Проведите оценку субъективного состояния организма.




При гигиеническом нормировании различных видов деятельности обязательным является изучение субъективного состояния организма и эмоционального статуса человека.

Начиная с 14 лет, для этой цели может быть использован тест «САН» - самочувствие, активность, настроение. Тестовая карта состоит из 30 пар антонимов, из них:

- № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 характеризуют самочувствие и отражают силу, здоровье, утомление;

- № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 характеризуют активность и отражают подвижность, скорость и темп протекания функций;

- № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 характеризуют настроение, эмоциональное состояние.

Тестовая карта САН

№1 Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
№2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
№3 Активный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный
№4 Подвижный 3 2 1 0 1 2 3 Малоподвижный
№5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
№6 Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
№7 Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
№8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
№9 Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
№10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
№11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
№12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
№13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
№14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
№15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
№16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
№17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
№18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
№19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
№20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
№21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
№22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
№23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
№24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
№25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
№26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
№27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
№28 Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
№29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
№30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Исследуемому предлагают из 7 позиций в каждой строке отметить ту, которая более всего отражает его состояние в момент исследования. Перед выполнением теста дается устная инструкция: «Предлагаемая Вам карта служит для оценки состояния человека в момент исследования. Карта состоит из 30 пар слов, характеризующих разные стороны самочувствия, активности и настроения. Между каждой парой слов расположен ряд цифр, отражающий выраженность того или иного признака в баллах. Вы должны зачеркнуть ту цифру, которая более всего соответствует Вашему состоянию, например, между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3.

«0» соответствует Вашему среднему самочувствию, которое Вы не можете отнести ни к плохому, ни к хорошему.

«1» слева и справа от нуля отражают самочувствие несколько лучше или хуже среднего.

«2» - хорошее или плохое.

«3» - прекрасное или отвратительное.

Не задумывайтесь над каждой строкой, отмечайте цифры по первому впечатлению».

При расшифровке карты все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем бал 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, кодируется 1, балл 0 – 4, а балл 3, отражающий прекрасное самочувствие, активность и настроение – 7.

Для каждой категории рассчитывается средняя арифметическая, среднеквадратическое отклонение и ошибка среднеарифметической. При величине среднеквадратического отклонения более 1,5 баллов результаты тестирования считаются сомнительными.

В качестве ориентиров можно пользоваться следующими стандартами пределов нормального колебания средней арифметической для:

- самочувствия – 6,5-4,3;

- активности – 6,0-3,9

- настроения – 6,2-3,9.

Используется также и показатель дивергенции – разницы между средними величинами самочувствия и активности. Расхождение между ними более чем на 0,6 балла свидетельствует об утомлении.

 

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме: тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, заключения, промежуточная аттестация, итоговая государственная аттестация.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник для студ. мед. вузов рек. / В. Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.

2. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. Кучмы В.Р. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405857.html.

4. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 060104 "Медико-профилактическое дело" и 060103 "Педиатрия" рек. ГОУ ВПО "Московская гос. мед. акад. им. И. М. Сеченова" / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова, Н. К. Барсукова [и др.]; под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 560 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413821.html

Дополнительная:

1. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высш. мед. учеб. заведений / под ред. В. Р. Кучмы - М.: ВУНМЦ, 1999. - 606 с.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. - Введ.01.01.11. – 47 с.

3. СанПиН 2.4.1.2660–10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 2791 -10.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: