Методические приемы для привлечения младших школьников к чтению




ТЕМА № 1

Читательское развитие через обучение

(деятельность библиотекаря по формированию активного читателя, формы и методы деятельности школьной библиотеки)

Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках школы позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную и др.

Сегодня, я остановлюсь на образовательной и развивающей функциях библиотеки. Развитие детей здесь понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения, а как общее развитие личности.

Идея развивающего обучения сегодня наиболее актуальна во всем мире. В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовные потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности. Особенно важным компонентом является самостоятельный поиск, добывание информации, знаний из разных источников.

Научить ребенка читать можно на любом материале. Однако приобщить детей к искусству можно только средствами самого искусства. Развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению можно только в процессе чтения подлинно художественных произведений.

Следовательно, главным компонентом для реализации этой идеи является литература – особый вид искусства, способный оказывать влияние на мировоззрение человека, обогащать и преобразовывать его духовный мир. А значит, читательская деятельность приобретает особый смысл в читательском развитии через обучение в школьной библиотеке.

Как же строится система работы библиотекаря по формированию активного читателя?

Рассмотрим содержание деятельности библиотекаря по читательскому развитию через обучение в школьной библиотеке.

Одним из самых мощных рычагов, позволяющих повысить успехи в учебе и воспитать у школьников любовь к знанию, является эффективная работа школьной библиотеки. Можно выделить 5 основных направлений в этой работе:

  1. пропаганда чтения;
  2. доступ к информации (каждый школьник должен иметь доступ к информации в любое время);
  3. учет использования источников (в целях выявления наиболее актуальных, спрашиваемых);
  4. интеграция новых технологий (создание информационной сети в школе);
  5. связь между учебным процессом и приобретением знаний (концепция библиотеки как центра обучения и учителей, и учащихся; участие в методических советах и комиссиях).

Школьный библиотекарь как специалист по работе с информацией и педагог становится одной из ключевых фигур в процессе общего образования. Роль школьных библиотекарей в обучении учащихся, развитии у них основных компетентностей многократно возрастает.

На симпозиуме Совета Европы был определен перечень ключевых компетенций учащихся:

Изучать

Уметь извлекать пользу из опыта, решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать

Запрашивать базы данных, опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию, уметь работать с документами.

Думать

Организовывать взаимосвязь прошлого и настоящего, занимать позицию в дискуссиях, оценивать социальные привычки, уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать

Уметь работать в группе, принимать решения, уметь договариваться, улаживать разногласия.

Приниматься за дело

Вносить свой вклад в деятельность группы, нести ответственность, уметь организовать свою работу.

Адаптироваться

Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, уметь находить новые решения.

Модель «Содержание деятельности библиотекаря по читательскому развитию школьников через обучение в ШБ»

Содержание деятельности библиотекаря по читательскому развитию школьников через обучение в ШБ:

Диагностирование.

Индивидуальная работа.

Массовые мероприятия, внеклассная деятельность.

Библиотечный кружок.

Работа с родителями.

Развитие семейного чтения.

Проект «Мы - читатели».

1. Диагностирование. Диагностика проводится для выявления читательской активности детей, изучения направленности их читательских интересов в целях читательского развития.

2. Индивидуальная работа. Каждый читатель индивидуален. Поэтому необходим дифференцированный подход с учетом интересов и потребностей каждого читателя (учитывается возраст, техника чтения, цели чтения).

3. Массовые мероприятия на уроке. Внеклассные мероприятия. Мероприятия проводятся во взаимодействии с учителями, родителями (праздники, конкурсы, классные часы, библиотечные уроки).

4. Библиотечный кружок. Форма работы, в которой наиболее полно проявляется читательское творчество детей. Ребята занимаются интересным для них делом и могут стать примером для многих своих сверстников. Занятость детей в кружке – наиболее эффективный способ читательского развития.

5. Работа с родителями. Взаимодействие с родителями необходимо для обеспечения непрерывности читательского развития. Необходимо проводить беседы, посвященные детскому чтению (групповые, индивидуальные), представлять результаты диагностики на родительских собраниях, привлекать родителей к организации массовых мероприятий.

6. Развитие семейного чтения. Пропагандировать семейное чтение посредством массовых мероприятий, распространения опыта семейного чтения.

7. Проект «Мы - читатели». В рамках этого проекта дети представляют свои читательские интересы (например, любимые книги). После представления своих интересов учащиеся объединяются в группы по своему отношению к чтению как виду деятельности (например «Мы – увлеченные читатели», «Мы – знатоки книг», «Мы – любознательные читатели»). Результатом проекта могут стать слайд-фильм или школьная газета.

Методические приемы для привлечения младших школьников к чтению

Работа с названием книги (дети сами объясняют смысл названия, а убедиться в сущности названия можно только прочитав произведение).

Сообщение интересных сведений об авторе книги (например, что автор наш земляк).

Ведение наблюдений за природой, выполнение опытов (побуждает детей задавать вопросы, а ответы на них они найдут только в книгах).

Чтение отрывка из произведения (при этом чтение заканчивается в самый кульминационный момент, на самом интересном месте, что вызывает желание узнать, что же дальше).

Привлечение детей к практической деятельности (например, уход за цветами вызывает необходимость узнать, как правильно за ними ухаживать).

Применение занимательных форм обучения: разгадывание кроссвордов, толкование пословиц, отгадывание загадок (все это вынуждает обратиться к книге).

Развитие читателя заключается в том, чтобы дети не только прочитали книги и усвоили из них перечень фактов, но и восприняли заключенный в них духовный импульс. Вот в чем заключается главная задача библиотекаря.

Сегодня во всем мире происходит пересмотр традиционных устоявшихся представлений, обретение нового видения профессии школьного библиотекаря, который может играть важную роль в обществе, экономика которого построена на знаниях.

Пересматриваются цели образования, главной из которых является развитие творческой личности, становление человека, непрерывно обучающегося. Процесс обучения становится интересным, если человек умеет учиться.

Информационно грамотный человек понимает, какая ему требуется информация, и может определить местонахождение этой информации, получить к ней доступ, оценить и использовать её.

«Хорошие учащиеся – это не те, кто обладает значительным запасом знаний, а скорее те, кто умеет находить и использовать нужную информацию. Можно сказать, что хорошие учащиеся – это те, кто обладает информационной грамотностью, т.е. пониманием того, как нужно учиться…» (Австралийская ассоциация школьных библиотек).

И школьная библиотека становится динамичным ресурсом образования, а школьный библиотекарь – ключевой фигурой в обучении и консультировании учащихся. Его роль как специалиста, знающего и любящего книгу, не снижается, а становится все более значимой.

 

 

ТЕМА № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: