Чему учат сказки
Цель: Подвести детей к пониманию, чему учат сказки.
Задачи:
Обучающие: Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
Развивающие: Закрепить уважение и любовь к сказкам.
Развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь, справедливость, быть всегда честным.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что у нас в «Сказке» проходит "Книжкина неделя"?
Дети: Да, помним.
Воспитатель: Вчера был день ПОЭЗИИ, а сегодня...
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Бабка-Ёжка у окна…
Догадайтесь, кто она?
Дети: Это сказка!
Воспитатель: Да, ребята, вы совершенно правы. И сегодня у нас день СКАЗОК.
Звучит волшебная музыка
Воспитатель: Ой, вы знаете, ребята, а мне кажется, что сказка сама идет к нам.
Из-за ширмы появляется опечаленная Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
Воспитатель: Ребята, вы узнали, эту девочку? Здравствуй, Маша! Что же ты такая грустная? Может, у тебя что-то случилось?
Маша: Ничего не пойму! Мишка на меня обиделся, хрюшка со мной не разговаривает, а собака облаяла. Чем я так набедокурила? И вроде хотела сделать, как лучше, а получилось, как всегда. Ну, что такое?
Воспитатель: Маша, мы с ребятами поможем тебе разобраться, в чем же дело. Предлагаю совершить увлекательное путешествие. Мы с вами отправляемся в необычный музей, в Музей Сказки. Вы, готовы?
Но для этого мы должны произнести волшебные слова:
Вот по музею, из зала в зал
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Звучит музыка
Детей встречает воспитатель, переодетый в русскую красавицу – смотритель зала.
Смотритель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы попали в зал русской народной сказки, а я – его смотритель. Предлагаю вам, ребята, пройти к нашей музейной экспозиции, в которой представлены волшебные предметы.
А вы знаете, каким сказочным героям они принадлежат?
Дети: Из сказки "Царевна-лягушка"
Звучит свист. На экране появляется стрела.
Смотритель: Давайте назовем главных героев этой сказки?
Дети: Лягушка, Иван-царевич, Василиса Премудрая.
Смотритель: А почему эту сказку называют волшебной?
Дети: Эту сказку называют волшебной, потому что происходит превращение лягушки в девушку, волшебное выполнение заданий: махнула левым рукавом - сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по воде белые лебеди. Иван-царевич сражается с нечистой силой не в одиночку, а на помощь ему приходят помощники и волшебные предметы.
Смотритель: В конце сказки герой одерживает победу. Почему?
Дети: Потому что главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Смотритель: Чему учит сказка "Царевна - лягушка"?
Дети: Сказка – учит нас тому, чтобы обдумывать свои поступки. Что добро всегда побеждает зло. Также сказка показывает, что нельзя судить о людях по внешности. Нужно оценивать поступки.
Смотритель: Да, эту сказку вы хорошо знаете. Но посмотрим, как вы знаете другие волшебные сказки. А помогут вам опять волшебные предметы из этих сказок.
На мольберте прикреплены волшебные предметы из сказок "Иван Царевич и серый волк" и "По щучьему велению". Необходимо синим маркером соединить все предметы из сказки "Иван Царевич и серый волк", а красным - "По щучьему велению".
Смотритель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, а сумеете ли сказать какая пословица подходит к сказке "Иван Царевич и серый волк"?
1. Делу время, потехе час.
2. Друг познается в беде.
3. Не ленись, а трудись.
Смотритель: Молодцы.
Смотритель: Скажите, ребята: чему же учат русские народные волшебные сказки?
Дети: Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат защищать слабых, побеждать зло, а также учат нас любить и уважать своих родных. Ну, что же, молодцы, а мы продолжаем нашу экскурсию по залу русских народных сказок. И я предлагаю вам заглянуть в этот волшебный сундук.
Открывает сундук, там лежат маски животных.
Смотритель: Что это за маски?
Дети: Это маски животных.
Смотритель: Ребята, а какие сказки о животных вы знаете?
Дети: Лиса и Волк, Зимовье, и т.д.
Смотритель: А чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Смотритель: Сейчас мы посмотрим хорошо ли вы знаете сказки о животных.
Игра: «Угадай и назови»
Смотритель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса. («Кот, лиса и петух»)
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Волк из р.н. с. «Лиса и волк»)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль).
Смотритель: Какие вы молодцы. Как хорошо знаете сказки.
Смотритель: А сможете ли угадать, из каких сказок пришли к нам эти герои?
Дети инсценируют эпизоды из сказок "Лиса и волк", "Заяц - хваста".
Смотритель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь подумайте и скажите, какие черты характера прославляются в русских народных сказках о животных?
Дети: Дружба, доброта, трудолюбие, честность, смелость, взаимопомощь.
Смотритель: Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в русских народных сказках о животных?
Дети: В сказках высмеивается лень, глупость, трусость, жадность, ложь.
Смотритель: Какие вы умные, все знаете! А на память о нашей экскурсии я подарю вам книгу волшебных сказок, она научит вас быть мудрее, справедливее, добрее. Вам пора в следующий зал, где вас ждет мой помощник Кот Ученый.
Смотритель зала русской народной сказки уходит, выходит смотритель зала сказок А.С. Пушкина - Кот Ученый.
Вновь по залам по музейным
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Выходит Кот Ученый
Кот Ученый: Муррр-мяу, здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в зал, смотрителем которого я и являюсь. Надеюсь, все меня узнали? Да-да, Кот Ученый к вашим услугам. А оказались вы в зале сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Слышим шум моря. На экране появляется Золотая Рыбка.
Кот Ученый: Посмотрите на экран, как вы думаете, в какую сказку мы попали?
Дети: В "Сказку о рыбаке и рыбке"
Кот Ученый: А кто автор этой сказки?
Дети: А. С. Пушкин
Кот Ученый: Кто главные герои сказки?
Дети: Старик, старуха, золотая рыбка.
Кот Ученый: Скажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?
(Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)
Кот Ученый: Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? Что сначала пожелала жадная старуха? А потом?
Дети выполняют задание на мольберте, а после на экране будет представлен правильный вариант
Кот Ученый: А почему так получилось, что старуха осталась у разбитого корыта?
Дети: Старуха была жадная, злая, завистливая.
Кот Ученый: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.
Кот Ученый: Мур-мур-мур, какие вы молодцы! Конечно, вы не уйдете от меня без подарка. Получайте книгу сказок Пушкина! Она поможет вам быть храбрыми, ответственными и дружными. А вас уже ждут в следующем зале.
Воспитатель: Итак, ребята, отправляемся дальше.
Вновь по залам по музейным
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
В группу влетает Муха-Цокотуха – смотритель зала сказок К.И. Чуковского. Вместе с ней подходим к Чудо-дереву, на нем висят герои из сказок К. И. Чуковского
Муха-Цокотуха: Здравствуйте, ребята! Я – Муха-Цокотуха, смотритель этого зала – зала сказок Корнея Ивановича Чуковского. Посмотрите, какой необычный экспонат в моем зале!
Ребенок читает отрывок:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем...
Муха-Цокотуха: А что же растет на нашем дереве, вы узнаете, если закончите четверостишие. (герои сказок К. И. Чуковского)
Муха-Цокотуха: Я сейчас предлагаю сыграть в игру "Закончите четверостишие". Вы готовы!
1. - «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас, …» (не покиньте меня в мой последний час!)
2. - «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …» (пряники жуют)
3. - «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …» (как лягушка, ускакала от меня)
4. - «Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал
Вот вам …» (телеграмма от Гиппопотама!)
5. - «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке …» (ужасный Бармалей!)
6. - «А за нею вилки,
рюмки да бутылки,
чашки да ложки, …» (скачут по дорожке)
Муха-Цокотуха: Какие вы молодцы. Как хорошо знаете сказки К. И. Чуковского. А с волшебными предметами из них разобраться, когда разделимся на две команды. Вы должны отобрать только те вещи, которые подходят к сказке «Мойдодыр», а вы – к сказке «Федорино горе»
1-я команда (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа),
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка)
Муха-Цокотуха: Ребята, чему учит сказка К. И. Чуковского "Мойдодыр"?
Дети: Сказка "Мойдодыр" учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
Муха-Цокотуха: А чему учит сказка «Федорино горе»?
Дети: Сказка учит бережно относиться к своим вещам, быть чистоплотным человеком, соблюдать порядок и чистоту в доме. Сказка учит тому, что никогда не поздно исправь свои ошибки.
Муха-Цокотуха: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Все сказки К. И. Чуковского поучительные, они помогают ребятам стать опрятными, послушными, добрыми и внимательными к окружающим людям. А на память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам книгу сказок Корнея Ивановича Чуковского, прочитав которую, вы научитесь быть дружными, вежливыми, мужественными и выручать друг друга из беды. Давайте все вместе произнесем волшебные слова:
Вот по неведомой дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
Обратно в группу попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в нашу группу! Да не одни, а принесли с собой целую библиотеку! И, я думаю, эти книги мы подарим завтра Маше. Пусть читает, набирается мудрости и учится себя вести.
Воспитатель: Скажите, ребята, убедились мы с вами, что мир сказок удивителен. Что сказка - это не просто развлечение. Она учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и честными, защищать слабых, а так же любить своих родных.
Дети: Да!
Воспитатель: А вы, дорогие гости, с нами согласны?
Гости: Согласны!
Воспитатель: Давайте нашим гостям скажем до свидания!