При гигиеническом нормировании различных видов деятельности обязательным является изучение субъективного состояния организма и эмоционального статуса человека.
Начиная с 14 лет, для этой цели может быть использован тест «САН» - самочувствие, активность, настроение. Тестовая карта состоит из 30 пар антонимов, из них:
- № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 характеризуют самочувствие и отражают силу, здоровье, утомление;
- № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 характеризуют активность и отражают подвижность, скорость и темп протекания функций;
- № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 характеризуют настроение, эмоциональное состояние.
Тестовая карта САН
№1 | Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
№2 | Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
№3 | Активный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
№4 | Подвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Малоподвижный |
№5 | Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
№6 | Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
№7 | Работоспособный | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
№8 | Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
№9 | Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
№10 | Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
№11 | Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
№12 | Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
№13 | Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
№14 | Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
№15 | Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
№16 | Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
№17 | Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
№18 | Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
№19 | Отдохнувший | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
№20 | Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
№21 | Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
№22 | Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
№23 | Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
№24 | Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
№25 | Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомляемый |
№26 | Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
№27 | Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
№28 | Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
№29 | Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
№30 | Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Исследуемому предлагают из 7 позиций в каждой строке отметить ту, которая более всего отражает его состояние в момент исследования. Перед выполнением теста дается устная инструкция: «Предлагаемая Вам карта служит для оценки состояния человека в момент исследования. Карта состоит из 30 пар слов, характеризующих разные стороны самочувствия, активности и настроения. Между каждой парой слов расположен ряд цифр, отражающий выраженность того или иного признака в баллах. Вы должны зачеркнуть ту цифру, которая более всего соответствует Вашему состоянию, например, между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3.
«0» соответствует Вашему среднему самочувствию, которое Вы не можете отнести ни к плохому, ни к хорошему.
«1» слева и справа от нуля отражают самочувствие несколько лучше или хуже среднего.
«2» - хорошее или плохое.
«3» - прекрасное или отвратительное.
Не задумывайтесь над каждой строкой, отмечайте цифры по первому впечатлению».
При расшифровке карты все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем бал 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, кодируется 1, балл 0 – 4, а балл 3, отражающий прекрасное самочувствие, активность и настроение – 7.
Для каждой категории рассчитывается средняя арифметическая, среднеквадратическое отклонение и ошибка среднеарифметической. При величине среднеквадратического отклонения более 1,5 баллов результаты тестирования считаются сомнительными.
В качестве ориентиров можно пользоваться следующими стандартами пределов нормального колебания средней арифметической для:
- самочувствия – 6,5-4,3;
- активности – 6,0-3,9
- настроения – 6,2-3,9.
Используется также и показатель дивергенции – разницы между средними величинами самочувствия и активности. Расхождение между ними более чем на 0,6 балла свидетельствует об утомлении.
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме: тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, заключения, промежуточная аттестация, итоговая государственная аттестация.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник для студ. мед. вузов рек. / В. Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.
2. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. Кучмы В.Р. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.
3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405857.html.
4. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 060104 "Медико-профилактическое дело" и 060103 "Педиатрия" рек. ГОУ ВПО "Московская гос. мед. акад. им. И. М. Сеченова" / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова, Н. К. Барсукова [и др.]; под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 560 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413821.html
Дополнительная:
1. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков: руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высш. мед. учеб. заведений / под ред. В. Р. Кучмы - М.: ВУНМЦ, 1999. - 606 с.
2. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. - Введ.01.01.11. – 47 с.
3. СанПиН 2.4.1.2660–10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Изменения в СанПиН 2.4.1.2660-10 - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 2791 -10.