НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» им. Максимова Н. М. НМР РТ

 

Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Протокол №__ от «__» ______ 2016г. «Согласовано» заместитель директора школы по УР ___________________ «__» ______ 2016. «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1» НМР РТ ___________ Г. Ф. Салихова Приказ №_____ от ______2016г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по обще интеллектуальному направлению

«Шахматно – шашечная школа»

начального общего образования

базовый уровень

учителей начальных классов

высшей квалификационной категории

Тарасевич Ларисы Георгиевны

 

 

2016 -2017 учебный год

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ

«ШАХМАТНО – ШАШЕЧНАЯ ШКОЛА»

Планируемые результаты 3 класс
Формирование универсальных учебных действий Личностные Ученик научится: · самостоятельно отвечать за свои поступки; · уважительно относиться к другим участникам шахматной игры турниров, · научится соблюдать изученные правила шахматного кодекса Ученик получит возможностьнаучиться:   · воспитывать этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; · развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к занятиям по программе «Шахматы»; · оценивать свои поступки в разных ситуациях; · развивать начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные Познавательные Ученик научится: · ставить и формулировать проблемы; · осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Ученик получит возможностьнаучиться: · осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные Ученик научится · использовать речь для регуляции своего действия; · адекватное воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Ученик получит возможностьнаучиться: · выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; · соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи Коммуникативные Ученик научится · работать в группе, учитывать мнения партнеров; · ставить вопросы; · обращаться за помощью; · формулировать свои затруднения; · предлагать помощь и сотрудничество; · слушать собеседника; Ученик получит возможность научиться: · договариваться и приходить к общему решению; ученик получит возможность научиться: · формулировать собственное мнение и позицию; · осуществлять взаимный контроль; · адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные Ученик научится: · правилам игры в шахматы, правилам хода и взятия каждой фигуры; · играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. · ориентироваться на шахматной доске, различать горизонталь, вертикаль, диагональ; · правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; Ученик получит возможность научиться
  • умению решать элементарные задачи на мат в один ход, различать ценность шахматных фигур;
  • записывать шахматную партию;
  • проводить элементарные комбинации (длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья);

 

 

Содержание курса

«Шахматная школа»

Первый год обучения 3 класс

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

 

Тематика курса

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

 

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

 

ХОДЫИ ВЗЯТИЕ ФИГУР

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 3 класс

Тема занятия Содержание Основные виды деятельности
  1. Шахматная доска Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.
1. Знакомство с шахматной доской
2. Шахматная доска Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
  2. Шахматные фигуры.   Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».
3. 4. Знакомство с шахматными фигурами
  3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
5. Начальное положение
  4. Ходы и взятие фигур.   (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
6. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
7. Ладья в игре. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
8. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
9. Слон в игре. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
  Ладья против слона. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
  Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
  Ферзь в игре. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».  
  Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
  Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
  Конь в игре. Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
  Конь против ферзя, ладьи слона. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
  Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
  Пешка в игре. Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
  Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение»
  Знакомство с шахматной фигурой. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).
  Король против других фигур. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
  5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.  
  Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов»,
  Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
  Ставим мат. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
  Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
  Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
  6. Игра всеми фигурами из начального положения Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.  
  Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
  Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.
33-34 Повторение материала. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального пол.

Календарно - тематическое планирование курса «Шахматная школа»

Класс

Тема занятия План Факт
  1. Шахматная доска    
1. Знакомство с шахматной доской 01.09  
2. Шахматная доска 08.09  
  2. Шахматные фигуры.    
3. 4. Знакомство с шахматными фигурами 15.09 22.09    
  3. Начальная расстановка фигур.    
5. Начальное положение 29.09  
  4. Ходы и взятие фигур.    
6. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. 06.10  
7. Ладья в игре. 13.10  
8. Знакомство с шахматной фигурой. Слон. 20.10  
9. Слон в игре. 27.10  
  Ладья против слона. 10.10  
  Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. 17.10.  
  Ферзь в игре. 24.10  
  Ферзь против ладьи и слона. 01.12  
  Знакомство с шахматной фигурой. Конь. 08.12  
  Конь в игре. 15.12  
  Конь против ферзя, ладьи слона. 22.12  
  Знакомство с пешкой. 12.01  
  Пешка в игре. 19.01  
  Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 26.01  
  Знакомство с шахматной фигурой. Король. 02.02  
  Король против других фигур. 09.02  
  5. Цель шахматной партии.    
  Шах. 16.02  
  Мат. 02.0309.03  
  Ставим мат. 16.03 23.03  
  Ничья, пат. 06.04  
  Рокировка. 13.04 20.04    
  6. Игра всеми фигурами из начального положения.    
  Шахматная партия. 27.04  
  Шахматная партия. 04.05  
  Повторение программного материала. 11.05 18.05  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: