Подрастающее поколение – это будущее государства. В настоящее время, в период экономической стабилизации и уменьшения численности подростков (как результат политики М. Горбачева и последующего экономического спада и производственной нестабильности в период руководства Б. Ельцина, за которым последовал спад рождаемости), проблемы подрастающего поколения выдвинуты государством на первый план.
Работа ведется в разных направлениях:
борьба с наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом несовершеннолетних, как социальными пороками, поражающими несовершеннолетних и как причинами антисоциального поведения и совершения преступлений подростков;
борьба с безработицей подростков и молодежи;
вовлечение подростков в спорт, привлечение к различным видам искусства (здесь проблема дороговизны востребованных видов спорта, например теннис, и полное отсутствие у подростков бесплатных доступных кружков, действующих в домах пионеров);
укрепление и развитие ювенальной юстиции, учитывающей психологические, нравственные, социальные особенности подростка;
поддержка семьи: это выплаты материнского капитала, проведение различных социальных программ, посвященных году семьи – 2008;
восстановление и укрепление прозрачного контроля за подростками осуществляемого социальными работниками школ, сотрудниками ПДН и так далее.
Соотношение социального и биологического в поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе его общественного развития и становления как личности; в процессе деятельности.
|
Биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия всех названных факторов.
Не прибегая к подробному анализу существующих точек зрения, можно с уверенностью констатировать, что современной наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социально одобряемого или преступного поведения. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Современная генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно. Это отнюдь не означает, что при изучении причин поведения подростка следует избегать всего того, что относится к биологической структуре личности. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. Так, биологическая необходимость сохранения вида и поддержания рода определяет, например, потребности в питании, одежде, отдыхе, воспроизведении потомства и т.д.
Особо следует подчеркнуть значение экологической обстановки, равно губительно действующей на всех детей. Впечатление, что каждое новое поколение не столь здорово, как предыдущее, не ошибочно. Оно подтверждается данными статистики. Существует понятие "пик здоровья", и этот возраст, после которого постепенно нарастает заболеваемость, с каждым новым поколением становится все моложе и моложе.
Известны многочисленные статистические сведения о том, что все меньший процент заканчивающих среднюю школу здоровы, все больший процент призывников не годны к армейской службе. При этом обычно дается статистика телесных заболеваний. Но грамотные врачи знают биологический закон: наиболее уязвимы и хрупки высокоорганизованные, позднее сформированные в процессе развития вида и индивида системы и функции организма. Понятно поэтому, что при вредоносном воздействии психика, мозг человека страдают раньше, чем, допустим, печень или желудочно-кишечный тракт, который есть и у примитивных животных. Даже если это специфическая болезнь печени (например, острый гепатит), то первой вовлеченной в этот патологический процесс у человека оказывается психика.
|
Поэтому, читая о телесной заболеваемости детей, психиатр отдает себе отчет в том, что одновременно у детей имеют место психические расстройства. Эти расстройства включают психическую реактивность (раздражительность или апатию, нарушение сна), эмоциональную сферу (подавленность, плаксивость), волевую (недисциплинированность, неспособность к усилиям, целенаправленным действиям), интеллектуальную (слабость сосредоточения, запоминания, сообразительности). Отсюда поведение телесно неблагополучных детей не обязательно, но легко может стать девиантным, с импульсивностью, неуравновешенностью, раздражительностью, озлобленностью, слабым контролем, депрессией. Они перестают соответствовать социальным требованиям своего уровня, плохо учатся, им трудно соблюдать дисциплину, их вытесняют здоровые сверстники, они начинают получать плохие оценки, прогуливать и в конечном итоге оказываются в нетребовательной уличной компании.
По информации независимых экспертов примерно 4,5 % детей России страдают психическими расстройствами.
Развитие государства невозможно без здорового полноценного населения, поэтому большое значение имеют такие общесоциальные мероприятия, как укрепление трудовой и общественной дисциплины, усиление борьбы с пьянством, расширение и совершенствование правового, экологического, антиалкогольного воспитания.