В языковом значении имеет два смысла:
1) От слова «джабр», что означает «заставлять что-то делать»;
2) Прочность.
Аль-Джаббар – великий, сильный, высокий.
Смысл Имени Всевышнего:
Сказал Табари: «аль-Джаббар – Тот, Кто распоряжается делами Своих созданий таким образом, чтобы им была польза».
Сказал Катада: «Он – Тот, Кто заставляет делать Своих рабов то, что Он захочет».
Со слов Катады понимается то, что Он заставляет делать Своих рабов те приказы, которые связаны с бытием (амр кауни). Как сказал Всевышний: «Что касается Его приказа, то достаточно Ему пожелать что-то и сказать «Будь!», как оно сбывается».
Поэтому некоторые саляфы не использовали слово «джабр» в отношении Аллаха в вопросе поступков людей, совершаемых по собственному желанию, то есть как раз в том вопросе, в котором есть разногласия между Ахлю Сунна и приверженцами нововведений. И поэтому под словами Катады подразумевается приказы, связанные с бытием.
Также было сказано: «Джаббар – Высокий, который выше Своих творений».
Поэтому смысл этого имени будет отражаться в нескольких видах:
1) Тот, Кто возвышен над Своими созданиями;
2) Тот, Кто заставляет делать Своих рабов то, что он захочет (в бытие);
3) Тот, Кто заботится о делах Своих рабов.
И поэтому первый смысл связан с описанием, касающимся Его Сущности, а следующие два связаны с описанием, касающимся Его поступков.
Имя Всевышнего Аллаха «аль-Мутакаббир»
Говорится «кабура» через даму, что означает «большой». Сказал ибн Сайдах: «Большое это то, что противоречит малому», или «каббара амран», то есть «сделал большим» (или превознесли само дело), как сказал Всевышний Аллах: «…то так превознесли его» (Сура «Йусуф», 31 аят).
Частица «таа» в этом слове не является частицей притворства или тяжести, как это проявляется в слове «фулан йата’азам» «такой-то считает или делает вид что он великий, а на самом деле он таким не является». В Имени Всевышнего оно дает смысл отличительности и уединения.
Сказал аль-Азхари: «Формула «тафа’уль» не всегда дает смысл «тяжести или притворства», как мы это видим в словах одного бедуина: «такой-то йатазалям», – то есть жалуется на зульм в отношении кого-то. И здесь мы видим, что частица «таа» не ограничивается тяжестью».
Пример этому является то, что «таа» дает смысл отличительности в таком слове как: «мута’аллим», а «таа» «тяжести», и здесь уже будет так: «мута’ааалим», и поэтому лучше будет сказать, что «таа» «тяжести» в слове «кибар» будет использоваться не «мутакабир», а будет использоваться как «мутакааабир».
В отношении же Всевышнего Аллаха это Имя означает:
Сказал Катада: «Мутакабир – Тот, Кто велик над каждой вещью».
Также было сказано: «Мутакаббир – Тот, чье величие выше того, чтобы причинять несправедливость Своим созданиям».
Сказал Хаттаби: «Тот, Кто превыше того, чтобы быть описанным качествами Своих созданий».
И все эти имена приводятся в одном аяте: «Он – Аллах, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи» (Сура «Аль-Хашр», 23 аят).
Материал:
1) «Шарху асмаи ЛЛахи хусна» Са’ид бну ’Али аль-Кахтани стр. 35
2) «ан-Нахджу асмаа» Махмуд Хамуд ан-Нажди 1.95
Замечание: Это лишь некоторые имена, которые мы смогли объяснить студентам из-за недостатка времени. Эти Имена приводятся в суре «Аль-Хашр». И поэтому я рекомендую тем, кто хочет ознакомиться с остальными Именами Аллах, вернуться к тем материалам, которые были указаны выше.
Двенадцатый урок
Правила, касающиеся прекрасных Имен Всевышнего Аллаха
1) Все Имена Аллаха являются прекрасными (совершенными);
2) Все Имена Аллаха «таукифия» (ограничены, то есть мы называем Аллах только так, как Он Сам Себя описал в Своей Книге, и как Его описал наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует);
3) Имена Аллаха не ограничены каким-либо определенным количеством;
4) Имена Аллаха «муштакка» производные (образованные) (Допустим, Имя Всевышнего «ар-Рахим» образовано от Его качества «милость»);
5) Имена Аллаха «а’ламун уа аусаф;
6) Имена Аллаха являются синонимами со стороны того, что все они указывают на Сущность Аллаха и различаются в своем смысле;
7) Действия Всевышнего исходят от Его имен и Качеств, а качества Его созданий исходят от их поступков;
8) От Имен Всевышнего образовываются Его Качества и поступки, но от Его качеств и поступков не могут образовываться Его имена;
9) Из сообщений о Всевышнем Аллахе никак нельзя извлекать Его Имена. Например, Всевышний Аллах сказал: «Они хитрили и Аллах хитрил» (Сура «аль-Имран», 54 аят), – опираясь на этот аят, нельзя говорить, что у Аллаха есть Имя «Макир» (Хитрец);
10) Из имен Аллаха есть такие Имена, которые можно произносить отдельно друг от друга, а есть Имена, которые нельзя употреблять, кроме как если с ними придут другие Имена, как например: «Нафи’» и «Дарр» или «аль-Ауаль уаль Ахыр»;
11) Из имен Аллаха есть такие Имена, которыми также могут называться Его рабы. К этим именам можно отнести «аль-Хайй» или «ас-Сами’», или «аль-Басыр», однако сущность этих имен остается прежней как в отношении Аллаха, так и в отношении его рабов;
12) Имена Аллаха указывают на Всевышнего с трех сторон: 1. Мутабака; 2. Тадамун 3. Ильтизам;
13) В вере в Имена Аллаха и Его Качества есть три столпа (если это касается «мута’ади» – качество, которое отражается на Его созданиях): 1. это вера в Его Имя, 2. в то Качества, которое исходит от него, а также 3. вера в то, что Качества Аллаха оставляют след на Его созданиях, а если же это качество связано с Его Сущностью – то оно не оставляет следа, и в таком случае, должны выполняться только первые два столпа;
14) У Аллаха есть такие Имена, которые указывают на некоторые Имена и Качества, и есть те, которые охватывают в себе все Имена Аллаха, как например Имя Всевышнего «ас-Самад»;
15) Перечисление прекрасных Имен является основой во всех знаниях;
16) Создание Аллаха никак не может перечислить все Имена Аллаха;
17) Перечисление того количества, которое пришло в хадисе, является причиной того, что раб зайдет в Рай;
18) Можно просить Аллаха Его Именами, искать посредничества Ими, клясться, прибегать к Аллаху с ними, а также можно относить рабство к какому-нибудь из них, как например ‘Абдулла или ‘Абдуррахман и т.д. Но нельзя взывать к Его качеству или относить рабство.
Тринадцатый урок