Конкуренты в сфере образования и их разновидности.




Конкуренция образовательных организаций.

Понятие конкуренции

Общее понятие конкуренции в маркетинге.

Конкуренция – это состязательность, соперничество на каком-либо поприще. Закон «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[1].

Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». Конкуренция (от латин.) – «бежать вместе», соперничать. В экономике конкуренция — это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы, это состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. В широком смысле понятие «Конкуренция» употребляется как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рынка в процессе производства, купли и продажи товаров. В более узком смысле понятие «Конкуренция» употребляется как «соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли» [2].

 

Понятие конкуренции в образовательных организациях.

Во многих странах конкуренция среди школ стала обыденным явлением. Маркетинг в образовании практически всегда реализуется непосредственно учебными заведениями. Среди городских школ ведется жесткая маркетинговая война за привлечение учащихся (желательно одаренных детей) и соответственно за репутацию учебного заведения и соответствующие денежные ассигнования.

Конкуренция в образовании имеет свои существенные отличия от конкуренции в бизнесе: ограниченный масштаб конкуренции в образовании, ее неценовой характер. Конкурентная борьба разворачивается между образовательными учреждениями, предлагающими аналогичные образовательные услуги. Учреждение стремится предоставить образовательные услуги лучше, чем конкурент, предлагать дополнительные условия, образовательные программы и определенные льготы для обучающихся. Иногда бывает достаточно предложить новую современную краткосрочную образовательную программу (например, совместные занятия детей и их родителей), чтобы образовательная услуга получила широкое распространение предлагать дополнительные условия, образовательные программы и определенные льготы для обучающихся. Иногда бывает достаточно предложить новую современную краткосрочную образовательную программу (например, совместные занятия детей и их родителей), чтобы образовательная услуга получила широкое распространение.

Значение конкуренции в образовании в последние годы существенно возрастает в связи с неудовлетворенностью общества доступностью и качеством образовательных услуг; в образовательной политике многих стран, включая Россию, принимаются решения, содействующие созданию конкурентной среды и конкурентных, конкурсных начал (как между школами, так и внутри образовательных организаций). Введение новой системы оплаты труда учителей, нормативное подушевое финансирование, развитие систем оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении школой – факторы, стимулирующие конкуренцию в образовании и вследствие этого – системные изменения в школьном образовании, рост его результативности и качества. Реформирование системы образования привело к тому, что государство само стало способствовать развитию в сфере образования рыночной ситуации, конкуренции как на стороне производителей, так и на стороне потребителей образовательных услуг. Понятие «конкуренции» юридически закреплено законом

Таким образом, конкуренция применительно к рынку образовательных услуг – соперничество между образовательными учреждениями, стремящимися к достижению одной и той же цели – привлечение большего числа учащихся, качественной подготовке. Конкуренты в сфере образования - это другие образовательные учреждения, производящие такие же ОУ, обеспечивающие аналогичные дополнительные услуги и назначающие те же цены.

Конкуренты в сфере образования и их разновидности.

Виды конкурентов.

Несколько более широким становится круг конкурентов, если в него включаются:

- другие фирмы, причем не обязательно образовательные учреждения, оказывающие такие же услуги или услуги подобного класса, хотя и по другим ценам или с другими условиями их оказания. Так, например, разного рода развивающие центры и частные школы, которые тоже предлагают широкий спектр развивающих программ для детей разного возраста.

-конкурентом также может быть признана любая фирма, производящая продукцию, которая позволяет удовлетворить те же потребности, что и наши ОУ; в частности, это могут быть производители печатных, видео-, аудио-, компьютерных учебных пособий. К числу таких конкурентов безусловно относятся образовательные каналы и передачи радио и телевидения.

- фирмы, которые предлагают иные пути удовлетворения потребностей в знаниях, - например, консультационные фирмы.

-опосредованное, но сильное влияние на конкурентную ситуацию на рынке ОУ оказывают и фирмы, которым удается с помощью своей необразовательной продукции (чаще всего услуг)

видоизменять потребность в ОУ и процессы удовлетворения этой потребности. Например, частные группы по присмотру за детьми.

-положение образовательных учреждений на рынке может испытывать также сильное воздействие со стороны даже таких фирм, которые сами никак не выходят на рынок образовательных услуг, но своими успехами существенно снижают спрос на ОУ. В условиях незрелого рынка это весьма мощный слой фирм, которым удается добиться коммерческих успехов, не опираясь на образовательный потенциал своих кадров.

-наконец, в самом широком смысле конкурентами для образовательных учреждений, особенно в

условиях фактического спада платежеспособного спроса, становятся любые фирмы, претендующие на кошелек или бюджет потребителя. В их числе находятся прежде всего фирмы, работающие на удовлетворение первичных, базисных потребностей (по иерархии А.Маслоу): физиологических потребностей, потребностей в безопасности. Здесь же - фирмы, обеспечивающие иной, не-образовательный путь к реализации многочисленных социальных потребностей человека.

Это же относится и к предприятиям как потребителям ОУ. Так, банкротство любого предприятия,

обостряя потребность в переподготовке его работников, одновременно снижает (по крайней мере,

в данном географическом сегменте рынка) потребность в ОУ по профилю данного предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: