990х годов составляла порядка 3,5 единицы (т.е. при покупке ценных бумаг на 1 млн. долл. денежная масса, возрастала на 3,5 млн. долл.). Денежный мультипликатор должен изменяться в зависимости от поведения банков и населения (клиентуры), но в основе изменений устойчивость экономического роста.
Большая часть денежной массы - это пассивы (чековые депозиты) банков, т.е. их долговые обязательства. Когда банки увеличивают свои резервы, а общий объем денежной массы остается на постоянном уровне, количество денег в обращении уменьшается.
Население США в подавляющем большинстве держит свои средства в банках. Однако в силу разных причин, среди которых немалую роль играют опасения кризиса, инфляции и прочие факторы, порождающие ожидания уменьшения покупательной способности денег, оно начинает их тратить. Поэтому полностью "измерить" ожидаемое поведение и действия населения и банков невозможно, но ФРС стремится создать общие условия для возможно точного прогнозирования поведения основной массы населения.
Учетная ставка - это процент, под который ФРС предоставляет банкам кредит для покрытия временного недостатка обязательных резервов. Она рассматривается как один из главных инструментов регулирования денежной массы, представляя собой "среднюю ставку" для всех 12 федеральных резервных банков.
Кредитно-денежная политика проводится в основном на открытом рынке под руководством Комитета ФРС по операциям на открытом рынке, а еще конкретнее Бюро по соответствующим операциям. Посредством операций на открытом рынке ФРС обменивает кредиты или банковские резервы на ценные бумаги на вторичном рынке. Поскольку такие сделки могут проводиться ежедневно как в крупных, так и в небольших объемах, то они представляют собой достаточно гибкий инструмент кредитно-денежной политики.
Большинство операций на открытом рынке носит защитный характер: они направлены на противодействие факторам, оказывающим влияние на объемы резервов вне пределов прямого контроля со стороны ФРС. В отсутствие таких сделок резервные поступления наряду с краткосрочными процентными ставками и доступностью кредитов отличались бы большим непостоянством, что мешало бы достижению целей кредитно-денежной политики.
Как правило, ФРС проводит краткосрочные сделки с крупными дилерами на вторичном рынке казначейских бумаг США. Операции на открытом рынке часто используются для проведения изменений в кредитно-денежной политике, связанных с объемами денежной массы и кредитов, которые считаются необходимыми для достижения целей в экономике. Сделки на открытом рынке, используемые для изменения кредитно-денежной политики, имеют принципиальные отличия от сделок, носящих защитный характер, поэтому наблюдатели довольно скоро узнают о проведенных в политике ФРС изменениях.
Вместо политики прямого изменения процентных ставок ФРС ориентируется на предварительное информирование о предстоящем подъеме или снижении учетной ставки и при этом внимательно следит за общеэкономической конъюнктурой и делает теоретические и практические обобщения и выводы.
Учетная политика ФРС заключается в варьировании условий предоставления банкам кредитов. Во всех случаях кредиты должны иметь достаточное обеспечение со стороны банков в целях уменьшения риска потери кредитов ФРС и в конечном счете для защиты налогоплательщика, так как доходы ФРС за вычетом этих потерь поступают в казначейство. Колебания в поступлении денег в обращение, не полностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частично компенсированы кредитами через "учетное окно".
Аналогичным образом изменения в денежной политике через операции на открытом рынке отражаются на величине резервов, которые банки получают через "учетное окно". Например, при ужесточении денежной политики банки прибегают к продаже ценных бумаг на открытом рынке, тем самым изымаются резервы из банковской системы. Столкнувшись с нехваткой резервов, возросшее число банков стремится пополнить свои резервы на межбанковском рынке. Если нехватка резервов охватывает всю систему, процентная ставка на межбанковском рынке поднимается, тем самым подталкивая некоторые банки к "учетному окну". В этом случае происходит повышение учетных ставок, которое, как это и предполагалось, ограничивается ФРС, а "учетное окно" смягчает ужесточение такого курса, что, несомненно, приходится учитывать при принятии подобных решений. Другим способом ужесточения или смягчения политики ФРС является изменение процентной ставки, устанавливаемой на резервы, занимаемые через "учетное окно". В отсутствие дополнительных перемен в операциях на открытом рынке такая мера обычно ведет к изменениям межбанковской процентной ставки и краткосрочных процентных ставок в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: