Цели урока:
1. Сформировать у обучающихся интерес к изучению росписи в стиле Борок.
2. Освоить основные принципы Борецкой росписи.
Задачи урока:
1. Познакомить с таким видом росписи, как Борецкая. Изучить основные элементы данного промысла.
2. Развить интерес к изучению росписи по дереву.
3. Воспитать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев.
Методика проведения занятия:
Урок с элементами аналитической беседы и практического задания.
Техническое обеспечение, оборудование, инструменты, материалы:
1. Для учителя:
-компьютер/проектор;
-проработанные элементы данной росписи;
-подбор иллюстративного материала по теме на электронном носителе;
-книги, каталоги.
2. Для обучающихся:
-ватман (формат А4);
-карандаши (H, B2);
-гуашь/темперные краски;
-палитра;
-баночка для воды;
-кисти.
План урока (90 мин):
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку (5 мин).
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с проведением мастер-класса. Демонстрация иллюстративного материала (20 мин).
3. Практическая часть. Копирование композиции в цвете в стиле Борецкой росписи (60 мин).
4. Заключительная часть. Подведение итогов (5 мин).
Ход урока:
1.Организация начала урока:
Объявление темы и цели урока. Проверка оборудования.
2.Теоретическая часть:
-Вводная беседа:
«Борок - древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района Архангельской области), возникшее еще при заселении двинского края новгородцами.
Предание связывает эти места с боярами Борецкими, и в частности со вдовой новгородского правителя XV века Марфой Посадницей, злейшим врагом московских князей, защитницей новгородских вольностей, главой так называемой «литовской» партии. Очевидно, сюда, на Северную Двину, перебрались и новгородцы-иконописцы со своими живописными традициями, хранимыми здесь очень долго.
|
Цветовая гамма состоит из узоров красного цвета на белом фоне, поэтому роспись часто называют – «белофонной», подчеркивая тем самым значение этого цвета. Желтый и зеленый цвета применяют как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет рисунок с тонким четким контуром. Как правило, этот рисунок покрывает густым растительным узором всю поверхность предмета.
-Демонстрация иллюстративного материала:
-Мастер-класс (выполняется преподавателем).
Подготовительный этап. Нам понадобятся краски, кисти, лист А4, карандаш, баночка для воды, подручник.
Стадия №1. Перевод рисунка на бумагу.
Стадия №2. Заливка композиции основными цветами.
Стадия №3. Чертёжка.
Стадия №4. Завершающий этап: бликовка.
Работа завершена!
-Закрепление полученных теоретических знаний:
Обучающиеся должны проанализировать иллюстративный материал, понять последовательность выполнения элементов, показанных в мастер-классе. Выбрать наиболее понравившуюся композицию для дальнейшей работы, обосновав свой выбор.
3. Практическая часть:
-Задание: выполнить копию композиции в стиле Борок в цвете.
Пример:
4. Заключительная часть:
-Итоги работы (подводятся преподавателем):
Проявление у обучающихся интереса к данному промыслу. Освоение и выполнение теоретических знаний, приобретенных во время урока, на практике.
|
-Итоги урока:
Обучающиеся познакомились с таким видом росписи, как Борецкая. Изучили основные элементы данного промысла. Проявили интерес к изучению росписи по дереву. Сделали первые шаги к воспитанию чувства патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев.
Список рекомендуемой литературы:
1. Изместьева Л.А.; Борецкая роспись; Архангельск, 1994 г.
2. Козлова Н.С.; Пучужская роспись: Азбука народного творчества;
1993 г.
3. Тимофеева Л.Ф.; Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского севера; 2003 г.
4. Artorbita.ru/tipy_rospisi/boretckaya/ boretckaya.html